Процесс вхождения Южной Осетии в состав РФ начался в 2015 году – когда был подписан договор между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о союзничестве и интеграции. Первые же пункты этого договора затрагивают тему единой внешней политики, общего пространства обороны и безопасности.
В апреле 2022 года, в рамках своей предвыборной кампании, тогда еще действующий президент Южной Осетии Анатолий Бибилов заявил о проведении очередного референдума о вхождении Южной Осетии в состав РФ. Такие референдумы проводились и раньше, но прежде к результату они не приводили. В республике инициативу президента не оценили – выборы он проиграл.
Эксперты тоже увидели в назначении даты референдума скорее попытку сохранить власть. Время было выбрано не самое удачное – внешняя политика России сегодня реализует совсем другие задачи. Ситуация на Кавказе же, удивительным образом, стабилизировалась – Грузия решила не присоединяться к санкциям и ведет довольно гибкую политику, даже миролюбивую политику в отношении России. Запуск процесса интеграции Южной Осетии в состав РФ перечеркнул бы все дипломатические достижения и подлил масла в только-только притихший огонь.
Новый президент Южной Осетии – Алан Гаглоев, это понимает. Он отменил указ о проведении референдума 17 июля. Правда, от стратегии стать частью России Гаглоев не отказывается, но при этом подчеркивает, что решение этой задачи, затрагивающей законные интересы и права России, в одностороннем порядке является недопустимым. Вместо референдума он поручил провести консультации с Москвой по всем аспектам, касающимся вопросов интеграции.
Состоится ли референдум? Можно лишь предполагать. Я думаю, что в ближайшее время – вряд ли. Южная Осетия – это инструмент воздействия на Грузию, а в отношениях с грузинской стороной у России сегодня дело сдвинулось с мертвой точки.