Округлый подбородок и чувственный рот были хороши, однако длинный нос все портил. Прибавьте к этому небольшой рост, смуглую кожу, маленькие гpyди конической формы – получится женщина, отнюдь не безобразная, но и не красавица. Однако об этой особе писали практически все римские историки. Они же сделали многое, чтобы обречь ее если не на забвение, то хотя бы на вечный позор. Но уже мертвая, она оказалась сильней. Ее помнят, ею восхищаются, ее считают символом роковой обольстительницы всех времен и народов. Ее называют просто по имени – Клеопатра.
Нильская змея
Все современники, писавшие о Клеопатре, неизменно отмечали ее редкую жизнерадостность.
«Она наслаждалась жизнью и простодушно принимала все ее радости. Ее неистовое сердце металось от веселья к грусти, от комедии к трагедии с обескураживающей легкостью, и в своих хрупких ручках она держала сложное полотно обстоятельств, как плащ, сотканный из теней и света».
Она была гречанкой до мозга костей, поскольку исходила из рода Птолемеев, насажденных править Египтом, но -- гречанкой, усвоившей восточный образ жизни и обычаи. Игра была смыслом ее жизни.
Римские историки называли ее «нильской змеей». Влияние, которое она имела на величайших мужей своего времени, приписывали таинственным чарам. Летописцам – истым римлянам (Плинию, Диону Кассию, Лукану и Проперцию) – была чужда ее непосредственная природа, черты которой не имели ничего общего с тем, что они именовали « добродетелью». Только Плутарх был к ней более снисходителен, чем все прочие. Он пишет:
«Нельзя было назвать ее красоту несравненной: находились многие, кто был краше… Но ее речь была столь приятна, что было невозможно не подпасть под ее обаяние: то благодушие, с которым она вела беседу, мягкость общения и природная доброта, проявлявшиеся в ее словах и движениях, разили прямо в сердце; кроме того, большое удовольствие собеседники получали от самого звука ее голоса и ее выговора, ибо ее язык был подобен музыкальному инструменту с бесчисленными переливами и регистрами, который она обращала в тот говор, который ей был более по душе».
Цезарь впервые увидел ее, когда ему было уже за пятьдесят. Он прибыл в Египет, потому что здесь укрылся его злейший враг и политический конкурент Помпей. Когда-то Помпей, представлявший римскую власть в Александрии, являлся опекуном малолетнего фараона Птолемея XIV. Этот предлог он и использовал в трудные дни, чтобы возобновить египетские связи.
Вот только момент оказался не слишком удачный. Юный Птолемей как раз объявил войну своей 17-летней супруге-сестре Клеопатре (цари Египта могли жениться только между собой) и был полностью поглощен этими внутренними разборками.
Посылка с секретом
Клеопатра вызвала гнев царственного брата, поскольку пыталась ограничить роль наставников -- «рабов, которые корчат из себя государственных мужей». Однако Птолемей не только не послушался, но и изгнал ее. Никому не ведомо, где укрылась принцесса. Говорят, ее следы теряются в сирийской пустыне… А Птолемей и его менторы советуются, давать ли приют врагу могущественного Цезаря -- Помпею. Нет, Египет не должен ввязываться в конфликт. И Помпея подло убивают, чтобы верноподданно преподнести Цезарю голову его заклятого врага.
…Ночь, и гаснут один за другим александрийские огни. Лишь темная река тихо плещется о мрамор набережных. К берегу бесшумно причаливает быстрая барка. Их нее выходит человек, на плечах у него – какой-то сверток. Он направляется прямо к императорскому дворцу. Его окрикивает караульный: стой, кто идет!
– Хозяйка зовет меня Аполлодор Сицилийский! Я принес послание и ценный дар вашему начальнику. – Страж препровождает посланца в покои Цезаря. Тот работает.
- Ну, что там за послание? – спрашивает он раздраженно. Аполлодор сгибается в три погибели: в этом свертке, о повелитель, ответ на все твои вопросы! Аполлодор медленно разворачивает ткань, и - о чудо! – на свет божий появляется девушка -- Клеопатра. Римлянин не в силах сдержать улыбку при мысли о стратегии, к которой прибегла маленькая царица, чтобы добраться до него.
Он покорил Испанию, Галлию, Германию, Македонию и собирается покорить Египет. А Клеопатра уже покорила его этой хитростью.
Украдкой проникнув в его судьбу, она стала для Цезаря не только любoвницeй, но и незаменимой посредницей между великим римлянином и восточным миром.
Египет той эпохи представлял собой резкий контраст с аскетичными и морализирующими нормами римской эстетики: здесь религиозная чувственность превалировала над холодным разумом, образный мир и религиозные переживания - над чувством гражданского долга, праздность -- над действием...
Узнав о появлении сестры, Птолемей XIV разъярился и кинулся прочь из столицы собирать армию. Цезарь укрепляет город, вызывает римские гарнизоны из Армении, Сицилии и Сирии. Но в тот самый момент, когда начинается осада, демонстрирует полное пренебрежение к опасности и садится играть с Клеопатрой в шахматы...
Продолжение ЗДЕСЬ, подпишись на наш канал!
Екатерина Смирнова (c) "Лилит"