О крёстном ходе на озеро было сказано в нашей газете 1846 г., но не так подробно, как в настоящей статье, доставленной из г. Переславля священником Вознесенской церкви Н. Меморским, которую поэтому здесь и помещаем, с благодарностию сообщившему её.
Император Пётр I, как создатель русского флота, особенно любил морскую службу, и всегда всякое предприятие, относящееся до мореплавания, увенчанное успехом, его чрезвычайно радовало, а потому каждый корабельный спуск был для него самым приятным и весёлым торжеством. — 1-е число мая 1692 года первый раз в его жизни было ознаменовано такого рода празднеством. В этот день, при звуке труб и литавр, при беспрерывных пушечных выстрелах и громких восклицаниях народа, был спущен на озеро Плещеево Ботик Петра Великого. В воспоминание столь важного события установлен в городе Переславле крёстный ход на озеро Плещеево, который и доныне совершается каждогодно, после Святой Пасхи в шестое воскресенье. Весьма интересно и приятно видеть самую процессию хода; расскажем её подробно.
С раннего утра того дня, в который бывает ход на озеро, вы увидите во многих местах толпы народа, который стекается не только из ближайших, но и из дальних селений посмотреть на эту священную церемонию. Около 8 часов утра в Богородицкий собор собираются священно-церковнослужители из всех приходских церквей (коих числом 21) и монастырей, с священными хоругвями и святыми иконами, а в половине девятого часа, при общем звоне всех церквей, крёстный ход выступает из Собора и спускается к городскому мосту на реке Трубеже, отсюда он продолжается уже на судах, вроде флота, по Трубежу. Для сего нарочито изготовляется особая флотилия, состоящая из семи и до десяти связней. Порядок, по коему распределяются, следующий: на каждые связни ставятся хоругви, один или два образа, наконец, два или три священника с причтом; а на последний плашкоут, который делается гораздо обширнее всех прочих, становятся начальствующие хода, начальники города, остальные священники и весь церковный клир. Таким образом весь этот священный флот — одни связни за другими, в строгом порядке начинают плыть по Трубежу к озеру Плещееву. Сильный гул колоколов, потрясающий воздух, стройное церковное пение и блеск катящихся сзади волн, — всё это сливается в одну сильную гармонию, которая глубоко проникает в сердце и наполняет его особенным каким-то чувством.
В таком торжественном виде священный флот проплывает по Трубежу не менее двух вёрст, окружённый с обеих сторон разноцветною массою народа, который, ничем не отрываясь от сей пленительной картины, с нетерпением спешит разделить святое торжество церкви. В самом устье, где река Трубеж впадает в озеро, флотилия останавливается, и весь духовный сонм разделяется на две части, по церквам, стоящим по обе стороны реки, на самом берегу озера — Введенской и Сорокосвятской. В сих церквах, при стечении народа, которого в хорошую погоду собирается тысяч до пяти, первенствующими из духовных лиц соборно отправляется Божественная Литургия, по окончании коей крёстный ход в том же величественном виде, как и прежде, отправляется на самое озеро. В это время священная флотилия увеличивается ещё большим количеством зрителей, которые присоединяются к её хоругви, в нарочито устроенных для сего довольно красивых лодках. При благоприятной, тихой погоде, проплыв по зеркальной поверхности Плещеева с версту, а иногда и более, плашкоуты останавливаются.
Плашкоут чиноначальствующих становится в средине, а прочие вокруг его. Звон церковный умолкает, всё затихает и начинается отправление торжественного водоосвящения. По окончании водоосвящения крёстный ход с тою же церемониею и в том же порядке отправляется обратно по Трубежу в город, народ расходится по своим домам, полный сильных чувств и высоких мыслей, невольно обращая взоры свои к Ботику Петра I как виновнику и, по сие время, безмолвному свидетелю столь священного торжества. Наконец, после священного торжества, которое отправляет святая церковь, настаёт торжество для горожан и особенно для жителей Рыбной слободы — которые, как рыбаки, угощают начальствующих и участвующих в крёстном ходе священно-церковнослужителей в особом доме закускою от своих трудов. За их столом вы лакомитесь копчёными сельдями, паровыми лещами и прочей рыбой в разных видах. Проводив гостей, они начинают пировать сами между собою.
Мужчины ходят друг к другу в гости, как говорится, пить бражку, а семейства их, молодые жёны и девицы, катаются в лодках вдоль по Трубежу, распевая весёлые песни. Собравши лодок до двадцати, они выезжают и на самое озеро, разливая звуки русской песни по тихой поверхности его, увеселяя себя и всех зрителей. Это гулянье продолжается до вечера.
Меморский, Н. М. Крёстный ход на озеро Плещеево / Н. М. Меморский // Владимирские губернские ведомости (часть неофициальная). — 1848. — No 26 (26 июня). — С. 143—144.