Найти тему
Автоканал 22

Как ЗИЛ 170 стал КамАЗом? Дюжина требований к «заготовке» для КамАЗов

Устаревающему 130-му ЗИЛу нужен был приемник и в 67-м зиловцы озадачились созданием трёхосного грузовика с дизелем. Он должен быть мощнее, комфортабельнее, долговечнее. Впитав в себя лучшие достижения мирового автопрома, новый грузовик должен был иметь несколько специализаций и образовывать семейство. Эта публикация о зиловском грузовике, ставшем камским.

Первым опытным стал седельный тягач ЗИЛ-170Т. Адрес иллюстрации: https://militaryarms.ru/wp-content/uploads/2019/10/ispytaniya-zil-170.jpg
Первым опытным стал седельный тягач ЗИЛ-170Т. Адрес иллюстрации: https://militaryarms.ru/wp-content/uploads/2019/10/ispytaniya-zil-170.jpg

Начало проекту создания восьмитонной грузовой семьи положил весенний приказ автопрома 68-го года. Спустя год ярославцам было поручено создать четырёхтактный дизель с диапазоном мощностей 150-200 л.с. Они выполнили задание за год и начали длительные испытания V-образной «восьмерки» ЯМЗ 740, получившей впоследствии название КамАЗ.

Источником творческих идей зиловцев стал заокеанский COF 220, показанный компанией Интернациональ в 62-м году. Его не копировали, а совершенствовали с учётом климата, условий эксплуатации и советских особенностей. Чертежи семейства 170-х ЗИЛов создали в течение года. Внешность грузовика была выполнена в стиле существующей автомоды.

International COF-220 выпускался всего 4 года, но приглянувшись А.М. Кригеру, навеял семейство грузовиков, которые выпускают уже почти полвека. Адрес иллюстрации: https://s.auto.drom.ru/i24258/com/687/686323.jpg
International COF-220 выпускался всего 4 года, но приглянувшись А.М. Кригеру, навеял семейство грузовиков, которые выпускают уже почти полвека. Адрес иллюстрации: https://s.auto.drom.ru/i24258/com/687/686323.jpg

В «семью» входили: бортовой тягач автопоезда с индексом 170, тягач полуприцепа (к цифрам добавили букву «Т»), самосвал с буквой «С» и длиннобазовое шасси с буквой «А». Первым металлическое воплощение получил «седельник» в 68-м году, так как он в умах зиловских конструкторов возник до правительственного постановления.

Прочность машин проверяли на булыжнике от Углича до Охотино в 69-м мае. В испытаниях участвовали седельный тягач с индексом 170Т и бортовой ЗИЛ-170. К концу года на испытания пошли пять ЗИЛов с индексами 5302 - бортовой, 53202 – длиннобазовый, 5410 - седельный, 5510 - самосвал, которые соответствовали вновь принятой в автопроме классификации.

ЗИЛ-170 возглавлял семейство. Адрес иллюстрации: https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1533996/pub_5cd3f242ed7a4c00aee44554_5cd3f3bbfd8dc600af76f2d1/orig
ЗИЛ-170 возглавлял семейство. Адрес иллюстрации: https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1533996/pub_5cd3f242ed7a4c00aee44554_5cd3f3bbfd8dc600af76f2d1/orig

С 70-го года машинам дали имя КамАЗ, не изменяя цифры, и в течение трёх лет несколько серий грузовиков подверглись испытаниям на Дмитровском полигоне в Подмосковье. Десятки других машин колесили по дорогам Сибири, Средней Азии, Забайкалья. Кавказа и Украины, наматывая испытательные километры, получая замечания от потребителей и совершенствуясь, чтобы в преддверии 25 съезда Партии сойти с конвейера челнинского автогиганта.

Дюжина требований к ЗИЛ-170

  • Возможность работы при всём разнообразии климата СССР и ближнего зарубежья.
  • Осевая нагрузка до 6 тонн (группа Б) обеспечивала сохранность дорог, которые, как известно, на Руси строить только учатся.
  • Безкапотник с целью получения наибольшей грузоподъёмности при выбранной базе и обеспечения минимальной металлоёмкости.
Комфорту и технологичности кабины конструкторы уделили особое внимание. Адрес иллюстрации: https://www.youtube.com/watch?v=txQKhv4gWVk
Комфорту и технологичности кабины конструкторы уделили особое внимание. Адрес иллюстрации: https://www.youtube.com/watch?v=txQKhv4gWVk
  • Современная комфортабельная кабина для трёх человек с возможностью сварки автоматами, окраски окунанием, сборки на отдельном конвейере.
  • Дизельный мотор нужной для каждого члена семейства мощности, позволяющий увеличить скорость грузоперевозок.
  • Усилитель сцепления пневмогидравлического типа, обеспечивающий комфортность управления и правильность функционирования узла.
Как показало время, ярославский дизель оказался удачным, несмотря на множество нареканий к нему. Адрес иллюстрации: https://www.youtube.com/watch?v=txQKhv4gWVk
Как показало время, ярославский дизель оказался удачным, несмотря на множество нареканий к нему. Адрес иллюстрации: https://www.youtube.com/watch?v=txQKhv4gWVk
  • Пятиступенчатая КПП с синхронизаторами и делителем, увеличивающем диапазон коробки в два раза.
  • Несколько тормозных контуров, включая прицеп, с пневмоприводом и пневмоаккумуляторами для повышения безопасности при движении и на стоянке.
  • Высокотехнологичные карданы с большим ресурсом, передающие весь диапазон мощностей дизеля к мостам.
Самосвал ЗИЛ-170С первым показали на ВДНХ. Адрес иллюстрации: https://webpulse.imgsmail.ru/imgpreview?key=pulse_cabinet-image-62f353e6-e6b3-44c4-9866-f9806a1db1de&mb=webpulse
Самосвал ЗИЛ-170С первым показали на ВДНХ. Адрес иллюстрации: https://webpulse.imgsmail.ru/imgpreview?key=pulse_cabinet-image-62f353e6-e6b3-44c4-9866-f9806a1db1de&mb=webpulse
  • Межосевой дифференциал с возможностью блокировки для повышения проходимости машины.
  • Гидроусилитель руля, повышающий комфорт и безопасность вождения тяжёлых автопоездов.
  • Бездисковые колёса на спицах удобные в производстве и безопасные в эксплуатации.
Только длиннобазовый ЗИЛ-170А не получил широкого распространения. Адрес иллюстрации:  https://i.pinimg.com/originals/4a/85/75/4a85756afbd26d4c5940983b7b693035.jpg
Только длиннобазовый ЗИЛ-170А не получил широкого распространения. Адрес иллюстрации: https://i.pinimg.com/originals/4a/85/75/4a85756afbd26d4c5940983b7b693035.jpg

Зиловцы в 170-м семействе грузовиков воплотили свою мечту и отдали на КамАЗ подготовленные к производству машины. Они стали этапными для зиловцев и предметом совершенствования на КамАЗе, где этот процесс возглавил воспитанник МАЗа – В.Н. Барун.

Возможно, Вам будет интересно:

Самый большой советский грузовой «карбюраторник». История создания и 9 конструктивных особенностей ЗИЛ-133

Почему перспективный грузовик с 7-ю особенностями не пошёл в серию? Первый зиловский бескапотник ЗИЛ Э169А

Ярославские дизели считались лучшим в СССР. Изучил 5 причин популярности и сделал неожиданный вывод

Источники информации: https://ru.wikipedia.org/wiki/ЗИЛ-170,     https://www.drive2.ru/c/288230376151884039/, https://www.drive2.ru/b/502760214089433706/
Источники информации: https://ru.wikipedia.org/wiki/ЗИЛ-170, https://www.drive2.ru/c/288230376151884039/, https://www.drive2.ru/b/502760214089433706/

#авто #история #интересные факты #транспорт #отечественный автопром #автомобили #грузовики