Показывать предысторию сюжета, когда мы уже видели основной сюжет, знакомить нас с началом пути персонажей – это всегда крайне рискованная и неблагодарная идея. Крайне сложно составить сюжет грамотно, чтобы не наплодить сюжетных дыр и не свести все арки персонажей к дуболомному откату назад.
Словом, когда я узнала о выходе фильма «Астрал 3», действия которого показаны за несколько лет до случая с семьей Ламберт (события фильмов «Астрал 1», «Астрал 2»), которые должны были показать дело Элис и её знакомство с Такером и Спексом, я уже мысленно взвыла.
Я ожидала что либо «Астрал 2» будет законченной историей – грамотно закольцованной и очень достойной, либо нам покажут продолжение того дела, которым заканчивается «Астрал 2» (последние кадры), либо Спекс и Такер продолжат работать с Карлом и иногда будут консультироваться с Элис…я ожидала продолжения истории, развития Спекса и Такера и новых запутанных столкновений с потусторонним.
Но это я размечталась. На деле Джеймс Ван, ограничившись только продюсированием в этот раз, и студии выпустили ну…кусок творчества.
Я не буду пересказывать события всего дела, потому что оно нудноватое и скучное, я просто выскажу свои претензии.
Итак. Поехали!
1. фильм показывает предысторию. Я понимаю, что это вкусовщина, но поскольку это моё мнение, оно таково – не нужно показывать начало всех начал, не нужно было показывать знакомство Элис со Спексом и Такером и то, как они начали работать вместе. У них была слаженная команда, и очевидно, команда собралась после какого-то дела. И нужно было оставить именно дело «каким-то», потому что команда выглядела цельной и не так уж и важно как оно там началось. Вы ведь не показывали как там Карл начал бросать кости? Потому что это лишний элемент. Но ладно, дальше.
2. фильм пытается пошутить. Нет, я не против того, чтобы в фильмах ужасов проскальзывали одна-две качественные шутки. Но тыкать постоянно во всякие «ты видишь это лицо? Это огребательное лицо…» просто - зачем?
3. персонажи ни для чего ненужные. Так, влюбленный парнишка, странные обитатели дома, подружка главной героини… им отведено так много места и так не для чего. Вспомните первую-вторую части, где действие было сконцентрированным, где каждый персонаж был для чего-то. Здесь вы этого не найдёте.
4. Спекс и Такер. Вот это меня подбешивает аж серьёзно. Понятно что в самом начале, до знакомства с Элис, они не были такими серьёзными, но проклятие! Мы видели какими они стали. Зачем откатывать персонажей и позволять им деградировать как героям?
5. Элис. Мы знаем – Элис умрёт после первой части, будет астральным духом во второй, так зачем нам видеть её живой? Это идёт вразрез с трагедией, мы видели – Элис полезна и духом в астрале. Так на кой её возвращать в сюжет… ах да, нам же жизненно необходимо было показать именно предысторию!
6. антагонист. Сущность, дух, бла-бла-бла – как угодно называйте. В первой части антагонист был не запоминающимся, какая-то дрянь с красным лицом, но там ужас был в самом положении Долтона и в том, что вместо Джоша вернулся кто-то другой…
Во второй части главное зло в лице Матери Паркера и самого Паркера как старухи в чёрном были очень запоминающимися и жуткими.
А в третьей…э? какая-то дрянь в кислородной маске. Ну отличный противник! Без трагедии и идеи, без какого-то очеловечивания.
7. внезапная помощь от духа умершей матери главной героини. Нет, это красиво, это всегда очаровательно, но меня смущает то, что мать зовут Лилит. Я думала что «Лили», но в поисках информации увидела «Лилит». Нет, это хорошее имя, только я думаю что у большинства людей оно всё-таки ассоциируется с демонической силой и активностью. И это…сбивает с толку.
8. линии истории и ужаса. В первом фильме ужас был многоуровневым: беспробудный сон Долтона – бытово-болезненный ужас, сверхъестественное в доме – основной ужас, концовка – предвещающий ужас. Во втором также несколько линий: история Паркера и его ужасной матери, Джош в семье и настоящий Джош в астрале, плюс несколько мелких скрим-моментов. Ужас в третьем фильме строится на личной драме Элис (побочная ветвь истории), а основная линия пугает лишь неожиданными звуками и появлениями…
А это дурной тон.
Я не хочу сказать, что фильм откровенно плох. Этого нельзя сказать (особенно, когда посмотришь четвёртую часть), но вся его проблема в том, что он вышел после жуткой второй части, задавшей высокий уровень франшизе. После второй части смотреть третью, которая крепко сделана, но дурна в сравнении с куда лучшим фильмов – удовольствие весьма сомнительное.
p.S. кассовые сборы фильмов говорят сами за себя:
Астрал 1 - $97 009 150
Астрал 2 - $161 919 318
Астрал 3 - $112 983 889
Ну и Астрал4 как завершение всей франшизы - $167 885 588
Всего за франшизув сборах - $539 797 945
Это при том, что бюджет всех четырех фильмов составил всего $26 500 000