Оверпринт и треппинг — одна из самых трудных тем в препрессе, поэтому в данном посте разберем только базовые понятия, которые помогут распознать возможные проблемы с цветоналожением на печати.
Краски CMYK достаточно прозрачны и, смешиваясь между собой, создают различные цвета и оттенки. Когда мы накладываем два разноцветных объекта, для сохранения нужного нам цвета программы делают в нижнем объекте вырубку (Knockout) по форме верхнего. На мониторе проблемы не возникает, так как вырубка находится точно под объектом. Однако при печати небольшое смещение красочных фотоформ (Misregistration) может привести к незапечатанным областям вокруг верхнего объекта (иллюстрация 1). Для устранения подобного были придуманы метод наложения красок и цветовые ловушки.
Важно:
1. если у вас сложный макет, лучше заказать услугу непосредственно в типографии;
2. если вы все-таки самостоятельно назначаете какие-либо параметры оверпринта и треппинга, уточните нюансы в технических требованиях или проконсультируйтесь с печатниками.
Оверпринт
При назначении оверпринта верхний объект накладывается на нижний без вырубки (иллюстрация 2).
Наиболее часто в препресс-практике применяется атрибут Overprint Black (оверпринт 100% черного цвета), поскольку это самая темная краска из четырех базовых цветов и непрокрашенные зазоры на контрасте с ней виднее всего. Однако черная краска тоже не кроющая и под большими черными объектами цветной фонбудет просвечивать, поэтому оверпринт черного назначают там, где это незаметно: на текст 12–14 pt или линии и обводки 3–6 pt.
InDesign автоматически делает 100%K-объектам оверпринт, для его контроля в меню Window — Output есть палитра Attributes (Ctrl+F11). В Illustrator палитра оверпринта расположена аналогично InDesign, но тут вырубка делается и для черного цвета. Назначение оверпринта черному в Illustrator происходит через меню Edit — Edit Colors — Overprint Black… (иллюстрация 3). Проверить макет можно, отключая цвет Black в палитре Separations Preview.
Оверпринт не назначается:
1. на цветные объекты — верхний объект изменит цвет, наложившись на цвет нижнего;
2. на белые объекты — они исчезнут, а напротив Overprint Fill в палитре Attributes появится предупреждающий желтый значок с соответствующей надписью (иллюстрация 4).
Треппинг
Когда применение оверпринта невозможно, делается треппинг — пересечение краев цветных объектов, так называемые цветовые ловушки.
Существуют два основных вида треппинга, общим правилом для которых является то, что более светлый цвет продолжается под более темный (иллюстрация 5).
Внутренний треппинг (Сhoke) — вырубка под верхним, более темным объектом, делается меньше этого объекта.
Внешний треппинг (Spread) — более светлому верхнему объекту назначается контур для наложения на более темный нижний объект.
В программах есть простейшие инструменты треппинга: в Illustrator это команда trap палитры Pathfinder (Shift+Ctrl+F9), в InDesign можно создавать стили треппинга и затем применять их через палитру Trap Presets в меню Window — Output. Тем не менее они не могут полностью имитировать макет в печати.
Треппинг не назначается:
1. на производные цвета (например, на 30%C и 70%C), так как между ними непрокраса не возникает;
2. на цвета, один из которых близок к цвету бумаги;
3. если все численные составляющие одного цвета больше или равны составляющим другого;
4. если общая численная составляющая цветов достаточно темная.
Отдельно скажем о треппинге белых объектов на насыщенных черных плашках (тех, что дополнительно содержат цвета CMY, например, 50/40/40/100). Несовмещение цветов в таком случае приводит к разноцветной окраске на краях белого. Чтобы это замаскировать, назначают белым объектам обводку 100% черным цветом (толщину можно узнать в типографии) и применяют Overprint Stroke в палитре Attributes. Этот способ называется втяжкой под черный.
Еще раз подчеркнем, что оверпринт и треппинг имеют множество нюансов (наложение нескольких цветных объектов, печать кроющими красками и пр.), поэтому все же лучше поручить их назначение специалистам в типографии, которые применяют специальные программы, анализирующие цвета по яркости, плотности краски и другим параметрам.
Статьи для более глубокого изучения темы
Оверпринт и треппинг
Adobe. Сведения о треппинге красок
Cовмещение красок при цветной печати — понятие треппинг и оверпринт
#препресс #оверпринт #треппинг #print #prepress #печать #cmyk #photoshop #indesign #illustrator