Найти тему
Петр Власов

Определитель модификаций Мессершмитта Bf.109 – версия F («Фридрих»)

Оглавление

Раз тема разбора модификаций боевых самолетов 2МВ «пошла», выставляю вторую часть своего исправленого (и все больше расширяющегося) «ликбеза» по версиям основного германского истребителя Мессершмитт Bf.109. Теперь разберем вариант F («Фридрих»), который стал основным в немецкой авиации уже к моменту нападения на СССР. Ведь из числа всех «стодевятых», вторгшихся 22 июня 1941 г. на нашу территорию, устаревающие «Эмили» составляли всего 1/3, а 2/3 Bf.109 в нашем небе были представлены новейшими «Фридрихами». И в течение 1942 года они постепенно полностью вытеснили «Эмилей» из истребительных частей. Правда, в течение 1943 и «Фридрихов» в немецкой истребительной авиации так же постепенно заменили новые, более мощные «Густавы»; однако Bf.109F продолжали участвовать в боях и в 1944-м – только уже с опознавательными знаками союзников Германии…

Bf-109F (1940 г.) – общие сведения

-2

Модификация Bf.109F создавалась для резкого повышения характеристик истребителя путем установки более мощного двигателя и существенного улучшения аэродинамики самолета, что сделало машину уже фактически другой. Обводы новой версии стали более обтекаемыми и плавными, законцовки крыльев сделали закругленными. Исчезли характерные для Bf.109Е подкрепляющие подкосы на хвостовом оперении; горизонтальное оперение было усилено и теперь стало свободнонесущим, а хвостовое колесо - наполовину убирающимся. Тоннели подкрыльевых радиаторов сделали более узкими, а сами радиаторы ушли глубже в крыло. Самой серьезной переделке подверглась носовая часть самолета. Капотировка двигателя была изменена, увеличенный кок винта стал более округлым, что лучше соответствовало обводам капота и значительно уменьшало лобовое сопротивление. На двигатель установили более мощный нагнетатель, и на «серийниках» (после боевого испытания предсерийной партии) изменили форму его воздухозаборника. Диаметр винта уменьшили на 15 см, при этом увеличили ширину лопастей. Горловину топливного бака перенесли с верха фюзеляжа за кабиной на борт под кабиной пилота.

-3

Для облегчения машины и улучшения ее маневренности немцы отказались от крыльевых пушек, и решили сделать вооружение истребителя трехточечным. «Фридриху» оставили 2 фюзеляжных 7,92-мм пулемета MG-17 над двигателем, а вместо двух крыльевых пушек MG/FF поставили стреляющую через втулку винта мотор-пушку Mauser MG-151 (изготавливалась в двух калибрах - 15 и 20 мм). По сравнению с MG/FF MG-151 имела лучшую скорострельность, большую начальную скорость снаряда и увеличенную дальность стрельбы. Правда, замена двух пушек одной наполовину ослабила огневую мощь истребителя, зато центральное размещение вооружения значительно повысило концентрацию огня и сделало более меткой стрельбу.

Bf.109F стал самым удачным и самым красивым из всего семейства «Мессершмиттов-109». Его очертания приобрели завершенность, что заметно повысило скоростные данные даже ранних «Фридрихов», на которых еще использовались старые двигатели от «Эмилей». Именно в Bf.109F было воплощено оптимальное сочетание планера, двигателя и вооружения, определившие его высокие скоростные и маневровые качества, и хорошую точность и эффективность стрельбы.

Работы над «Фридрихом» велись с начала 1940 г., а уже в ноябре самолеты предсерийной партии отправились в бой – они прошли боевые испытания в грандиозной «Битве за Англию». Массово же серийные Bf.109F начали поступать в войска весной 1941, и к моменту нападения на СССР «Фридрихи» составляли уже не менее 60 процентов всей истребительной авиации Германии…

Внешне все подмодификации «Фридрихов» за исключением очень мелких деталей были одинаковы; различия между ними в основном заключались во внутреннем оборудовании. Тем не менее, давайте «из любопытства», рассмотрим эти версии - хотя бы кратко…

Варианты Bf.109F

-4

Bf.109F-0 были предсерийными самолетами (построено всего 10 машин); они осенью 1940 прошли боевую проверку в заключительном этапе «Битвы за Англию», и получили высокую оценку летчиков. Из-за того, что планировавшийся для «Фридрихов» двигатель DB.601Е и мотор-пушка MG 151 еще не были готовы, Bf.109F-0 оснащались двигателями для «Эмилей» DB.601N и модернизированной мотор-пушкой MG-FF/M. В отличие от предыдущей MG-FF, создававшей проблемы в варианте мотор-пушки, MG-FF/M работала более-менее исправно, однако попасть из нее в цель возможно было (да и то с трудом) на дистанциях не далее 400 м.

Так как доводка мотора DB.601Е затянулась, серийная версия F-1 (с ноября 1940 построено 208 самолетов) так же получила DB.601N. Внешне обе версии были абсолютно одинаковы; F-1 отличался от F-0 только новым воздухозаборником нагнетателя. Воздухозаборник нагнетателя на F-0 имел прямоугольное сечение; на F-1 он стал овальным, и его отодвинули от стенки капота, чтобы увеличить давление поступающего воздуха. Боевое применение первых «Фридрихов» показало: хвостовая секция имеет недостаточную жесткость (что привело к нескольким катастрофам). Эту проблему решили наложением двух металлических усиливающих пластин с каждой стороны хвостовой части фюзеляжа. Такие же подкрепляющие пластины стояли на хвостах и следующей серии - Bf.109F-2. Модель F-2 (произведено 1.380 экземпляров) начала поступать в войска в апреле 1941 г., и вновь – с двигателем DB.601N! Эта модификация наконец-то получила долго доводившуюся, но надежную и дальнобойную мотор-пушку MG 151 (правда, пока в 15-мм варианте). ТТХ Bf.109F-2: двигатель DB.601N (1.200 л.с.), скорость 600 км/ч, вооружение: 1х15-мм пушка MG-151/15 и 2х7,9-мм пулемета MG-17 под капотом мотора.

-5

Лишь следующая модель Bf.109F-3 получила давно ожидаемый мощный двигатель DB.601Е; но пушка MG-151 по-прежнему оставалась 15-мм. Эта версия оказалась малосерийной (изготовили всего 15 машин), и она почти не упоминается в книгах об истребителях Люфтваффе. Вероятно, короткий выпуск «тройки» был связан с тем, что практически одновременно с F-3 начал выпускаться истребитель Bf.109F-4 (произведен 1.841 самолет), поступавший в войска с начала 1942 года. Он тоже был оснащен мощным мотором DB.601Е и новой, уже 20-мм пушкой MG-151/20. А так же - усиленной бронезащитой за головой пилота, и новыми протектированными топливными баками (что значительно снизило пожароопасность самолета). На ранних F-4 перед передней панелью кабины закрепляли пакет бронестекла; на поздних бронестекло стали встраивать в фонарь на место лобовой панели. Этот вариант летчики считали лучшим из серии «Фридрихов»; в нем удачно сочетались хорошая защита с высокой скоростью и отличной маневренностью. Bf.109F-4 производился до начала 1943 года. ТТХ Bf.109F-4: двигатель DB.601Е (1.350 л.с.), скорость 620 км/ч, вооружение: 1х20-мм пушка MG-151/20 и 2х7,9-мм пулемета MG-17 под капотом мотора.

-6

На части Bf.109F-2 и Bf.109F-4, предназначенных для роли перехватчиков, ставили систему GM-1, форсировавшую двигатель для поднятия высотности. Эти самолеты получали маркировку «Z» (Bf.109F-2/Z, Bf.109F-4/Z); они отличились от стандартных моделей немного увеличенными воздухозаборниками маслорадиатора и нагнетателя. А «Фридрихи», направлявшиеся для боев в Северной Африке, снабжались специальными «тропическими» фильтрами, защищавшими воздухозаборник нагнетателя от всасывания песка, и…узлами для крепления зонтика! Зонтик устанавливался, когда машина находилась на земле - он закрывал кабину от перегрева. Маркировались эти самолеты как Bf.109F-2/Trop и Bf.109F-4/Trop.

-7

В книгах об истребителях Мессершмитт-109 встречаются еще и фоторазведчики Bf.109F-5 (вооружен 2х7,92-мм пулеметами) и F-6 (вообще безоружен). Но они являются загадкой: одни источники утверждают, что эти самолеты выпускались очень маленькими сериями, другие – что они серийно вообще не строились, и имелись всего в паре опытных прототипов.

Варианты дополнительного вооружения «Фридрихов»

-8

По примеру хорошо себя зарекомендовавших в роли скоростных бомбардировщиков «Эмилей» немцы решили и часть «Фридрихов» превратить в истребители-бомбардировщики - путем установки на них бомбодержателей. Поначалу такие самолеты обозначались в Люфтваффе литерой «В» (Bf.109F-2/В). Но в 1942 г. в связи с оформлением системы оснащения Rustsatz, немцы перешли к обозначениям версий машин в зависимости от того, какое именно оборудование на них крепилось. Так, варианты F-2/R-1 и F-4/R-1 оборудовались бомбодержателями ЕТС.500 с бомбой SC.250; варианты F-2/R-2 и F-4/R-2 - бомбодержателями ЕТС.50 с четырьмя бомбами SC.50. В случае оснащения 300-литровым подвесным сбрасываемым баком «Фридрих» дополнительно маркировался как /R-3. А версии для борьбы с бомбардировщиками, получившие усиленное вооружение (в подкрыльевых гондолах дополнительно устанавливались 2х20-мм пушки MG-151/20), немцы в 1941 обозначали как Bf.109F-2/R-1, а в 1942 после оформления системы Rustsatz, перемаркировали в Bf.109F-4/R-6. Правда, установка подкрыльевых пушек, хоть и сделала «Фридриха» опасным для бомберов, значительно ухудшила его маневренность и затруднила управляемость, да еще и вызывала при стрельбе сильное раскачивание самолета. В схватке же с истребителями подкрыльевые пушки только понижали шансы на победу. Поэтому на «Фридрихах» трехпушечный вариант распространения не получил; гораздо шире он применялся позже на более тяжелых «Густавах», которым пришлось противостоять многомоторным дальним «Летающим крепостям» противника.

Вообще система Rustsatz была очень широкой и разветвленной; в ней было намного больше маркировок, чем я здесь представил. Но мы не будем сейчас «тонуть» в этой запутанной, и со временем изменявшейся двойственной (на заводах своя, а в войсках другая) системе обозначений. Просто не вижу смысла, учитывая, что педантичные немцы даже самолетам, на крыле которых лишь приклеивали коврик для ног пилота, давали свою особую, отдельную дополнительную маркировку. Тем более что значительная часть этих обозначений была связана с внутренними переделками машины, мы же сейчас разбирается в основном во внешних отличиях модификаций. Поэтому ниже показаны только основные варианты подвесного оборудования Bf.109, влиявшие на изменение внешнего вида самолета.

-9

Определитель модификаций Мессершмитта Bf.109 – от V до E

Определитель модификаций Мессершмитта Bf.109 – версии G («Густав»)

Эта неудачная великолепная «Кобра»: «Змееграфия»

Определитель «Ишаков» - модификации советского истребителя И-16

Определитель модификаций японского истребителя «Зеро»

Определитель модификаций немецкого пикировщика Ju-87

Определитель модификаций советского истребителя ЛаГГ-3

«Скоростной» тихоход Dornier Do.17 (01). Бомбардировщик для Люфтваффе

Do.217: неудавшийся «пикировщик»

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, стоит ли продолжать выставлять «ликбезы по отличиям». И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.