Найти тему
Кинокружок Курилова

«Невыносимая тяжесть огромного таланта» – бенефис Николаса Кейджа, который мы все так долго ждали

За последние годы Николас Кейдж часто радовал. С восторгом принятая критиками «Свинья», где он еще и продюсер, культовые психоделический хоррор «Мэнди» и мощный бодихорор по Лавкрафту «Цвет из иных миров», веселый ужастик «Страна чудес Вилли», дерзкое чудачество Сиона Соно «Узники страны призраков».

Кадр из к/ф «Невыносимая тяжесть огромного таланта».
Кадр из к/ф «Невыносимая тяжесть огромного таланта».

Все это крутой низкобюджетный авторский продукт, а новое кино «Невыносимая тяжесть огромного таланта» дороже и напоминает, что Кейдж был звездой блокбастеров. В итоге получается мейнстримный фильм с недешевыми съемками и известными актерами. Но при этом с приставкой «метамодерн» и с постоянным метаюмором, что в итоге превращается в остроумный бенефис Кейджа.

Мы уже привыкли, что героев Кейджа можно называть просто Кейджем. Но на этот раз он и сам себя так зовет. Он и есть ГГ, только с альтернативной семьей – с карикатурно стандартной голливудской экс-женой и 16-летней дочкой (на самом деле это Лили Мо Шин, дочь Кейт Бекинсейл и Майкла Шина), стандартно страдающей от невнимания отца. Такие жена и дочь есть в половине американских фильмов.

Кейдж хочет крутую роль (сначала обещали, что у Тарантино, но режиссера играет Дэвид Гордон Грин, сейчас снимающий трилогию «Хэллоуин» Джейсона Блума, а в 2013 году возивший в Венецию фильм «Джо» с классной главной ролью Николаса Кейджа).

Кадр из к/ф «Невыносимая тяжесть огромного таланта».
Кадр из к/ф «Невыносимая тяжесть огромного таланта».

Эту роль не дают, а с другими мало денег, даже полмиллионный долг. Да еще проблемы с выдуманными 16-летней дочерью и женой. И порой актера посещает омоложенный Ник Кейдж в кожанке с намеком на «Дикие сердцем» 1990 года, говорящий, что нужно взбодриться.

От безнадеги Кейдж соглашается стать гостем миллиардера Джави (Педро Паскаль), который фанат Кейджа и написал для него сценарий. При этом агенты ЦРУ рассказывают Кейджу, что его новый друг похитил дочь президента Каталонии. Теперь нашему любимому актеру придется изображать интерес к совместному фильму, ради успеха операции.

Фильм поставил Том Гормикэн («Этот неловкий момент»), которого не назовешь «автором». Это тоже нормально, ведь сейчас на повестке гипотетическое возвращение Кейджа в прокатный мейнстрим, с закосом под типовой приключенческий комичный боевик 90-х или даже 80-х. Все это есть и выглядит лучше, чем возвращение к стилистике прошлого века с серьезным лицом в фильмах «Затерянный город», «Анчартед».

Кадр из к/ф «Невыносимая тяжесть огромного таланта».
Кадр из к/ф «Невыносимая тяжесть огромного таланта».

Но это еще и киноманский фильм, где не обошлось без цитат (сцена в бассейне отсылает к «Покидая Лас-Вегас», попытка Кейджа доказать способность к гонкам без каскадера рождается благодаря фильму «Угнать за 60 секунд» и т.д.) и обсуждаются в основном работы Кейджа, как золотое наследие.

Исключение делается
«Кабинету доктора Калигари» и почему-то «Паддингтон-2». Кейдж как бы намекает, что его кино сочетает круть и изысканность первой ленты и душевность второй. Мы много раз услышим о величии Кейджа, послушаем как он хвалит свои «шаманские актерские инстинкты», и даже побываем в его музее, в котором просто гора отсылок, этим эпизодом можно наслаждаться покадрово.

«У вас дар. Ваш дар приносит свет и радость этому все более мрачному и сломанному миру. Отвернуться от такого дара – значит отвернуться от всего человечества», – говорит Кейджу ценитель его огромного таланта. Золотые слова. Ни убавить, ни прибавить.
Кадр из к/ф «Невыносимая тяжесть огромного таланта».
Кадр из к/ф «Невыносимая тяжесть огромного таланта».

Некоторые известные критики говорят, что Кейдж недостаточно самоироничен. Дескать ирония быстро переходит в самолюбование. Хм... а кто сказал, что это плохо? И где написано, что в метамодерн-кино должно быть много самоиронии? Нет таких правил. И даже наоборот: романтичный (в данном случае еще и самовлюбленный) настрой вполне может быть доминирующим.

Половину времени приятели обсуждают кино, и это выглядит искренне, другую часть они совершают сумасбродные заклишированные поступки, произнося экспрессивные реплики подобно героям фильмов. И это не пародия, не стёб. Это довольно лиричная игра двух мужиков среднего возраста, которых влюбленность в кино превращает в подростков.

Безусловно, кино не оскаровского уровня. Это не «Адаптация», где Кейдж играл сценариста Чарли Кауфмана по ироничному сценарию Чарли Кауфмана. И это хорошо. Для такого метафильма неуспех не менее органичен и хорош, чем высокие рейтинги и призы.

Кадр из к/ф «Невыносимая тяжесть огромного таланта».
Кадр из к/ф «Невыносимая тяжесть огромного таланта».

Разве многие сегодняшние поклонники Кейджа пожелали бы ему возвращение в мейнстрим? Зачем? Этот артист слишком хорош в маленьком клубе, где сцена рядом с барной стойкой. Не факт, что зритель легко откажется от такого. Говорят, подлинная любовь предполагает способность отпускать. Но кто сказал, что это любовь? Это культ.

Cпасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!