Найти в Дзене
Журнал не о платьях

"Че­го хо­чет от не­го эта ста­ре­ю­щая по­лу­бе­зум­ная жен­щи­на?" Грустный финал великой соблазнительницы

Оглавление
Элизабет Тейлор в роли Клеопатры, 1963 г.
Элизабет Тейлор в роли Клеопатры, 1963 г.

Смерть Ан­то­ния

Окончание. Предыдущая часть ЗДЕСЬ

Мо­ж­но пред­ста­вить се­бе чув­ст­ва Кле­о­па­т­ры. Тот, кто был в ее гла­зах за­ло­гом бла­го­по­лу­чия ее сына Це­за­ри­о­на, по­зор­но по­бе­ж­ден людь­ми, при­ро­дой, бо­га­ми. На что он те­перь го­дит­ся? С этим по­ра­же­ни­ем уга­с­ли ее по­с­лед­ние че­с­то­лю­би­вые меч­ты: ей ос­та­лось толь­ко за­щи­щать свои соб­ст­вен­ные вла­де­ния.

И вот те­перь этот не­уда­ч­ник сно­ва це­п­ля­ет­ся за нее, так и бу­дет це­п­лять­ся, по­ка и ее не ута­щит за со­бой на дно. Она по­з­во­ля­ет ему под­нять­ся на ко­рабль, а са­ма уе­ди­ня­ет­ся в сво­ей ка­ю­те, хра­ня пре­зри­тель­ное мол­ча­ние. Ан­то­ний опу­с­ка­ет­ся на до­с­ча­тый на­стил и, об­хва­тив го­ло­ву ру­ка­ми, оп­ла­ки­ва­ет свою судь­бу… Три дня он ос­та­ет­ся про­стер­тым на па­лу­бе, мер­т­вен­но-блед­ный и бе­з­у­ча­ст­ный ко все­му, замк­ну­тый в сво­ем бес­ко­не­ч­ном го­ре. Ирас и Хар­ми­он, слу­жан­ки ца­ри­цы, умо­ли­ли свою гос­по­жу сжа­лить­ся над не­сча­ст­ным. Она вы­хо­дит к Ан­то­нию и об­ра­ща­ет­ся к не­му со сло­ва­ми уте­ше­ния.

Кадр из фильма "Антоний и Клеопатра"
Кадр из фильма "Антоний и Клеопатра"

О, ему ка­жет­ся, при зву­ке это­го не­ж­но­го го­ло­са он воз­ро­ж­да­ет­ся! По­кры­вая ее ру­ки по­це­лу­я­ми, он про­сит ее про­стить его. Кле­о­па­т­ра ни­ко­г­да не мог­ла ус­то­ять пе­ред его взгля­дом. Она при­ка­зы­ва­ет омыть его, ума­стить аро­ма­ти­че­с­ки­ми ма­с­ла­ми и от­не­сти в свою ка­ю­ту.

Вда­ли уже по­ка­зал­ся тон­кой по­ло­сой еги­пет­ский бе­рег. Ан­то­ний вре­мен­но ук­ры­ва­ет­ся в ма­лень­ком рим­ском гар­ни­зо­не на по­бе­ре­жье. Здесь он уз­на­ет, что ос­тат­ки его фло­та рас­се­я­ны, его сто­рон­ни­ки под­вер­г­лись же­с­то­ким го­не­ни­ям, что Гре­ция и Ита­лия по­те­ря­ны для не­го на­все­г­да. В от­ча­я­нии он пы­та­ет­ся по­кон­чить с со­бой, но дру­зья удер­жи­ва­ют его: ес­ли он убь­ет се­бя сей­час, все по­ду­ма­ют, что он сбе­жал из тру­со­сти. Он дол­жен от­сто­ять свою честь и, ес­ли бу­дет ну­ж­но, уме­реть с ору­жи­ем в ру­ках. Пу­с­кай от­пра­в­ля­ет­ся в Але­к­сан­д­рию.

Встре­чен­ная с эн­ту­зи­аз­мом в сво­ей сто­ли­це, ца­ри­ца энер­ги­ч­но бе­рет­ся за ук­ре­п­ле­ние кре­по­стей и ре­ор­га­ни­за­цию фло­та; коль ско­ро план со­з­да­ния Рим­ско-Еги­пет­ской Им­пе­рии по­тер­пел крах, ну­ж­но хо­тя бы от­сто­ять не­за­ви­си­мость сво­его цар­ст­ва. К не­сча­стью, пред­при­ня­тые ею по­пыт­ки до­го­во­рить­ся с вос­то­ч­ны­ми со­юз­ни­ка­ми без­ус­пеш­ны. Ок­та­ви­ан уже опе­ре­дил ее и втор­г­ся в Си­рию. Со­в­сем ско­ро он бу­дет под сте­на­ми Але­к­сан­д­рии. Пред­чув­ст­вуя ка­та­ст­ро­фу, она от­пра­в­ля­ет сы­на вглубь Еги­п­та.

Ан­то­ний и Кле­о­па­т­ра ук­ры­ва­ют­ся за сте­на­ми го­ро­да с не­мно­го­чи­с­лен­ным гар­ни­зо­ном. Си­лы слиш­ком не­рав­ны. Не­тру­д­но пред­ви­деть ис­ход бит­вы. По­ка Ан­то­ний, ко­то­рый пред­по­чи­та­ет не­рав­ное сра­же­ние дол­гой оса­де, го­то­вит­ся к ата­ке, Кле­о­па­т­ра со слу­жан­ка­ми уда­ля­ет­ся в вы­со­кий мав­зо­лей, в ко­то­ром за­ве­ща­ла се­бя по­хо­ро­нить и в ко­то­ром уже сто­ит ее сар­ко­фаг. На­ка­ну­не су­п­ру­ги по­ужи­на­ли; всю ночь бу­до­ра­жи­ла на­сто­ро­жен­ный го­род и вра­же­ский ла­герь пред­смерт­ная вак­ха­на­лия. На­ут­ро про­изош­ло не­по­пра­ви­мое; часть ка­ва­ле­рии Ан­то­ния и флот Кле­о­па­т­ры пе­ре­шли на сто­ро­ну не­при­яте­ля. Не зная ис­тин­ных при­чин про­изо­шед­ше­го, а имен­но - что во­е­на­чаль­ни­ки бы­ли под­ку­п­ле­ны Ок­та­ви­а­ном, Ан­то­ний ду­ма­ет, что ца­ри­ца пре­да­ла его.

Моника Беллуччи в роли Клеопатры
Моника Беллуччи в роли Клеопатры

Вне се­бя он бе­жит во дво­рец, по­кры­вая ее про­кля­ти­я­ми. Но там он уз­на­ет, что Кле­о­па­т­ра по­кон­чи­ла с со­бой. Не мо­жет быть! Ка­кой-то стра­ж­ник уве­ря­ет его, что это прав­да, ина­че за­чем она за­хо­те­ла быть бли­же к сво­ей усы­паль­ни­це?

Ан­то­ний в ис­сту­п­ле­нии рух­нул на ка­мен­ные пли­ты. По­рва­лась един­ст­вен­ная нить, ко­то­рая свя­зы­ва­ла его с этой про­кля­той жиз­нью. По­до­ж­ди, Кле­о­па­т­ра, ско­ро я при­ду к те­бе! Он вры­ва­ет­ся в свою ком­на­ту, сры­ва­ет ки­ра­су, зо­вет сво­его ра­ба Эро­са и при­ка­зы­ва­ет ему убить се­бя. Но вер­ный слу­га, не в си­лах под­нять ру­ку на лю­би­мо­го хо­зя­и­на, за­ка­лы­ва­ет­ся сам.

«Бла­го­да­рю те­бя, друг, ты по­дал мне до­с­той­ный при­мер! Те­перь я знаю, как это сде­лать!» - вос­кли­ца­ет Ан­то­ний.

И вы­та­щив ок­ро­ва­в­лен­ный меч из гру­ди Эро­са, он сам бро­са­ет­ся на не­го… Он ис­те­ка­ет кро­вью, но его ра­на не смер­тель­на. В ком­на­ту вбе­га­ют пе­ре­пу­ган­ные слу­ги. Бо­ги, что он слы­шит! Кле­о­па­т­ра жи­ва! Он умо­ля­ет от­не­сти се­бя к под­но­жию мав­зо­лея, что­бы про­стить­ся с ней. В по­с­лед­ний раз рок бро­са­ет их в объ­я­тия друг дру­га, те­перь - что­бы они мог­ли, слы­ша по­с­лед­ние уда­ры серд­ца, уме­реть…

Сце­на их тра­ги­че­с­ко­го кон­ца столь­ко ве­ков бу­дет вдох­но­в­лять по­э­тов! Кле­о­па­т­ра при­ка­зы­ва­ет под­нять уми­ра­ю­ще­го Ан­то­ния на вы­со­кую ба­лю­ст­ра­ду мав­зо­лея. Ге­рой ис­пу­с­ка­ет дух на ее ру­ках. Кле­о­па­т­ра, как ра­не­ный зверь, кри­чит, раз­ди­ра­ет ли­цо и грудь ост­ры­ми ног­тя­ми, раз­ма­зы­вая по ли­цу соб­ст­вен­ную кровь и кровь умер­ше­го дру­га, по­мер­т­ве­лы­ми гу­ба­ми шеп­чет са­мые не­ж­ные сло­ва…

За ас­пи­дом в бес­смер­тие

Нет про­шло­го, нет бу­ду­ще­го. Толь­ко боль… Ско­ро сю­да при­дет по­бе­ди­тель, ма­лень­кий че­ло­ве­чек с ле­дя­ны­ми гла­за­ми. Ок­та­ви­ан во­пло­ща­ет все, что ей не­на­ви­ст­но: Рим. Она дол­ж­на хо­тя бы по­пы­тать­ся со­блаз­нить его, - нет, не ра­ди соб­ст­вен­ных ин­те­ре­сов, а что­бы спа­сти Це­за­ри­о­на! Поч­ти об­на­жен­ная, с рас­пу­щен­ны­ми во­ло­са­ми, с рас­ца­ра­пан­ным ли­цом, она бро­са­ет­ся в но­ги Ок­та­ви­а­ну. Ок­та­ви­ан, ты зна­ешь, чем я бы­ла для тво­е­го при­ем­но­го от­ца! Она по­ка­зы­ва­ет ему па­ч­ку на­пи­сан­ных Це­за­рем пи­сем. Ок­та­ви­ан сму­щен. Че­го хо­чет от не­го эта ста­ре­ю­щая по­лу­бе­зум­ная жен­щи­на? Для Кле­о­па­т­ры пар­тия про­иг­ра­на. Ни­ч­то не мо­жет раз­жа­ло­бить это хо­лод­ное чу­до­ви­ще. Зна­чит, ее по­во­ло­кут на Ка­пи­то­лий, при­вя­зав к ко­ле­с­ни­це по­бе­ди­те­ля, и во вре­мя оче­ред­но­го три­ум­фа вы­ста­вят на рас­пра­ву рим­ской чер­ни, ко­то­рая бу­дет пле­вать ей в ли­цо и за­бра­сы­вать ее кам­ня­ми.

Нет, она не до­с­та­вит им это­го удо­воль­ст­вия! Она при­ка­зы­ва­ет при­не­с­ти се­бе ас­пи­да, ма­лень­кую чер­ную змей­ку, чей укус смер­те­лен. Рас­про­стер­шись на мра­мор­ных пли­тах, под ко­то­ры­ми по­ко­ит­ся те­ло Ан­то­ния, она дол­го и тре­пет­но про­ща­ет­ся с лю­би­мым, за­тем до­с­та­ет из кор­зи­ны ас­пи­да и при­кла­ды­ва­ет его к сво­ей гру­ди… Ок­та­ви­ан по­бе­дил: он - хо­зя­ин Еги­п­та.

Jean Aandre Rixens «Смерть Клеопатры»
Jean Aandre Rixens «Смерть Клеопатры»

Че­рез не­сколь­ко дней был убит юный Це­за­ри­он; по­ве­рив ло­ж­ным обе­ща­ни­ям Ок­та­ви­а­на, за­ве­ряв­ше­го, что его жиз­ни ни­ч­то не уг­ро­жа­ет, маль­чик вер­нул­ся в Але­к­сан­д­рию, где был сра­зу же уду­шен.

Так по­гиб­ла меч­та Кле­о­па­т­ры, ко­то­рая по сво­ей уни­вер­саль­но­сти по­в­то­ря­ла за­мы­сел Але­к­сан­д­ра Ма­ке­дон­ско­го. Но, как это обы­ч­но про­ис­хо­дит с ва­ж­ней­ши­ми ис­то­ри­че­с­ки­ми со­бы­ти­я­ми, ни­кто из со­в­ре­мен­ни­ков дра­мы так и не по­нял ее ис­тин­ной под­но­гот­ной.

Ис­то­рия Древ­не­го Еги­п­та зна­ет семь Кле­о­патр из цар­ст­вен­ной ди­на­стии Пто­ле­ме­ев. Пер­вые шесть пра­ви­ли ти­хо и не ос­та­ви­ли за­мет­но­го сле­да сво­ей де­я­тель­но­стью. А вот по­с­лед­няя из них -- Кле­о­па­т­ра VII -- ве­ла борь­бу за власть столь рья­но, что по­ра­зи­ла ис­то­ри­ков и вдох­но­ви­ла пи­са­те­лей и ху­до­ж­ни­ков на уве­ко­ве­чи­ва­ние ее об­раза в ис­кус­ст­ве. Она про­жи­ла 39 лет (69-30 г.г. до н.э.).

Понравилось? Подпишись на наш канал! Начало истории ЗДЕСЬ

Екатерина Смирнова (с) "Лилит"