Найти тему
Культур-трегер

Почему от великого художника Карла Брюллова сбежала молодая жена

"Последний день Помпеи" картина, которая прославила Карла Брюллова на всю Европу
"Последний день Помпеи" картина, которая прославила Карла Брюллова на всю Европу

В 1839 году в Высшем свете Петербурга разразился грандиозный сандал, который стоил великому художнику Карлу Брюллову репутации порядочного человека и на несколько лет лишил части заказов и расположения царской семьи.

Карлу Брюллову было уже почти 40 лет (по меркам XIX века весьма почтенный возраст). Он никогда не был женат и вел типичную богемную жизнь. Напряженные периоды творчества сменялись у мастера пирушками с друзьями и почитателями его таланта.

В это период неожиданно для многих Карл Брюллов влюбился в 17-летнюю дочь губернатора Риги Эмилию фон Тимм. Девушка отличалась редкой красотой, была талантливой пианисткой и очаровательно пела.

Карл Брюллов "Портрет Эмилии фон Тимм", 1838 г.
Карл Брюллов "Портрет Эмилии фон Тимм", 1838 г.

Родители Эмилии поддержали этот выгодный во всех смыслах брак: слава Брюллова гремела на всю Европу, он был богат и придерживался лютеранской веры. Однако счастье новобрачных длилось очень недолго. Не прожив с Брюлловым и пары месяцев, Эмилия внезапно бросила мужа и сбежала обратно в Ригу к родным.

Николай I через шефа жандармов Бенкендорфа потребовал от Карла Брюллова официальное объяснение, которое и было дано брошенным супругом. Что конкретно сообщил Брюллов чиновнику (по сути, самому царю) неизвестно, т.к. рапорт не сохранился. Однако по городу моментально поползли слухи, один другого ужаснее.

В целом их можно свести примерно к следующему: Карл Брюллов то ли застал супругу вместе с ее отцом, то ли она сама ему призналась, что между ними была связь. Современные исследователи почти единогласно придерживаются версии, что Эмилия фон Тимм была чуть ли не аферисткой, втершейся в доверие к талантливому, но наивному "большому ребенку". Якобы ее отец потом шантажировал Брюллова и требовал у него деньги и т.п.

Однако ни сам Николай I, ни Высшее общество Петербурга версию Брюллова не приняли и почти единодушно осудили художника. Этот факт уже говорит о многом. Добавлю еще пару слов в защиту Эмилии фон Тимм:

1) В описываемый период отца супруги Брюллова не было в Петербурге. Фридрих фон Тимм вернулся в Ригу сразу же после венчания дочери.

2) Когда Брюллов понял, что его супруга (якобы) не невинна, то Эмилия фон Тимм (если бы она была аферисткой), могла бы придумать какое-нибудь более жалостливое и трагичное оправдание этого факта, чем зачем-то приплетать сюда своего отца (это только повысило градус ненормальности ситуации).

3) Брат Карла Брюллова, не менее знаменитый художник и архитектор Александр Брюллов, вспоминал, что первые пару недель между супругами царила чуть ли не идиллия: к молодой чете приходили гости, Эмилия играла на фортепиано, пела и т.п. Понятно, что подобное поведение было бы не возможно, если бы совсем недавно выяснилось то, о чем написано выше.

4) Через несколько лет Эмилия фон Тимм вернулась в Петербург и вышла замуж за сына известного литератора Греча. Брак был счастливым и в нем родилось несколько детей. Бывшая супруга Брюллова чувствовала себя в столице абсолютно свободно. Женщину никто ни в чем не обвинял и косо не смотрел.

А вот к самому Карлу Брюллову уже есть вопросы. Племянник художника, известный акварелист Петр Соколов, так писал про родного дядю и его молодую супругу:

При виде этой очаровательной девушки меня охватило чувство жалости к ней. Она, свеженькая 18-летняя, как махровый цветок, дышащая жизнью и здоровьем, рядом с обрюзгшим и опухшим от пьянства и разврата (Брюлловым) представляла грустное зрелище.

И еще одна цитата Соколова, которая во многом объясняет, что же там могло произойти:

Моим опасениям за нечастную жертву пришлось осуществиться (...) после медового месяца, когда у несчастной девушки открылись глаза, дядюшка начал ревновать ее ко всем окружающим, даже приревновал ее к императору Николаю Павловичу.
Карл Брюллов, дагерротип, середина 1840-х годов.
Карл Брюллов, дагерротип, середина 1840-х годов.

Карл Брюллов вообще отличался взрывным темпераментом. Когда он приходил в ярость, то ни на кого не обращал внимание. Известно, что один раз он даже изрезал ножом портрет супруги Николая I после того, как она пропустила сеанс позирования.

Означает ли это, Карл Брюллов сам послужил причиной семейной драмы, после чего оклеветал супругу в глазах царя и высшего света?

В данном случае я все же верил бы не слухам, а тем не многим фактам, за которые можно зацепиться. Поскольку объяснения Брюллова Бенкендорфу не сохранились (те немногие отрывки, что гуляют по сети, не привязаны к достоверным источникам), то спорить о том, чем же он объяснил бегство супруги, не имеет смысла.

Критерием оценки этой ситуации я бы посчитал мнение Николая I, который все же не поверил Брюллову (а в делах морали и нравственности царь всегда был очень дотошным). Да и другие свидетельства Эмилию фон Тимм скорее обеляют, чем обвиняют.

Какой же отсюда напрашивается вывод? Карл Брюллов, конечно, был творческим гением, но вот как человек он все же был очень неоднозначным...