Рассмотрим этот вопрос на примере нарядов императрицы Марии Федоровны, жены Александра Третьего. Я уже размещала её наряды, но там были другие.
А ещё я когда-то писала статью: Роскошный атлас и шёлк на портретах 19 века.
Там я обмолвилась, что меня неприятно удивил сайт Музея искусства Метрополитен. Под всеми вечерними платьями там подписано «шёлк», даже бархатными. Это ни о чём. Да ещё и вводит в заблуждение.
Мне писали в комментариях, что это я сама ничего не понимаю, а на сайте всё подписано правильно.
А вот и нет! Потому что есть понятие «материал», а есть понятие «ткань».
И зачем указывать материал? Вот на сайте Эрмитажа указаны именно ткани. Это полноценная информация.
Материалы – это шёлк, хлопок, шерсть, лён.
А видов тканей много. Шёлковые ткани – это атлас, муар, тафта, креп, крепдешин, бархат, парча, шифон, органза и т. д.. Плюс – ткани, которые содержат в названии слово «шёлк».
Например, платье ниже сшито из плотного шёлка броше.
Был ещё шёлковый фай (слово «шёлковый» употребляли, чтобы не путать с шерстяным фаем). Грогрон, гроденапль, гродетур…
По идее, нужно ко всем тканям из материала «шёлк», прибавлять слово «шёлковый». Кроме тех, где есть приставка «гро» ( то есть «шёлк» в переводе). Писать «шёлковый бархат», а не просто «бархат».
Но ведь и так ясно, что это шёлковый бархат, а не бархат х. б.
Ниже – бальное платье Марии Фёдоровны из интересного атласа с узорами и золотисто-зелёного бархата.
Жаль, что не указан сорт атласа. Но хотя бы ткани указаны! А на сайте Метрополитена написали бы «шёлк» да и всё.
Бежевое платье - на чехле из тафты. Её почти не видно, она – под шифоном. Атлас только на поясе и, вроде, на отделке.
1898 год… В моду входили наряды из невесомых тканей, тонкий полупрозрачный шифон набирал популярность.
Ниже – два замысловатых наряда. Столько разных тканей и отделки, что и с подробными подписями не поймёшь, где тут что.
Простенький траурный наряд. Должен быть мягким, так как из кашемира. А шероховатая ткань внизу и на отделке – это креп. Из крепа делали траурные вуали, так как он лёгкий, но без блеска.
Кашемир мог быть только шерстяным, креп - только шёлковым.
А вот пеньюар императрицы, который она носила в молодости. Подписано «батист». Это тонкая хлопковая ткань.
Придворное платье Марии Фёдоровны из неразрезного бархата.
Это прямо загадка для меня. Зачем делать бархат неразрезным, если разрезной красивей? То есть обычный, с ворсом.
Из-за вышивки? Но тогда логичней взять дорогую гладкую ткань.
Посмотреть бы это платье в музее. Совсем близко, раз потрогать нельзя…
Вот сколько вопросов возникает. И как можно подписывать под такими нарядами «шёлк»? Это для кого? Для тех, кому нужна только поверхностная информация? Я не понимаю.
Зато подписи на сайте Эрмитажа мне кажутся логичными и понятными. Ещё бы фотографий побольше, в разных ракурсах.
Платье цвета фуксии не принадлежит Марии Фёдоровне. Но размещу его здесь как иллюстрацию того, что в начале 20 веке муар тоже носили. Нашла это дивное платье на сайте Эрмитажа только вчера.
«Вельможного старца с бриллиантами и муар-антиками»… О какой ткани говорится в повести Плещеева?
#стиль #мода и красота #искусство #цари