Найти тему
Автоканал 22

Первый советский самосвал-гигант, который прозвали «четвертаком» в честь денежной купюры. Как создавали МАЗ 525, особенности и недостатки

Оглавление

Для гигантского послевоенного строительства нужны были необычные грузовики. Специалисты по большегрузам были сконцентрированы в Ярославле. Там и родилась идея строительства двадцатипятитонного самосвала. В этой публикации о предпосылках и этапах создания, особенностях конструкции и применения МАЗ-525.

На фоне МАЗ-525 "Москвич" кажется малышом. Облик машины менялся несколько раз. На этом снимке установлены поручни на крыльях, которые позднее упраздят.Адрес иллюстрации: https://i03.fotocdn.net/s127/688b99ae575a0a27/public_pin_l/2875691520.jpg
На фоне МАЗ-525 "Москвич" кажется малышом. Облик машины менялся несколько раз. На этом снимке установлены поручни на крыльях, которые позднее упраздят.Адрес иллюстрации: https://i03.fotocdn.net/s127/688b99ae575a0a27/public_pin_l/2875691520.jpg

С чего всё начиналось?

Карьерный самосвал задумали в 47-м году, пытаясь приспособить некоторые узлы серийного ЯАЗ-200, и назвали ЯАЗ-225. Курировало проект КБ большегрузов при минавтопроме СССР. До строительства машин в металле ярославцы не дошли, передали чертежи в Минск, где продолжили совершенствование проекта с учётом возможностей МАЗа.

Нельзя не отметить, что в Минске проектирование самосвала возглавил Б.Л. Шапошник – впоследствии легендарный создатель гигантских тягачей. В машине было много новых для СССР решений, связанных с размерами машины, возможностями производства и особенностями применения самосвала.

В СССР была денежная купюра сиреневого цвета номиналом 25 рублей, которую в народе прозвали «четвертак». Такое же имя дали двадцатипятитонному самосвалу МАЗ. Адрес иллюстрации: https://yandex.ru/video/preview/?text=маз-525%20грузовой%20автомобиль&path=yandex_search&parent-reqid=1654169705520818-11295903511052603301-sas3-0912-88d-sas-l7-balancer-8080-BAL-5793&from_type=vast&filmId=15739468923683682385
В СССР была денежная купюра сиреневого цвета номиналом 25 рублей, которую в народе прозвали «четвертак». Такое же имя дали двадцатипятитонному самосвалу МАЗ. Адрес иллюстрации: https://yandex.ru/video/preview/?text=маз-525%20грузовой%20автомобиль&path=yandex_search&parent-reqid=1654169705520818-11295903511052603301-sas3-0912-88d-sas-l7-balancer-8080-BAL-5793&from_type=vast&filmId=15739468923683682385

Осенью 50-го года МАЗ-525 начали испытывать, в серию он пошёл спустя год. Как и на всех машинах Минского автозавода этого периода на капоте гиганта красовался зубрик, позднее он перешёл на бока капота. В разные годы облик самосвала не значительно изменялся, оставаясь узнаваемым на протяжении всего выпуска по характерной для МАЗ-200 решётке радиатора.

Один тягач не мог осилить загрузку скрепера, поэтому ему помогал второй, прозванный толкачём. Адрес иллюстрации: https://www.vazzz.ru/wp-content/uploads/2018/11/MAZ-E-525D.jpg
Один тягач не мог осилить загрузку скрепера, поэтому ему помогал второй, прозванный толкачём. Адрес иллюстрации: https://www.vazzz.ru/wp-content/uploads/2018/11/MAZ-E-525D.jpg

Спустя год появилась седельная модификация с индексом Э-525Д. «Седельник» буксировал 15-ти кубовый скрепер Д-189. Машина применялась при постройке дорог и других объектов, где нужно было перемещать грунт на малом плече без применения погрузчиков. Автору в детстве посчастливилось наблюдать такую машину на строительстве сельской дороги и даже прокатиться в кабине. Испытал восторг и восхищение её размерами и мощью.

Троллейвоз стал продуктом совместного творчества украинских учёных горнорудного производства, харьковских троллейбусников и жодинских автомобилестроителей. Адрес иллюстрации: https://vk.com/wall-140101784_43382
Троллейвоз стал продуктом совместного творчества украинских учёных горнорудного производства, харьковских троллейбусников и жодинских автомобилестроителей. Адрес иллюстрации: https://vk.com/wall-140101784_43382

Следующим этапом совершенствования 525-го МАЗа было создание самосвала на электротяге с питанием от контактной сети через контактные штанги типа троллейбусных. Два троллейбусных электромотора по 172 киловатта приводили гигант в движение по карьерной дороге, оснащённой электросетью. Машина без груза весила 25 тонн и могла двигаться с 45-ти километровой скоростью.

Модернизированный седельный тягач МАЗ-525А с детищем жодинских специалистов - полуприцепом БелАЗ-5271. Адрес иллюстрации: https://amsrus.ru/wp-content/uploads/2019/04/MAZ-525-3.jpg
Модернизированный седельный тягач МАЗ-525А с детищем жодинских специалистов - полуприцепом БелАЗ-5271. Адрес иллюстрации: https://amsrus.ru/wp-content/uploads/2019/04/MAZ-525-3.jpg

В Минске за 7 лет сделали почти 9 сотен самосвалов. Из них за последний год 231 экземпляр. С конца 58-го года МАЗ-525 стали производить в Жодино, где делали дорожные машины и сошли с конвейера более 6 тысяч самосвалов с минской маркой. Конвейер для таких больших машин здесь применили первыми в мире. К седельному тягачу придумали самосвальный 45-ти тонный полуприцеп, назвав его БелАЗ-5271. Модернизированный тягач получил индекс МАЗ-525А.

Эволюция минских самосвалов, слева направо: МАЗ-205, МАЗ-525, МАЗ-530. Адрес иллюстрации: https://trucksreview.ru/maz/maz-525-tehnicheskie-harakteristiki.html
Эволюция минских самосвалов, слева направо: МАЗ-205, МАЗ-525, МАЗ-530. Адрес иллюстрации: https://trucksreview.ru/maz/maz-525-tehnicheskie-harakteristiki.html

На крупных стройках и открытых карьерах «четвертаки» применялись спустя десятилетие после окончания производства в 65-м году. Все крупные советские плотины и дороги этого времени были построены с применением МАЗ-525. Он даже в Египте возводил Асуанскую плотину. Один из последних экземпляров, считающийся одним из уцелевших, стал памятником на одноимённой ГЭС под Красноярском.

Особенности МАЗ 525

  • При скорости 30 км/час самосвал имел впечатляющие габариты ДхШхВ, которые составили 8,305х3,22х3,675 м при базе 4,78 м и диаметре колеса 1,72 м.
  • Танковый дизель объёмом 39 литров потреблял на километр пути 1,4 литра солярки. В автопроме Союза тех лет не делали нужного для такого веса машины дизеля, поэтому взяли освоенный в оборонке танковый дизель на 300 л.с., которым снабжались легендарные Т-34. Правый блок относительно левого располагался под углом 60 градусов и его поршни имели ход на 6,7 мм больше, чем противоположного.
Эта схема даёт представление о расположении узлов и механизмов МАЗ-525. Адрес иллюстрации: https://www.sinref.ru/avtomobili/MAZ/000_sverhtajolie_samosvali_maz525_maz530_smirnov_1960/000/005.jpg
Эта схема даёт представление о расположении узлов и механизмов МАЗ-525. Адрес иллюстрации: https://www.sinref.ru/avtomobili/MAZ/000_sverhtajolie_samosvali_maz525_maz530_smirnov_1960/000/005.jpg
  • Для компенсации трансмиссионных ударов установили гидромуфту, передававшую момент от 12-ти цилиндрового дизеля на сцепление пятиступенчатой КПП.
  • Задний мост крепился к раме жёстко, так как считали, что подвеска не выдержит удары груза. Редукторы планетарного типа располагались в ступицах и увеличивали момент на колёсах.
  • Передний мост имел продольные рессоры. Гидроусилитель руля впервые применили на советской машине.
МАЗ-525 перекрывают Нил в Египте. Адрес иллюстрации: http://visualrian.ru/images/old_preview/67/60/676065_preview.jpg
МАЗ-525 перекрывают Нил в Египте. Адрес иллюстрации: http://visualrian.ru/images/old_preview/67/60/676065_preview.jpg
  • Самосвальная установка с гидронасосом на дизеле, способном нагнетать и откачивать масло одновременно в два цилиндра. На откачку работали две секции и одна на нагнетание.
  • Между грузовой платформой и рамой устанавливались три пары подушек из резины. Двухслойное дно кузова с прокладкой из дуба выдерживало удары каменных глыб при погрузке. Кабину защищал козырёк платформы.

Недостатки МАЗ-525

  • Запас прочности и металлоемкость конструкции самосвала оказалась излишней и требовала, говоря современным языком, оптимизации.
  • Трансмиссия с низким КПД для машин такого класса.
На картине "Покорение Енисея" художника Тойво Васильевич Ряннель отражена работа МАЗ-525 в момент перекрытия могучей сибирской реки в районе Дивногорска, где возвели Красноярскую ГЭС. Адрес иллюстрации: https://yandex.ru/images/search?cbird=5&rpt=imageview&redircnt=1654156226.1&url=https%3A%2F%2Favatars.mds.yandex.net%2Fget-images-cbir%2F2126495%2FbKeUmM9pOXYSQRuizXWhZA6226%2Forig&cbir_id=2126495%2FbKeUmM9pOXYSQRuizXWhZA6226
На картине "Покорение Енисея" художника Тойво Васильевич Ряннель отражена работа МАЗ-525 в момент перекрытия могучей сибирской реки в районе Дивногорска, где возвели Красноярскую ГЭС. Адрес иллюстрации: https://yandex.ru/images/search?cbird=5&rpt=imageview&redircnt=1654156226.1&url=https%3A%2F%2Favatars.mds.yandex.net%2Fget-images-cbir%2F2126495%2FbKeUmM9pOXYSQRuizXWhZA6226%2Forig&cbir_id=2126495%2FbKeUmM9pOXYSQRuizXWhZA6226
  • Отсутствие подвески ведущего моста способствовало «козлению» машины на циклических неровностях.
  • Недостаточная обзорность огромной машины заставляла водителя на особо ответственных участках вести её стоя.

Вышеназванные минусы не умолят "заслуг" легендарного самосвала МАЗ-525 и были учтены в следующих самосвалах Белорусского автозавода, первенцем которого стал БелАЗ-540.

С этим читают:

Россия начинает строить карьерные самосвалы. Пока только два, но ведь лиха беда начало

5 проблем, возникших при создании МАЗ-500. Как люди боролись за «бескапотник» и в чём была драматичность борьбы

3 первых советских дизеля и 5 причин, сдерживающих их распространение в автомобилестроении

Источники информации: https://ru.wikipedia.org/wiki/МАЗ-525,                  https://trucksreview.ru/maz/maz-525-tehnicheskie-harakteristiki.html                                                                                     https://www.drive2.ru/b/458505420827323063/
Источники информации: https://ru.wikipedia.org/wiki/МАЗ-525, https://trucksreview.ru/maz/maz-525-tehnicheskie-harakteristiki.html https://www.drive2.ru/b/458505420827323063/

#авто #интересные факты #история #транспорт #отечественный автопрома #автомобили #маз

Авто
5,66 млн интересуются