Устаревающему 130-му ЗИЛу нужен был приемник и в 67-м зиловцы озадачились созданием трёхосного грузовика с дизелем. Он должен быть мощнее, комфортабельнее, долговечнее. Впитав в себя лучшие достижения мирового автопрома, новый грузовик должен был иметь несколько специализаций и образовывать семейство. Эта публикация о зиловском грузовике, ставшем камским.
Начало проекту создания восьмитонной грузовой семьи положил весенний приказ автопрома 68-го года. Спустя год ярославцам было поручено создать четырёхтактный дизель с диапазоном мощностей 150-200 л.с. Они выполнили задание за год и начали длительные испытания V-образной «восьмерки» ЯМЗ 740, получившей впоследствии название КамАЗ.
Источником творческих идей зиловцев стал заокеанский COF 220, показанный компанией Интернациональ в 62-м году. Его не копировали, а совершенствовали с учётом климата, условий эксплуатации и советских особенностей. Чертежи семейства 170-х ЗИЛов создали в течение года. Внешность грузовика была выполнена в стиле существующей автомоды.
В «семью» входили: бортовой тягач автопоезда с индексом 170, тягач полуприцепа (к цифрам добавили букву «Т»), самосвал с буквой «С» и длиннобазовое шасси с буквой «А». Первым металлическое воплощение получил «седельник» в 68-м году, так как он в умах зиловских конструкторов возник до правительственного постановления.
Прочность машин проверяли на булыжнике от Углича до Охотино в 69-м мае. В испытаниях участвовали седельный тягач с индексом 170Т и бортовой ЗИЛ-170. К концу года на испытания пошли пять ЗИЛов с индексами 5302 - бортовой, 53202 – длиннобазовый, 5410 - седельный, 5510 - самосвал, которые соответствовали вновь принятой в автопроме классификации.
С 70-го года машинам дали имя КамАЗ, не изменяя цифры, и в течение трёх лет несколько серий грузовиков подверглись испытаниям на Дмитровском полигоне в Подмосковье. Десятки других машин колесили по дорогам Сибири, Средней Азии, Забайкалья. Кавказа и Украины, наматывая испытательные километры, получая замечания от потребителей и совершенствуясь, чтобы в преддверии 25 съезда Партии сойти с конвейера челнинского автогиганта.
Дюжина требований к ЗИЛ-170
- Возможность работы при всём разнообразии климата СССР и ближнего зарубежья.
- Осевая нагрузка до 6 тонн (группа Б) обеспечивала сохранность дорог, которые, как известно, на Руси строить только учатся.
- Безкапотник с целью получения наибольшей грузоподъёмности при выбранной базе и обеспечения минимальной металлоёмкости.
- Современная комфортабельная кабина для трёх человек с возможностью сварки автоматами, окраски окунанием, сборки на отдельном конвейере.
- Дизельный мотор нужной для каждого члена семейства мощности, позволяющий увеличить скорость грузоперевозок.
- Усилитель сцепления пневмогидравлического типа, обеспечивающий комфортность управления и правильность функционирования узла.
- Пятиступенчатая КПП с синхронизаторами и делителем, увеличивающем диапазон коробки в два раза.
- Несколько тормозных контуров, включая прицеп, с пневмоприводом и пневмоаккумуляторами для повышения безопасности при движении и на стоянке.
- Высокотехнологичные карданы с большим ресурсом, передающие весь диапазон мощностей дизеля к мостам.
- Межосевой дифференциал с возможностью блокировки для повышения проходимости машины.
- Гидроусилитель руля, повышающий комфорт и безопасность вождения тяжёлых автопоездов.
- Бездисковые колёса на спицах удобные в производстве и безопасные в эксплуатации.
Зиловцы в 170-м семействе грузовиков воплотили свою мечту и отдали на КамАЗ подготовленные к производству машины. Они стали этапными для зиловцев и предметом совершенствования на КамАЗе, где этот процесс возглавил воспитанник МАЗа – В.Н. Барун.
Возможно, Вам будет интересно:
Самый большой советский грузовой «карбюраторник». История создания и 9 конструктивных особенностей ЗИЛ-133
Почему перспективный грузовик с 7-ю особенностями не пошёл в серию? Первый зиловский бескапотник ЗИЛ Э169А
Ярославские дизели считались лучшим в СССР. Изучил 5 причин популярности и сделал неожиданный вывод
#авто #история #интересные факты #транспорт #отечественный автопром #автомобили #грузовики