Найти тему
Журнал не о платьях

"Монахиня - любoвница Лжедмитрия, и девица Анна, которая отказывала мужчинам". Первые русские поэтессы - женщины трудной судьбы

Ксения Годунова. Источник фото: stuki-druki.com
Ксения Годунова. Источник фото: stuki-druki.com

Из вдовых невест -- в монашки. Судьба дочери Бориса Годунова Ксении

В русском фольклоре довольно много песен поется от женского лица. Кто были их авторессы – мы, наверное, уже никогда не узнаем. Но одно имя все же уцелело. Пожалуй, его и можно считать первым.

В 1619 году английский священник Ричард Джеймс, переводчик посольства, зазимовал в Холмогорах, так как опоздал на последний корабль из Архангельска в Англию. Это был незаурядный священник – лингвист и поэт. Он составил русско-английский словарь и записывал народные песни. О двух из них ему рассказали – их сочинила много лет назад инокиня Горицкого монастыря Ольга. Джеймс понял, что инокиня талантлива, и хотел узнать о ней побольше. Но в монастыре ее уже не было.

Если бы Джеймс лучше знал события совсем недавней российской истории, то догадался бы, кто сочинил эти горестные строки:

А светы вы, наши высокие хоромы!
Кому вами будет владети
после нашего царского житья?
А светы, браные убрусы!
береза ли вами крутити?
А светы, золоты ширинки!
лесы ли вам дарити?
А светы, яхонты-сережки!
на сучье ли вас надевати, –
после царского нашего житья,
после батюшкова представленья,
а света Бориса Годунова?

Годунов дал своим детям отличное по тому времени образование. Ксения (родилась в 1582 г.) привыкла к чтению, изучала серьезные книги по истории, философии, космографии. Ей, как и ее брату Федору, преподавали «семь премудростей»: грамматику, диалектику, риторику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку – то есть церковное пение. Летописцы отмечали музыкальность и хороший голос Ксении и то, что она была одаренной художницей-вышивальщицей.

В своей песенной поэзии Ксения не случайно вспоминает о расшитых ею золотом вещах. В то время девушки из знатных семей, боярыни и даже царицы золотыми и серебряными нитями, разноцветными шелками, жемчугом и драгоценными камнями вышивали по бархату и шелку сюжетные картины. Вот уже почти четыреста лет в Троице-Сергиевой лавре хранятся две работы, авторство которых монастырское предание приписывает Ксении Годуновой.

Царь хотел выдать дочь замуж за иностранного принца, согласного принять православие, и поселить молодую пару в России. Сначала он присмотрел сына шведского короля, герцога Густава, потом датского герцога Иоанна. Но Густав умудрился взять с собой в Москву постоянную любовницу и даже не собирался с ней расставаться, так что получил от ворот поворот. Датчанин, приехав в Москву, внезапно скончался. А Ксения успела его полюбить и сильно горевала. Так она осталась вдовой невестой.

Потом царю Борису было не до свадеб – в стране начался голод, бунты и восстания, а в Польше объявился Лжедмитрий – Григорий Отрепьев, выдававший себя за чудом спасшегося младшего сына Ивана Грозного.

Напомню, что после смерти Бориса Годунова и гибели от рук бунтовщиков его сына Федора Гришка Отрепьев торжественно въехал в Москву.

Он уже был помолвлен с дочерью польского магната Мариной Мнишек. Но Марина – далеко, а слухи об удивительной красоте Ксении Годуновой до него долетели сразу. Ксению привезли к самозванцу, и она была вынуждена стать его любовницей.

Но будущая польская родня настояла на том, чтобы Лжедмитрий отказался от Ксении. Ее насильно отвезли на север, в отдаленный Горицкий монастырь на Белоозере, и заставили принять монашеский постриг под именем Ольги.

«Русская Сафо» -- так Крылов называл Анну Петровну Бунину.

Источник фото: Википедия
Источник фото: Википедия

Она родилась в 1774 году в Рязанской губернии, в селе Урусово, и происходила из знатного, но обнищавшего рода. В два года она потеряла мать, и все детство провела, живя то у одних, то у других родственников. Образования почти не получила, книг почти не читала. А когда на нее свалилось наследство – целых шестьсот рублей! – она тут же помчалась в Санкт-Петербург.

Анна Бунина первым делом наняла себе учителей иностранных языков и литературы. Особенно легко дался ей французский язык, и она стала блестящей переводчицей. И первой ее серьезной работой стал перевод учебника по стихосложению – «с присовокуплением российского стопосложения, в пользу девиц». А ее стихи одобрил сам отец русского сентиментализма Николай Карамзин.

Анна отличалась очень привлекательной внешностью. Маленького роста, но прехорошенькая – так писали о ней современники. Императрица Елизавета, супруга Александра I, была к ней особенно благосклонна и даже назначила ежемесячное пособие. Это в один миг сделало Анну Бунину известнейшей фигурой.

Бунина много писала о чувственной однополой любви, хотя в близких отношениях с женщинами замечена не была. Но и многочисленным поклонникам, которые просто вились вокруг нее, она отказывала. И с гордостью подчеркивала, что остается девицей.

Анна достигла вершин славы, когда врачи нашли у нее рак груди. Из императорской казны была выделена огромная сумма на лечение поэтессы в Англии. Полное исцеление было невозможно, но она прожила еще восемнадцать лет. А после смерти ее книги еще долго издавались и отлично расходились среди образованной российской публики.

Подпишись на наш канал и читай:

Когда ей было 80, влюбленный поэт посвятил ей сонет

Далия Трускиновская (с) "Лилит"