ЧЕГЕМСКИЕ ВОДОПАДЫ меня не впечатлили: ожидаемых масштаба и буйства воды не было, но я увидела прелесть в другом.
Во-первых, цвет воды. Он прекрасен. Падающие со скал серо-голубые струи вливаются в бирюзовый поток, напоминая о мощных ледниках высокогорий.
Во-вторых, само Чегемское ущелье. Оно сырое, холодное, лишь ненадолго согреваемое стоящим в зените солнцем. Мощь, стремящихся друг к другу скал, пугает и манит, одновременно. Правда, желание у меня было одно – вырваться наверх, ближе к простору и свету.
На скалах есть смотровые площадки. Проход туда чуть-чуть платный, в прошлом году было 50 рублей. Сначала мы поднимались по металлической лестнице, прилепленной к скале. Потом шли по узкой тропинке сквозь ореховый лес. Забрала с собой три орешка для самых сокровенных желаний. Мне кажется, они волшебные.
Чем выше, тем светлее. Наконец мы вышли к очередному водопаду. Здесь тоже нет стремительного потока. Повсюду заметны тонкие струйки воды: они капают, стекают, струятся по земле и скалам. Кажется, что плачут скалы.
Горы всегда полны легенд. Об одном и том же месте рассказывают и плохое, и хорошее. Я люблю истории со счастливым концом, но в промозглости Чегемского ущелья мне оказалась ближе печальная история.
«В стародавние времена в одном крохотном селении, спрятанном высоко в горах, жили девушки невероятной красоты. Прознали про тех красавиц коварные завоеватели-работорговцы, выведали путь и напали на них. Девушки предпочли смерть невольничьей жизни в гаремах восточных правителей и бросились в пропасть. Во время падения их роскошные косы цеплялись за скалы. Природа восстала против такой несправедливости и превратила волосы девушек в струи воды. Так появились Чегемские водопады».
Спустившись обратно, на дно ущелья, мы отправились на завтрак. Несмотря на то, что приехали мы жарким июльским утром, в Чегеме было холодно, как в подземелье. Захваченные на всякий случай куртки, пришлись кстати. Грелись сладким чаем и масляными хычинами с сыром и с мясом.
Пока завтракали, подъехал грузовик с полным кузовом живых барашков. После недолгих переговоров одного выгрузили.
Дочь умилялась кудряшкам, кто-то из детей воскликнул: «Как весело барашкам на машинке кататься».
Умудренные жизнью взрослые видели битком набитый кузов чьими-то будущими обедами или ужинами, но знанием своим с потомками не делились – только детских слез на экскурсии не хватало.