Найти тему
Модная лавка 19 века

Чем атлас отличается от шёлка? И какие пояснения должны быть к старинным платьям в музеях

Рассмотрим этот вопрос на примере нарядов императрицы Марии Федоровны, жены Александра Третьего. Я уже размещала её наряды, но там были другие.

А ещё я когда-то писала статью: Роскошный атлас и шёлк на портретах 19 века.

Там я обмолвилась, что меня неприятно удивил сайт Музея искусства Метрополитен. Под всеми вечерними платьями там подписано «шёлк», даже бархатными. Это ни о чём. Да ещё и вводит в заблуждение.

Мне писали в комментариях, что это я сама ничего не понимаю, а на сайте всё подписано правильно.

А вот и нет! Потому что есть понятие «материал», а есть понятие «ткань».

И зачем указывать материал? Вот на сайте Эрмитажа указаны именно ткани. Это полноценная информация.

Платье визитное императрицы Марии Федоровны. Франция, самый конец 19 века. Бархат, стеклярус вышивка.
Платье визитное императрицы Марии Федоровны. Франция, самый конец 19 века. Бархат, стеклярус вышивка.

Материалы – это шёлк, хлопок, шерсть, лён.

А видов тканей много. Шёлковые ткани – это атлас, муар, тафта, креп, крепдешин, бархат, парча, шифон, органза и т. д.. Плюс – ткани, которые содержат в названии слово «шёлк».

Например, платье ниже сшито из плотного шёлка броше.

Платье вечернее вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Австрия, Вена, 1898-1899 годы. Шелк броше, атлас, шифон, аграмант, кружево валансьен, суташ, бисер.
Платье вечернее вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Австрия, Вена, 1898-1899 годы. Шелк броше, атлас, шифон, аграмант, кружево валансьен, суташ, бисер.

Был ещё шёлковый фай (слово «шёлковый» употребляли, чтобы не путать с шерстяным фаем). Грогрон, гроденапль, гродетур…

По идее, нужно ко всем тканям из материала «шёлк», прибавлять слово «шёлковый». Кроме тех, где есть приставка «гро» ( то есть «шёлк» в переводе). Писать «шёлковый бархат», а не просто «бархат».

Но ведь и так ясно, что это шёлковый бархат, а не бархат х. б.

Платье вечернее вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Париж, 1900 год. Модный дом Ворта. Бархат, тюль, шелк, кружево, шелковая нить, стеклярус.
Платье вечернее вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Париж, 1900 год. Модный дом Ворта. Бархат, тюль, шелк, кружево, шелковая нить, стеклярус.

Ниже – бальное платье Марии Фёдоровны из интересного атласа с узорами и золотисто-зелёного бархата.

Жаль, что не указан сорт атласа. Но хотя бы ткани указаны! А на сайте Метрополитена написали бы «шёлк» да и всё.

Платье вечернее императрицы Марии Федоровны. Модный дом Ворта., 1990-е годы. Атлас, бархат, кружево, шелковая и металлическая нити.
Платье вечернее императрицы Марии Федоровны. Модный дом Ворта., 1990-е годы. Атлас, бархат, кружево, шелковая и металлическая нити.

Бежевое платье - на чехле из тафты. Её почти не видно, она – под шифоном. Атлас только на поясе и, вроде, на отделке.

1898 год… В моду входили наряды из невесомых тканей, тонкий полупрозрачный шифон набирал популярность.

Платье императрицы Марии Федоровны. Париж, 1898 год. Шифон, тафта, атлас, кружево.
Платье императрицы Марии Федоровны. Париж, 1898 год. Шифон, тафта, атлас, кружево.

Ниже – два замысловатых наряда. Столько разных тканей и отделки, что и с подробными подписями не поймёшь, где тут что.

Платье послеобеденное Марии Федоровны. Париж, 1899-1900 годы. Модный дом «Nicaud». Тюль, атлас, шелк, кружево валансьен, некрученый шелк вышивка.
Платье послеобеденное Марии Федоровны. Париж, 1899-1900 годы. Модный дом «Nicaud». Тюль, атлас, шелк, кружево валансьен, некрученый шелк вышивка.
Платье вечернее Марии Федоровны. Франция, Париж, 1909-1911 годы. Тюль, шелковый муслин, атлас, серебряное кружево, бисер, стразы, блестки.
Платье вечернее Марии Федоровны. Франция, Париж, 1909-1911 годы. Тюль, шелковый муслин, атлас, серебряное кружево, бисер, стразы, блестки.

Простенький траурный наряд. Должен быть мягким, так как из кашемира. А шероховатая ткань внизу и на отделке – это креп. Из крепа делали траурные вуали, так как он лёгкий, но без блеска.

Кашемир мог быть только шерстяным, креп - только шёлковым.

Костюм траурный императрицы Марии Федоровны. Петербург, около 1910 года. Мастерская А. Бризака. Кашемир, креп, шелк.
Костюм траурный императрицы Марии Федоровны. Петербург, около 1910 года. Мастерская А. Бризака. Кашемир, креп, шелк.

А вот пеньюар императрицы, который она носила в молодости. Подписано «батист». Это тонкая хлопковая ткань.

Пеньюар великой княгини Марии Федоровны, 1867 -1868 годы. Батист, валансеьнские кружева, шелковые ленты.
Пеньюар великой княгини Марии Федоровны, 1867 -1868 годы. Батист, валансеьнские кружева, шелковые ленты.

Придворное платье Марии Фёдоровны из неразрезного бархата.

Это прямо загадка для меня. Зачем делать бархат неразрезным, если разрезной красивей? То есть обычный, с ворсом.

Из-за вышивки? Но тогда логичней взять дорогую гладкую ткань.

Посмотреть бы это платье в музее. Совсем близко, раз потрогать нельзя…

Вот сколько вопросов возникает. И как можно подписывать под такими нарядами «шёлк»? Это для кого? Для тех, кому нужна только поверхностная информация? Я не понимаю.

Зато подписи на сайте Эрмитажа мне кажутся логичными и понятными. Ещё бы фотографий побольше, в разных ракурсах.

Платье придворное парадное великой княгини Марии Федоровны. 1870-е годы. Неразрезной бархат.
Платье придворное парадное великой княгини Марии Федоровны. 1870-е годы. Неразрезной бархат.

Платье цвета фуксии не принадлежит Марии Фёдоровне. Но размещу его здесь как иллюстрацию того, что в начале 20 веке муар тоже носили. Нашла это дивное платье на сайте Эрмитажа только вчера.

«Вельможного старца с бриллиантами и муар-антиками»… О какой ткани говорится в повести Плещеева?

Вечернее платье. Россия, около 1909 года. Муар, шифон, газ, стразы, блестки.
Вечернее платье. Россия, около 1909 года. Муар, шифон, газ, стразы, блестки.

«В моде – цвет увядших роз и ткани шанжан»… Вечерние наряды императрицы Марии Фёдоровны, начало 1890-х.

#стиль #мода и красота #искусство #цари