Найти тему
Нижегородский Мечтатель

Королевство Арагон и Мартин I Старший

Энрике II Трастамара, укрепившись в Кастилии и Леоне и гарантировав свои потомкам право на эту корону, дал им также возможность расширить влияние новой, бастардской ветви старой Бургундско-Иврейской династии на весь Пиренейский полуостров.

Вскоре, вслед за короной Кастилии под властью династии Трастамара оказался и Арагон. И здесь законным потомкам (и не только) пришлось поневоле уступить удачливой бастардской династии Трастамара. Любопытно, что из четырех независимых, поздних пиренейских государств, только Наварре удалось сохранить у себя преемственность по законной линии, да и то большую часть этого королевства захватили те же Трастамара, в итоге последнему монарху Наварры – Генриху Бурбону (он же король Франции), достался лишь северный «зубец» короны Карла Злого.

Точкой перелома стало Арагонское междуцарствие 1410-1412 годов. В 1410-ом скончался король Арагона Мартин I Гуманный (прозванный так за любовь к книгам, а вовсе не за какое-то там человеколюбие), известный еще также, как Старший – а вот это уже для различия с собственным сыном. Он был последним представителем Барселонской династии на арагонском троне, но не последним из этой семьи вообще, на момент своей кончины. Примечательно, что еще самому Мартину I пришлось отставить свое право на корону, дважды силой решив извечный вопрос наследования: чьи права выше – дяди или племянницы? Мартин был вторым сыном короля Арагона Педро IV и унаследовал корону после кончины своего старшего брата Хуана I Охотника, полагая, что он старший в роду, и к тому же по мужской линии.

Но у Хуана I осталось двое дочерей. Вначале с переходом власти к Мартину не согласился муж его старшей племянницы – Хуаны, Матье граф Фуа. Честно сказать, потребовал слишком много для графа Фуа, Мартин не только отбил его претензии, но и лишил Матье в отместку его арагонских сеньорий. Параллельно о своих правах заявила и младшая племянница, а вот это было уже серьезнее, так как это была знаменитая Иоланда Анжуйская (1381-1442), опекунша дофина Карла (спасшая будущего короля Франции Карла VII от его собственной зловредной матушки Изабо Баварской) и супруга Луи II Валуа-Анжуйского (1377-1417). Дети этой пары и после смерти Мартина I продолжали отстаивать свои права на корону Арагона.

Хуан I Охотник, король Арагона
Хуан I Охотник, король Арагона

В который раз умиляюсь непосредственности французских Капетингов (двойные стандарты не вчера придумали) – ведь это только во Франции лилии не могут прясть, а в других королевствах… еще как могут. И не дай только какой-нибудь король уйдет в мир иной без ясности с наследником, а его дочь или сестра окажется замужем за каким-нибудь очередным младшим Капетингом – так он уже тут, как тут, с армией (и опционально с одобрением Папы Римского), мостится на вакантный трон, не взирая на наличие «каких-то там» законных наследников по мужской линии – не Франция же.

Но, как бы то ни было, свои права при жизни Мартин I Старший отстоял. Куда проблематичней у него было с собственными наследниками. Из всех его детей выжил только старший сын – Мартин Сицилийский (1374-1409), называемый также Младшим. К слову, здесь с отцом и сыном произошел довольно редкий династический казус, из-за того, что они носили одинаковые имена.

Объединенный герб королей Арагона и Сицилии
Объединенный герб королей Арагона и Сицилии

А получилось вот что – в 1390 году, еще до того, как стать королем Арагона, Мартин I женил своего сына на их юной, довольно близкой родственнице Марии Сицилийской - дочери короля Сицилии Федериго IV, (в принятом итальянцами порядке, и Федериго III в нашей историографии), годы жизни 1341-1377. Мария фактически была старшим законным наследником сицилийской короны, также уже несколько поколений находившейся под властью Арагонского Барселонского дома – его младшей ветви, идущей от Федериго III (1272-1337). По мужской законной линии эта ветвь Барселонской династии угасла как раз на Федериго IV – у трех его дядей, братьев отца и вовсе не было потомства.

Таким образом сын короля Арагона Мартина I, стал королем Сицилии (по праву жены) – тоже Мартином I. Между прочим, и Мартин Старший, и Мартин Младший, сами по себе имели кровные права на сицилийскую корону, так как отец Мартина Старшего, Педро IV Церемонный, также был женат на своей кузине Элеоноре, из младшей сицилийской ветви Барселонского дома.