Рынок коммерческих автомобилей в России сбавил ход, здесь активизируются китайские игроки.
Продажи коммерческих автомобилей после роста в начале года в настоящее время демонстрируют отрицательную динамику. По данным агентства Russian Automotive Market Research (НАПИ), по итогам I квартала 2022 года в России реализовано 8,1 тыс. грузовиков, что на 12% больше, чем за три месяца 2021-го. Однако уже в апреле, по данным агентства «АВТОСТАТ», продажи новых грузовиков составили 5,5 тыс. единиц, что на 44% меньше, чем в апреле 2021 года.
Сильное давление на продажи коммерческих машин оказывают санкционные меры. Как известно, введенные против России ограничения Евросоюза предусматривают запрет на поставки в Россию грузовиков и спецтехники, экспортировать в РФ их будет запрещено начиная с 10 июля текущего года.
В этой связи на российском рынке существенно увеличилась активность китайских производителей. По данным АВТОСТАТА, такие производители, как Shacman/Shaanxi и Howo, по итогам апреля увеличили продажи на 506 и 180% соответственно по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В итоге рыночная доля китайских брендов на рынке грузовиков РФ скакнула в 3,5 раза ‒ с 5,3 до 18,4%. «В ближайшее время российский рынок коммерческих авто будет сильно меняться, и преимущества на нем будут получать автопроизводители из дружественных к России стран», ‒ отмечает Андрей Попов, директор департамента продаж грузовых автомобилей ООО «ФАВ-Восточная Европа».
Активизируются азиатские производители и в сегменте строительной техники. Например, на выставке строительной техники и технологий СТТ, которая прошла недавно в Москве, была широко представлена продукция таких китайских компаний, как JAC, Shantui, а также турецкой Koluman Holding. При этом в секторе строительной техники в ближайшем будущем будут особенно востребованы новые технологии. «Мы отмечаем такие тенденции на мировом рынке спецтехники, как переход на «зеленые» решения (машины, работающие на альтернативных источниках энергии: электрической тяге, водороде и т. д.), глобализация и объединение больших корпораций для обмена, а также роботизация и автоматизация рабочих процессов с привлечением минимального количества специалистов и сотрудников, находящихся вне зоны эксплуатации оборудования (например, удаленное управление локомотивами), ‒ говорит Дмитрий Зикиряев, коммерческий директор АО «Горные машины». ‒ Оборудование на альтернативных видах энергии уже активно применяется на предприятиях. Оно достаточно эффективно, и стоимость владения такой техникой меньше в сравнении с дизельной. На поверхности земли в основном работает спецтехника на газе (метане), в шахте – на электрической тяге. Также есть компании, использующие электрические машины мощного типа для перемещения сотрудников: их доставляют к месту проведения работ утром, перевозят по территории предприятия в течение смены и т. д. Такая техника уже эксплуатируется в России (г. Апатиты) и Казахстане. Многие организации заинтересованы в приобретении подобных машин и считают их перспективными».