Случалось ли с вами такое, что после прочтения некоторых произведений, в том числе классических, оставалось некоторое ощущение недосказанности, а также неутоленный читательский голод? Если да, то наша сегодняшняя подборка точно для вас. Речь идет о книгах-продолжениях, написанных другими авторами. В последнее время эта тенденция весьма активна, однако идея продолжить историю популярных героев на самом деле стара, как и сама литература. Например, в начале XVII века вышла так называемая вторая часть «Дон Кихота», пародировавшая оригинал и содержавшая насмешки не только над героями, но и над самим Сервантесом. Автор этого печально знаменитого «Лже-Дон Кихота», укрывшийся под псевдонимом Алонсо Фернандес де Авельянеда, так оправдывал существование своего «шедевра»:
«Никому не следует удивляться, если вторую часть выпускает другой сочинитель, ибо вовсе не внове, что одну и ту же историю передают разные лица».
В принципе, он прав. Однако книга Авельянеды после выхода подлинной второй части «Дон Кихота» Сервантеса оказалась в тени. Правда, в XVIII веке она привлекла внимание автора романа «Хромой бес» Алена Лесажа, который переделал ее на свой лад и издал на французском. Впрочем, это не сильно поспособствовало популярности «Лже-Дон Кихота», о котором теперь знают разве что историки литературы. А вот некоторым «продолжениям» повезло куда больше. О них мы и поговорим сегодня.
Автостопом по Галактике. А вот еще…
Йон Колфер
Серия юмористических научно-фантастических романов английского писателя Дугласа Адамса под общим названием «Автостопом по Галактике», к неудовольствию многих читателей, закончилась на минорной ноте. Речь идет о романе «В основном безвредна» — пятой и, на тот момент, заключительной части пенталогии «Автостопом по галактике» и последней прижизненной книге Адамса. Сам автор признавал претензии критиков и читателей и поэтому хотел закончить цикл, написав шестой роман, но… не успел.
С разрешения вдовы Адамса эстафету подхватил современный ирландский писатель Йон Колфер, известный юмористическим циклом книг о приключениях Артемиуса Фаула. Так появилась новая серия романов про Путеводитель по галактике под названием «А вот еще…» История продолжается с того же момента, на котором она закончилась в последней книге Дугласа Адамса: когда несущие смерть лучи устремляются к Земле, и главные герои «выпадают» из виртуальной реальности. Произведения Колфера снискали смешанные отзывы критиков и фанатов оригинальной серии, но в целом были приняты хорошо.
Девушка, которая застряла в паутине
Давид Лагеркранц
Эта запутанная история началась на пороге нового тысячелетия, когда шведский писатель, журналист и левый общественный деятель Стиг Ларссон заключил договор с издательством на публикацию детективной трилогии о Микаэле Блумквисте — журналисте, специализирующемся на экономическим расследованиях и разоблачениях. Значительно расширив первоначальный замысел и добавив второго главного героя — юную хакершу Лисбет Саландер с непростой судьбой и тяжелым характером, — Ларссон закончил все три романа и даже успел начать четвертый, однако не сумел дожить до своего литературного дебюта. Осенью 2004 года он умер от обширного инфаркта в возрасте пятидесяти лет.
В 2011 году вдова Ларссона — Ева Габриэльсон — заявила о своей готовности закончить недописанный роман мужа, но что-то пошло не так. Дело застопорилось на несколько лет, однако в начале 2015 года было официально объявлено о выходе долгожданного продолжения «Миллениума». Честь закончить роман «Девушка, которая застряла в паутине» выпала шведскому журналисту, публицисту и писателю Давиду Лагеркранцу, автору психологического детектива о жизни и загадочной смерти гениального математика Алана Тьюринга. Впоследствии Лагеркранц написал еще две книги о приключениях Лисбет Саландер, превратив, таким образом, серию «Миллениум» в гексалогию, то есть цикл из шести книг.
Чайка
Борис Акунин
В 2000 году русский писатель, ученый-японист, литературовед и переводчик Борис Акунин, известный современному читателю по циклу о приключениях Эраста Фандорина, создал детективное продолжение пьесы Антона Павловича Чехова «Чайка». Сначала Акунин полностью цитирует произведение Чехова, а потом предоставляет читателю несколько вариантов развития событий. Во всех вариантах пятого акта роль следователя берет на себя доктор Дорн, рассказывая о своем родстве с династией фон Дорнов, таким образом, Акунин проводит своеобразную параллель с любимым персонажем своих детективов Фандориным. Каждый раз смерть Треплева, произошедшая в конце чеховской «Чайки», представлена по-разному. Это и подтверждение его самоубийства, и убийство самыми различными, порой неожиданными участниками пьесы, в самом последнем варианте в убийстве Треплева признается сам Дорн.
Авторы детективов нередко лишь в самом конце сообщают читателю какие-либо важные обстоятельства и делают виновными в первоначальном преступлении персонажей, на которых никто не мог бы и подумать. Такая игра с главными атрибутами жанра в переписанной им «Чайке» Чехова настолько понравилась Акунину, что в 2005 году вышли сразу три книги подобных пародий, объединенных циклом «Жанры»: «Детская книга», «Шпионский роман» и «Фантастика».
Дом шелка. Мориарти
Энтони Горовиц
Пожалуй, можно смело заявить, что литературный герой, породивший больше всего продолжений и подражаний, — это Шерлок Холмс. Он уже давно вошел в книгу рекордов Гиннесса как самый экранизируемый персонаж всех времен: количество киноисторий о нем сопоставимо разве что с объемом «Шерлокианы», вышедшей в свет после смерти его «отца» — британского писателя Артура Конан Дойля.
Несмотря на обилие «продолжателей» и «подражателей» «Шерлокианы», включая сына самого писателя — Адриана Конан Дойля, — единственным, на данный момент, каноничным продолжением истории известного детектива стал роман Энтони Горовица «Дом шелка», посвященный расследованию деятельности ирландской «банды в кепках», терроризирующей Бостон. Возможно, дело в том, что соотечественник Дойля Горовиц отнюдь не новичок в детективном жанре: его поклонники по всему миру признаются, что действие в романа Энтони закручено едва ли не серьезнее, чем у самого Конан Дойля, а на страницах продолжений «Шерлокианы» действительно присутствует дух знаменитого британского писателя.
Кольцо Тьмы
Ник Перумов
Русский писатель-фантаст Ник Перумов получил широкую известность после своей первой публикации в 1993 году эпопеи «Кольцо Тьмы», действие которой происходит в Средиземье Джона Рональда Руэла Толкина. Первым крупным произведением Перумова, тогда еще писателя-любителя, стала дилогия «Нисхождение Тьмы, или Средиземье 300 лет спустя». Через полгода отредактированная версия книги была выпущена под названием «Кольцо Тьмы». Книга произвела фурор на рынке фантастики и вызвала как положительные, так и критические оценки читателей, критиков, а также фанатов оригинального Средиземья. Однако же поклонники самого Перумова считают «Кольцо Тьмы» произведением, положившим начало русскому фэнтези.
Главным героем цикла «Кольцо Тьмы» является хоббит Фолко Брендибэк — потомок Мериадока Брендибака, одного из ключевых персонажей «Властелина колец» Толкина. С событий оригинальной трилогии прошло более 300 лет. Гном Торин, сын Дарта, в поисках Красной Книги, написанной Бильбо, прибывает в Шир. Здесь он знакомится с Фолко и рассказывает ему, что в подземельях Мории пробудилось зло. Эти двое быстро становятся друзьями и отправляются в Аннуминас, столицу Арнора. По дороге они наблюдают, что в Средиземье творится что-то неладное…
По промокоду dzenfriends подписчиков канала ждет скидка 20% и подарок — книга на ваш выбор из подборки! Для того, чтобы активировать купон, перейдите по ссылке.
Еще больше интересных материалов — в нашем Telegram-канале!