В 1839 году в Высшем свете Петербурга разразился грандиозный сандал, который стоил великому художнику Карлу Брюллову репутации порядочного человека и на несколько лет лишил части заказов и расположения царской семьи.
Карлу Брюллову было уже почти 40 лет (по меркам XIX века весьма почтенный возраст). Он никогда не был женат и вел типичную богемную жизнь. Напряженные периоды творчества сменялись у мастера пирушками с друзьями и почитателями его таланта.
В это период неожиданно для многих Карл Брюллов влюбился в 17-летнюю дочь губернатора Риги Эмилию фон Тимм. Девушка отличалась редкой красотой, была талантливой пианисткой и очаровательно пела.
Родители Эмилии поддержали этот выгодный во всех смыслах брак: слава Брюллова гремела на всю Европу, он был богат и придерживался лютеранской веры. Однако счастье новобрачных длилось очень недолго. Не прожив с Брюлловым и пары месяцев, Эмилия внезапно бросила мужа и сбежала обратно в Ригу к родным.
Николай I через шефа жандармов Бенкендорфа потребовал от Карла Брюллова официальное объяснение, которое и было дано брошенным супругом. Что конкретно сообщил Брюллов чиновнику (по сути, самому царю) неизвестно, т.к. рапорт не сохранился. Однако по городу моментально поползли слухи, один другого ужаснее.
В целом их можно свести примерно к следующему: Карл Брюллов то ли застал супругу вместе с ее отцом, то ли она сама ему призналась, что между ними была связь. Современные исследователи почти единогласно придерживаются версии, что Эмилия фон Тимм была чуть ли не аферисткой, втершейся в доверие к талантливому, но наивному "большому ребенку". Якобы ее отец потом шантажировал Брюллова и требовал у него деньги и т.п.
Однако ни сам Николай I, ни Высшее общество Петербурга версию Брюллова не приняли и почти единодушно осудили художника. Этот факт уже говорит о многом. Добавлю еще пару слов в защиту Эмилии фон Тимм:
1) В описываемый период отца супруги Брюллова не было в Петербурге. Фридрих фон Тимм вернулся в Ригу сразу же после венчания дочери.
2) Когда Брюллов понял, что его супруга (якобы) не невинна, то Эмилия фон Тимм (если бы она была аферисткой), могла бы придумать какое-нибудь более жалостливое и трагичное оправдание этого факта, чем зачем-то приплетать сюда своего отца (это только повысило градус ненормальности ситуации).
3) Брат Карла Брюллова, не менее знаменитый художник и архитектор Александр Брюллов, вспоминал, что первые пару недель между супругами царила чуть ли не идиллия: к молодой чете приходили гости, Эмилия играла на фортепиано, пела и т.п. Понятно, что подобное поведение было бы не возможно, если бы совсем недавно выяснилось то, о чем написано выше.
4) Через несколько лет Эмилия фон Тимм вернулась в Петербург и вышла замуж за сына известного литератора Греча. Брак был счастливым и в нем родилось несколько детей. Бывшая супруга Брюллова чувствовала себя в столице абсолютно свободно. Женщину никто ни в чем не обвинял и косо не смотрел.
А вот к самому Карлу Брюллову уже есть вопросы. Племянник художника, известный акварелист Петр Соколов, так писал про родного дядю и его молодую супругу:
При виде этой очаровательной девушки меня охватило чувство жалости к ней. Она, свеженькая 18-летняя, как махровый цветок, дышащая жизнью и здоровьем, рядом с обрюзгшим и опухшим от пьянства и разврата (Брюлловым) представляла грустное зрелище.
И еще одна цитата Соколова, которая во многом объясняет, что же там могло произойти:
Моим опасениям за нечастную жертву пришлось осуществиться (...) после медового месяца, когда у несчастной девушки открылись глаза, дядюшка начал ревновать ее ко всем окружающим, даже приревновал ее к императору Николаю Павловичу.
Карл Брюллов вообще отличался взрывным темпераментом. Когда он приходил в ярость, то ни на кого не обращал внимание. Известно, что один раз он даже изрезал ножом портрет супруги Николая I после того, как она пропустила сеанс позирования.
Означает ли это, Карл Брюллов сам послужил причиной семейной драмы, после чего оклеветал супругу в глазах царя и высшего света?
В данном случае я все же верил бы не слухам, а тем не многим фактам, за которые можно зацепиться. Поскольку объяснения Брюллова Бенкендорфу не сохранились (те немногие отрывки, что гуляют по сети, не привязаны к достоверным источникам), то спорить о том, чем же он объяснил бегство супруги, не имеет смысла.
Критерием оценки этой ситуации я бы посчитал мнение Николая I, который все же не поверил Брюллову (а в делах морали и нравственности царь всегда был очень дотошным). Да и другие свидетельства Эмилию фон Тимм скорее обеляют, чем обвиняют.
Какой же отсюда напрашивается вывод? Карл Брюллов, конечно, был творческим гением, но вот как человек он все же был очень неоднозначным...