Есть иллюзия, заблуждения и какие-то фантазии на тему, что все близкие умеют общаться с аутичным ребёнком в семье. И у них можно спросить и они расскажут.
Это именно что заблуждение.
Не все. Почти никто не умеет эффективно общаться со своими же аутичными детьми.
Юмор. А много родителей умеет общаться со своими не аутичными детьми?)
Продолжим.
Раньше я думала, это просто человек не старается, поэтому у него и не получается нормально взаимодействовать с ребёнком.
Потом я думала, что это просто человека (взрослого) ограждают от общения с неадекватным ребёнком в моменты кризисов, и он, взрослый человек, просто не может научиться, постоянно избегает, с любой проблемой бежит обычно к маме ребёнка, даже не пытаясь разобраться, а как вообще решить этот конфликт.
Потом я думала, что это человек просто не хороший, раз не хочет пройти курсы по АВА, чтобы понять КАК общаться со своим же ребёнком. И это не для обучения, а для эффективного общения.
Потому что, если вы думаете, что это просто, общаться с неговорящим неконтактным аутистом, нет, это почти невозможно. А эффективно это делать, это надо быть... не знаю кем надо быть.
Как понимаете, говорю я о папе ребёнка .
Вроде как мы равны и с определённого момента время, которые мы проводим с ребёнком стало одинаковым. Это не про то, что папа работает по 12 часов, а потом спит все выходные, а потом опять работает.
Нет, этот период мы пережили и начался другой, когда время сравнялось и, казалось бы, можно научиться общаться со своим ребёнком эффективно.
Я не случайно повторяю это слово "эффективно", потому что просто общаться может кто-угодно, постоянно доводя ребёнка до припадков, не умея их пресекать или быстро заканчивать.
И это я не про обучения. Это я про жизнь.
---
Так вот. Годы наблюдений за Гришей и его папой показали, что... реальнее Гришу сделать адекватным, чем научить папу с ним эффективно общаться...
Для меня это было прям... открытие Америки.
Уточнение. Если что, Гришу оказалось проще сделать адекватным, чем учителей, которые к нему приходили, научить с ним работать...
Так что папа не исключение, а скорее, правило.
Почему так? Я не знаю.
Но большинство людей рядом с не очень адекватным ребёнком выбирают путь не сопротивления, максимального избегания конфликтов, тем самым ухудшая состояние ребёнка.
Словно не видят этого и не понимают. Словно взрослые люди не способны проанализировать своё поведение, сделать выводы и сменить это самое поведение.
И легко могут годами повторять одни и те же шаблоны, которые с трудом сдерживают неадекват в доме.
А взрослый человек даже не понимает, что это он его создаёт. Не ребёнок, который "не дружит с реальностью", а ты, взрослый человек, который вроде как дружишь...
---
Вот, кстати отличная иллюстрация такой позиции у меня в комментариях. По поводу массажа. Это там, где я радостно рассказывала, что папа - контрольная группа, ни словом даже не намекнула, что папа против. Просто констатировала факт, что папа водил один раз Гришу на массаж.
Я даже не могла так круто, бесподобно... по-детски сформулировать эту позицию людей относительно своих больных детей - папа не хочет, чтобы у ребёнка издевательства ассоциировались с ним...
Это на столько потрясающе, что... добавить мне нечего.
Отступление. Девочки, мамы здоровых деток, а вы присмотритесь, может ваши мужья не хотят, имея возможность, делать уроки со своими детьми по тем же причинам?)) И героически перекладывают на вас... что? То, что у ребёнка издевательства будут ассоциироваться с мамой, а не... с папой?
Дурдом...
Вернёмся к необычным детишкам.
Представляете? Взрослый человек, родитель психического ребёнка ничего не соображает про состояние своего же ребёнка, ничего не изучает, ничего не применят, просто не хочет, чтобы он, папа, стал причиной слёз ребёнка.
Отвечаю.
Это дорога в никуда. Ибо... путь реабилитации ребёнка с задержками развития, задержками речи, а уж с аутизмом, это дорога, омытая слезами. Как ребёнка, так и родителей.
Но по этому пути избегания ярких эмоций идут тысячи. Избегая этих самых слёз ПСИХИЧЕСКОГО ребёнка.
Добавлю. Я считаю, что имею право так прямо критиковать этот способ "работы" с ребёнком. Почему? Потому что я шла по нему. И, к сожалению, несколько лет, которые никто ни мне, ни Грише не вернёт. Да, я очень боялась именно того, что написал комментатор.
Но... рано или поздно, если думать головой, страх отступает и открывается печальная реальность.
А реальность с тяжёлым аутичным неговорящим ребёнком, чаще всего такова, такова:
Пример ужасный, но, да, кидайте в меня помидорами, я его поддерживаю.
Хищников дрессируют. И людей тоже можно. Не до нормы. Но до приемлемого сосуществования с окружающими. Это тяжело, но частично это возможно. Именно дрессировка. Как бы умно не называли это... модификация поведение. Нет. Это грамотная, научно обоснованная манипуляция с человеком. И я аплодирую тем специалистам, которые владеют этими знаниями.
Но именно этот факт, что внешне всё может выглядеть, как дрессировка, именно это не укладывается в головах людей нормальных (которые бояться слёз детей), не имеющих дела с... необычными детьми. Не укладывается даже когда они видят позитивный пример. Не укладывается, даже когда им в рот кладут методы взаимодействия. Остаётся только проглотить.
Нет... Видимо... "армейское" взаимодействие с ребёнком - это сложно... сложно формулировать задачи кратко и понятно... сложно быть последовательным... сложно планировать свои действия на 3-5 шагов вперёд.
Всё это непостижимо для взрослых, вроде как здоровых людей.
Никого не хочу обидеть, просто констатирую факт.
Так же есть противоположная вышеописанной соплежуйной мягкой позиции позиция особо упоротых особей, которая, казалось бы тоже про дрессировку, но самопальную, безграмотную, бессмысленную, ни на чём не основанную. Заключается она в следующем. "Ты его разбаловала, а я сейчас...". И долбится, извините, такой ВЗРОСЛЫЙ человек в ребёнка с психиатрическим диагнозом (это важно) ГОДАМИ со своим "Я СКАЗАЛ!!!!" "ИДИ ПОДУМАЙ!!" "КТО В ДОМЕ ХОЗЯИН????"
И ничего не добивается, только ухудшает ситуацию... Потому что, если здорового ребёнка можно запугать (на время) и задавить своим авторитетным криком (на время), то ребёнка с психиатрией ты не запугаешь и не задавишь воплями о его месте в этом мире.
Он выиграет, а ты потерпишь поражение. Потому что его поведением управляет болезнь, а твоим... желание... не знаю, какое желание управляет такими людьми.
Потому что, вполне возможно, и взрослый этот - пациент психиатрии, просто сам об этом не знает и не лечится.
И будут годами два таких человека бодаться до финала, не делая выводов, не улучшая ситуацию.
---
Пишу условно, без подробностей. Но суть в следующем.
Если вы имеете дело с семьями, в которых есть аутисты, и думаете, что прям все члены семьи по воде ходят умеют взаимодействовать с этими детьми, то вы заблуждаетесь.
Родственники могут очень сильно любить своих странных детей, но это, любовь, никакого отношения к эффективному взаимодействию не имеет.
И, по сути, их надо учить... Но при этом знать, что некоторых учить, только портить.
Повторю. Мне удалось Гришу сделать адекватнее на столько, что он теперь и с папой сам выходит из конфликтов, и с учительницей.
Но мне не удалось ни папу, ни учителей научить это делать...
Понимаете?
Неадекватного, неговорящего, пребывающего непонятно в какой реальности до 9-и лет ребёнка удалось сделать более адекватным, относительно его болезни, чем окружающих его взрослых...
Почему так?
Я не знаю.
Но вот так.
Удачи вам, дорогие мои читатели.
П.С. Может возникнуть вопрос, а как ВЫ научились? Или это дар?
У меня нет ответа на эти вопросы. В дар не верю, хотя, может быть.
Но раньше я думала, что это случилось, потому что я была заточенА в четырёх стенах с этим странным ребёнком и мне пришлось.
Но потом мне удалось провернуть то же самое с папой Гриши. Когда 3 года именно папа занимался Гришей на 80%, а я работала.
И папа не научился. Ему пришлось, но он не научился...
После чего моя теория о заточении треснула. То есть человек очень хотел научиться, но не смог... Как я не помогала, это не получилось.
---
И осталось только одно логичное объяснение. Моя профессия (которая, как мне кажется, давно растворилась в тумане) - режиссёр. И, получается, навыки работы с актёрами, наверное, мне помогли. Не знаю. Но есть что-то общее во взаимодействии с ребёнком с перевёрнутой психикой и попытками сделать так, чтобы великовозрастные дяденьки и тётеньки делали то, что ты хочешь (а тебе... 19-20 лет).
Я не думала об этом до прошлого года, кода меня вдруг осенило, что моя жизнь прожита зря, что моё непонятно зачем полученное и практически не использовавшееся образование, кажется, было не случайным. И не в последнюю очередь оно было ради Гриши.
Ради Гриши, которого в 2003 году и в помине не было.
Но это тоже теория.
Почему один может эффективно взаимодействовать с аутичным ребёнком, а другой - нет, я не знаю.
Но так бывает.
Вывод какой? Нет выводов.
Ну, может... не требуйте от своих близких больше, чем они могут... Может, такой вывод?) Я не знаю.