Пресловутый "Черный альбом" перевел Metallic'у из разряда самых бескомпромиссных рок-групп в статус величайших. Казалось бы, эту пластинку переслушал не один десяток раз любой поклонник тяжелой музыки, но, как это часто бывает, в случае подобных культурных явлений всегда можно обнаружить что-то, что осталось за кадром.
Ловите: 7 фактов о создании Black Album, о которых, возможно, вы и понятия не имели, а о чем-то, может быть, и догадывались.
Факт 1: мысль нанять нового продюсера для своего следующего альбома пришла к Metallica сразу после релиза ...And Justice for All
Да, до того, как приняться за работу над своим 5-ым в дискографии лонгплеем, Metallica привыкли все делать сами и по-своему: они были слишком горды, молоды и, возможно, легкомысленны, чтобы доверить продюсирование кому-то со стороны.
В любом случае, им было чем парировать на подобные предложения: все их альбомы прекрасно принимались слушателями, а Master of Puppets некоторые критики и вовсе называли величайшим альбом в истории тяжелой музыки.
Между тем самим музыкантам никогда не нравилось то, как звучат все их пластинки.
"После ...Justice нам стало очевидно: чтобы двигаться дальше, нужно как-то измениться. Кому-то нужно нами поруководить" — позже вспоминал Хэтфилд.
Факт 2: кассета, на которую были записаны первые черновые наброски "Черного альбома", между собой музыканты называли The Riff Tape
Все помнят новость, когда гитарист группы Кирк Хэммет потерял айфон с несколькими сотнями риффов, которые должны были впоследствии появиться на 9-ом полноформатнике группы — Death Magnetic. Сказать, что было обидно, значит не сказать ничего.
К счастью, черновые наработки для Black Album никто никогда не терял (возможно, потому что тогда не было айфонов и айподов, ха), и заветную кассету Ларс Ульрих передал Джеймсу Хэтфилду в 1989 году сразу после окончания тура в поддержку ...And Justice.
В итоге из этих «черновиков» на свет появились 7 демо-записей. Причем первым на кассете шел рифф, ставший основой для самой известной песни Metallica — Enter Sandman.
"Сочиняя рифф для Enter Sandman, я старался создать что-то максимально тяжелое и злое". — Кирк Хэммет
Факт 3: участники Metallica хотели, чтобы звук на новом альбоме был таким же жирным и басовым, как и на Dr. Feelgood глэм-рокеров из Лос-Анджелеса — Mötley Crüe
Казалось бы, где Mötley Crüe и где Metallica. Тот посыл, что несли со сцены последние, на 180 градусов отличался от того, чем занимались эти хэйр-металлисты. И все же Metallica хотели слышать на своей новой работе такой же сочный, мощный и жирный звук.
Так жизнь и свела группу с продюсером Бобом Роком, который был одним из лучших специалистов по шумному поп-року и который продюсировал Mötley Crüe .
Факт 4: решение взяться за работу c Metallica, по словам Боба Рока, было подсказано небесами
История создания "Черного альбома" не лишена мистики и пары интересных совпадений.
Дело в том, что еще до того, как согласиться на предложение Metallica, Боб Рок был вовлечен в продюсирование пластинки своего близкого друга — гитариста Bon Jovi Ричи Самбора.
Долгое время Рок никак не мог определиться с тем, за какое дело ему все же взяться. Принять окончательное решение помог случай. На пути к Большому Каньону, к которому Боб Рок отправился, чтобы привести в порядок мысли, он увидел индейского паренька, одетого в футболку с логотипом Metallica. Рок этому немало удивился, но когда на заправке, куда он заехал, по радио заиграла Metallica, которых тогда по радио сроду не крутили, он понял, что это знак, и ему нужно браться за работу над "Черным альбомом".
Факт 5: студию One On One, в которой проходила запись пластинки, музыканты вспоминают как камеру пыток
И дело тут вовсе не в самой студии, расположившейся в Северном Голливуде. Напротив: для плодотворной работы музыканты оснастили помещение всем необходимым для снятия напряжения — игровыми автоматами, баскетбольным кольцом, боксерской грушей.
Камнем преткновения стал подход, который проповедовал Рок и которому он заставил подчиниться Metallica. Его педантизм доходил до того, что партии песен он заставлял перезаписывать минимум по 40 раз. При этом сам продюсер добивался того, чтобы сама музыка стала чуть проще, ведь так можно было особым образом подчеркнуть мелодию и силу песни. Это было сложно, ведь Metallica ценили в своей музыке сложность и многослойность.
"Если они предложат слушателям еще одну партию 9-минутных песен, Metallica потеряет свою аудиторию". — Боб Рок
Самому же Року пришлось приспосабливаться к привычкам в работе с самих музыкантов. Например, Ларс любил работать по ночам, а Хэтфилд — в дневное время. В итоге Боб Рок сидел в студии чуть ли не 24 часа в сутки.
Факт 6: "Черный альбом" — это в большей степени альбом Хэтфилда
Простота песен открыла простор для мелодии и вокала. Хэтфилд много экспериментировал с лирикой и разной манерой пения, и тот прогресс, которого он достиг в процессе, очень впечатлил Боба Рока.
"Джеймс проделал огромную работу над вокалом. Кроме того, теперь его тексты были основаны на личных переживаниях, а потому альбом получился очень чувственным, человеческим". — Боб Рок
Джеймс писал о своих чувствах, старался заглянуть в себя и сочинить такую лирику, которая затронет каждого. Триумфом этой работы стала Nothing Else Matters, которую изначально Джеймс даже не хотел помещать на альбом.
Факт 7: первым синглом с альбома должна была стать Holier Than Thou. У Enter Sandman долгое время не было даже названия
И не только названия. Текст к этой песне Джеймс написал едва ли не самой последней. Между тем, только на ее запись группа потратила 10 дней, тогда как Holier That Thou свели за одну сессию.
В итоге группа не прогадала. Сингл стал успешным, а благодаря простому запоминающемуся гитарному риффу оказался завсегдатаем радио-эфира и концертных выступлений группы.
***
"Черный альбом" освободил Metallica от собственных предрассудков, подарил им свободу, позволил расти творчески и пробовать новое.
"Черный альбом" сделал их успешными в планетарном масштабе, сделал их великими. Да, дальнейшая судьба коллектива сложилась весьма неоднозначно, но сейчас, по происшествии десятков лет, очевидно, что "Черный альбом" — это не что-то пришедшее в Metallica извне. Это закономерный результат раскрытия того, что в них и так всегда было: желания развиваться и тщеславия.
Обязательно почитайте первую часть нашего исследования и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые материалы про рок и метал: