Наверное, нет сейчас людей, которые, услышав «джек-воробей», машинально не добавят: «Капитан Джек Воробей!» Грандиозная трилогия Гора Вербински (+ два необязательных фильма сверху) уже стала важной частью истории кино и артефактом массовой культуры. Вербински, будучи ремесленником в самом лучшем значении этого слова, соорудил аттракцион, возвращаться к которому можно бесчисленное количество раз. Причем аттракцион не только в плане зрелищности — хотя по уровню постановки «Пираты» опережают любой фильм Marvel — но и в эмоциональном плане. Дело не только в первоклассном постмодернистском сценарии, соединяющем разные жанры и тональности, а именно в актерах, сделавших текст живым. Скорее, в одном актере. (При всем уважении к Джеффри Рашу, он здесь существует именно в координатах, заданных игрой Деппа.)
Джек Воробей — это одновременно карикатурная маска и живой человек. Депп играючи прыгает от эксцентрики к психологической достоверности. Его, в сущности, мультяшный герой, кажется по-человечески понятным. Его рок-н-ролльная пластика и граничащая с кривлянием мимика ни на секунду не кажутся чрезмерными или немотивированными. Не хочется называть эту работу ролью всей жизни (скорее, хочется верить, что такая роль у него еще впереди), но, думается, на обложках будущих киноведческих книг о Деппе будет именно этот образ.
Сейчас уже едва ли возможно представить кого-то другого в роли Джека Воробья, хотя на ранних этапах в качестве кандидатов на главную роль рассматривались Мэттью Макконахи, Джим Керри и... Кристофер Уокен. Что касается Деппа, то из 2002-го, когда стартовали съемки, этот выбор был не самым очевидным. Депп был любим зрителем, но еще не стал кассовой бомбой, гарантирующей если не безоговорочный успех в прокате, то хотя бы повышенное внимание к любому фильму с его участием.
Этот успех стал и его проклятием. Переквалифицировавшись из звезды авторского кино и чудаковатого арт-мейнстрима в большую звезду, Депп многократно приумножил фан-аудиторию, заработал огромные деньги и любовь миллионов зрителей, но и получил излишнее внимание к своей личной жизни, оброс актерскими штампами и с годами порядком устал от своего звездного статуса и некоторых ролей (в частности, и Воробья, что заметно по последним — и, пожалуй, излишним — картинам франшизы). В общем, нет мечты хуже сбывшейся.
Больше текстов о кино в нашем телеграм-канале: