Одна из главных проблем в области цифрового моделирования сегодня – поиск и разработка российских аналогов западных программных комплексов. СтроимПросто обсудил с экспертами, как после ухода части зарубежного ПО с российского рынка будет развиваться это направление. Как заменить BIM на ТИМ?
Что такое цифровое моделирование и зачем оно нужно?
Технологии BIM или ТИМ (в русской версии) включают огромное количество разнообразных программных продуктов, которые с разной степенью детализации и уровнем проработки создают виртуальную модель будущего здания или сооружения. Моделироваться в цифре могут объёмно-планировочные решения, вся инженерия — системы жизнеобеспечения, безопасности и другие параметры объекта. На модели могут отрабатываться различные ситуации: от землетрясений до вариантов освещения.
О важности цифрового моделирования начали говоить несколько лет назад. В ходу на профессиональных конференциях были аббревиатуры BIM (Building Information Modelling) и ТИМ (технология информационного моделирования). Это международный тренд, который поддерживается и отдельными компаниями, и прослеживается на государственном уровне в ряде развитых стран. В России пока только 7-10% компаний можно назвать активными пользователями цифровых технологий в свой работе, считают в компании TraceAir, но работа в этом направлении ведётся серьёзная.
«В России разработана серия законов по внедрению новых цифровых стандартов в строительство, формируется дорожная карта по их внедрению. Такой законодательный подход в цифровизации использовала Великобритания, которой удалось увеличить уровень внедрения BIM-технологий в строительстве с 10% до 70% за восемь лет», — говорит Артур Хасиятуллин, General Manager EMEA компании TraceAir.
Основная экономическая ценность цифрового моделирования зданий — минимизация человеческих ошибок и возможность предусмотреть максимальное количество негативных сценариев. Ведь объект моделирования является цифровой копией будущего объекта.
Что позволяет технология цифрового моделирования
«По статистике, применение BIM может ускорить строительство на 20% и более, а значит, снижает его стоимость. Весь объем данных, связанных с проектом, систематизирован и оцифрован, это ускоряет работу всем сторонам», — добавляет генеральный директор G5 Architects Алексей Хоменок.
С чем сейчас работают и чем будут замещать зарубежное программное обеспечение
По словам Артура Хасиятуллина, Россия справляется с IT-импортозамещением в области уже созданных программ для BIM. Основная задача по цифровизации будет в переходе на российские аналоги. Эксперт считает, что уже разработано достаточное количество отечественных продуктов.
Однако сейчас 71% компаний используют зарубежное программное обеспечение для BIM-решений (Autodesk BIM 360, Aveva, BIM cloud, Allplan BIMplus). Такие результаты показал опрос 1С среди заказчиков строительного сектора.
По большей части в гражданском строительстве в СНГ распространены продукты компании Autodesk, говорит управляющий партнер девелоперской компании Touch Сергей Шиферсон. Это целая экосистема продуктов, они относительно недорогие и являются лидерами отрасли. Но в марте компания заявила, что уходит из России. По словам эксперта, российские системы в строительстве были распространены больше в части каких-либо надстроек или отдельных программ, но не экосистем для проектирования с участием разнопрофильных специалистов. Так что именно создание экосистемы станет основным вызовом для российских разработчиков.
Сергей Шиферсон, управляющий партнер девелоперской компании Touch:«Отечественные продукты есть, и спрос на них прогнозируемо вырастет. Однако тут важно понимать, в какой момент отечественный софт дойдет до уровня зарубежных аналогов и начнет их превосходить. Для того, чтобы это случилось, пользователи продуктов должны давать качественную обратную связь, а разработчики — получать достаточно мощный ресурс для улучшения своего продукта.Из готовых отечественных продуктов для моделирования я бы выделил Renga Software и NanoCAD. Эти продукты давно развиваются и составляют конкуренцию зарубежным аналогам. Когда именно будет массовый переход, вопрос сложный, думаю, этот процесс займет несколько лет, поскольку у многих компаний есть лицензии программ на 3 года. По их окончании руководство компаний начнет искать и переходить на другой софт, но это не так просто. Это длительный и затратный процесс, связанный с обучением сотрудников, закупкой софта, привыканием к новому».
Руководитель архитектурного бюро UNKCI Николай Миловидов также считает наиболее перспективными отечественными продуктами Renga Software и nanoCAD. «Эти разработки имеют большой потенциал, так как способны решить большое количество разнообразных задач. Тем не менее, есть и объективные сложности освоения рынка, и переобучение специалистов — одна из них», — говорит эксперт.
Андрей Прокошин, руководитель отдела BIM Clancy Engineering:«Разработка отечественного программного обеспечения сейчас актуальна как никогда. Опираясь на зарубежный опыт, мы уже примерно представляем, как должно работать такое ПО и как оно работать не должно. Сейчас есть шанс выпустить или доработать софт, адаптированный именно под российский опыт проектирования, и это будет ценным продуктом для рынка. На мой взгляд, это довольно реально, хоть и потребует времени. Сейчас наиболее популярные российская программа — это nanoCAD от «Нанософт». Есть облачный сервис Pilot-BIM. Ими пользуются профессиональные проектировщики, но девелоперы пока используют по большей части Autodesk».
Для российской ИТ отрасли сложилась действительно уникальная ситуация в плане возможностей для развития «строительного» ПО и его интеграции с такими системами проектирования, как nanoCAD, Robur Топоматик и Компас 3D, считает заместитель генерального директора ASTERUS Константин Ковалев. Сами разработчики говорят, что им очень важно работать в тесном взаимодействии с передовыми девелоперскими компаниями. Это позволяет верно оценивать требования отрасли, оперативно наращивать необходимый функционал систем и доводить продукты до совершенства. «Мы в ASTERUS еще два года назад при формировании стратегии развития IT направления продумывали «план Б» — не привязывались к единому вендору, использовали российское ПО для ряда задач (например, Vitro CAD для документооборота) и ввели обязательное развертывание решений на внутренних серверах (вместо облачных), – рассказывает Константин Ковалев. – Во внутренних требованиях ушли от привязки к передаче в Revit, а дали возможность передачи и в IFC. Это, собственно говоря, и обеспечивает уверенность в стабильности работы ТИМ независимо от политической или экономической обстановки».
Сейчас ASTERUS реализует масштабный проект комплексного освоения территории в Тушино, предусматривающий возведение объектов жилой и коммерческой недвижимости. Благодаря применению BIM удалось уложиться в рекордно короткие сроки по уже сданным объектам: бизнес-парк класса А построен всего за 2,5 года, спорткомплекс «Чкалов Арена» — за 20 месяцев. IT-специалистами были созданы не только рабочие пространственные модели зданий, но и спроектированы наружные сети для оценки влияния всех объектов застройки друг на друга.
Генеральный директор ГК «СОДИС Лаб» Андрей Шахраманьян отмечает, что российские системы автоматизированного проектирования уже активно применяются. «Компас», Renga, nanoCAD, indorCAD, используются проектными институтами и подрядными организациями. Всё расчётное программное обеспечение (SCAD, «Лира», программные продукты НТП Трубопровод) — российского производства. Всё сметное программное обеспечение также российское — «Смета Ру», «Гранд Смета», «АВС Смета», «Гектор Смета». Среди девелоперов спросом пользуется программное решение Sodis Building CM, которое позволяет организовать единую информационную среду в организации, выстроить бизнес-процессы, работать с проектной, рабочей и исполнительной документацией с привязкой к BIM-модели.
В чем сложности с замещением
Хотя отечественные программы для цифрового моделирования зданий есть, дело в привычке. Проектирование в системах информационного моделирования подразумевает, что проектировщик оперирует элементами уже готовых библиотек цифровых двойников объектов реального мира.
«Предварительно необходимо получить все необходимые библиотеки элементов, настроенные нужным образом. Выстроить структуру взаимодействия между различными факторами процесса проектирования, на различных уровнях. Однажды пройдя этот процесс с опорой на определённое программное обеспечение, не очень хочется его повторять», — поясняет заместитель генерального директора ООО «ИМ Консалт» Владислав Умнов.
Руководитель архитектурного бюро UNKCI Николай Миловидов добавляет, что внедрение BIM сопряжено с серьезными затратами на программный продукт и обучение персонала. К тому же освоение новой для команды технологии всегда дело не быстрое и зачастую сложное. «В связи с этим, до недавнего времени освоение аналогов было нерентабельным для архитектурных бюро и проектных институтов. Теперь мы столкнулись с ситуацией, когда зависимость рынка от ведущего зарубежного продукта весьма велика, едва не полная», — сетует эксперт.
Генеральный директор G5 Architects Алексей Хоменок добавляет, что в России продолжает работать программное обеспечение с открытым кодом: FreeCAD (параметрический 3D-моделлер), 2D CAD-приложение LibreCAD, DraftSight для чтения, записи и обмена файлами DWG. Доступное комплексное решение — китайский ZWCAD, его интерфейс очень похож на AutoCAD. «Чтобы законодательно обязать отрасль использовать любое из вышеперечисленных или новое программное обеспечение, необходимо также организовать процесс переобучения проектировщиков, потребуются затраты времени и средств. Мы надеемся, что Минстрой уделит этой проблеме пристальное внимание», — говорит эксперт.
Успеть до 1 марта 2023 года
Хотя у многих компаний еще есть лицензии на зарубежное программное обеспечение, процесс внедрения российских программ сейчас заинтересованы форсировать все. Чем раньше перейти на отечественные аналоги, тем проще будет потом. Как говорят эксперты, переучиваться и проходить все процессы заново – сложно и дорого. А над застройщиками ещё и навис дедлайн: с 1 марта следующего года внедрение информационных моделей станет обязательным для застройщиков или технических заказчиков, возводящих многоквартирные дома, если договор на подготовку документации и инженерные изыскания заключен после 1 января 2023 года, а разрешение на строительство выдано после 1 июля 2023 года.
Сергей Шиферсон, управляющий партнер девелоперской компании Touch:
«Успеть к этому сроку реально, если начинать сейчас. Если в компании никогда не работали с ТИМ, то тогда лучше всего начать работу на отечественном софте, провести обучение от компании разработчика, сделать аудит «железа» (существует миф, будто бы для работы с ТИМ нужно супердорогое железо, но это не так) и обязательно сделать пилотный проект. На самом деле, по крайней мере, в Москве очень многие девелоперы и технические заказчики давно перешли на ТИМ, поскольку это выгодно для бизнеса. Соответственно, раз от девелоперов есть спрос на ТИМ, то многие проектные организации тоже перешли на нее. Уже сейчас они понимают, насколько улучшился процесс проектирования; не без шероховатостей, но результат есть. Я думаю, для крупных девелоперов, которые давно работают в ТИМ, это требование не станет затруднением. Регионам же необходимо работу начинать сейчас, но, к слову, и там есть компании с высоким уровнем ТИМ. После 2023 года рынок оставит только тех, кто вкладывался в программу и развивал свои компетенции».
Руководитель отдела BIM Clancy Engineering Андрей Прокошин считает, что проектные компании и серьезные профессиональные команды по большей части к этому переходу готовы. Что касается девелоперов и заказчиков, то здесь, по словам эксперта, готовность 50/50. Часть застройщиков уже давно использует BIM, сформировала свои отделы и интегрировала системы в работу, а части еще предстоит пройти эти этапы. Самое слабое звено во всей цепочке — это строительные организации, полагает специалист. Этот сектор наиболее сложно адаптируется, и делать это будет уже, скорее всего, в процессе работы.
По словам участников рынка, для массового перехода на BIM остается открытым множество вопросов — например, единые коды классификаторов строительных элементов, вопросы функционирования модели и так далее. Также экспертиза хотя и принимает BIM-модели со своей стороны, но пока эта работа все равно больше происходит в тестовом режиме. В первую очередь для массового перехода нужно четко регламентировать все процессы взаимодействия, считает Андрей Прокошин. Сейчас ряд пунктов не зафиксирован документами и необходимо конкретизировать российские нормы для BIM.
Руководитель архитектурного бюро UNKCI Николай Миловидов отмечает, что несмотря на то, что проектировать с помощью BIM-моделирования дороже и дольше, чем с помощью традиционных инструментов, трудности и затраты оправданы. Однако экономическая ценность этого подхода велика. По словам эксперта, BIM-моделирование — «мощнейшая возможность сблизить проект с реальным воплощением». На этапе разработки информационное моделирование помогает предусмотреть недочеты и нюансы, которые крайне сложно проконтролировать при обычном проектировании «на бумаге». Кроме того, при проектировании в BIM просчет материалов гораздо точнее. Следовательно, информационное моделирование позволяет существенно сэкономить на закупке строительных материалов, предотвращении возможных ошибок и отсутствие необходимости переделывать те или иные вещи на этапе строительства. Таким образом, застройщики заинтересованы в том, чтобы как можно скорее перейти на инструменты цифрового моделирования.
По оценкам Константина Ковалева, затраты на интеграцию BIM-решений составляют всего от 0,5% до 2% от стоимости первого проекта. В дальнейшем девелопер без дополнительных затрат может использовать эту технологию на других проектах. То есть выгоды от BIM несоизмеримы с затратами. К примеру, создание цифровых двойников (это динамическая информационная модель) снижает затраты на эксплуатацию зданий до 20%. При этом рыночная стоимость такого объекта может возрасти примерно на 5%, ведь здание, эксплуатируемое в BIM — уже принципиально новый продукт.
По мнению генерального директора ГК «СОДИС Лаб» Андрея Шахраманьяна, при правильной организации работ и достойной мотивацией ИТ-разработчиков и аналитиков технологический прорыв вполне реально осуществить за 2-3 года. В качестве такой мотивации может выступать не только льготная ипотека и для молодых семей ИТ-специалистов, но и создание технопарков в Крыму, Севастополе, Краснодарском, Ставропольском и Приморском крае, считает эксперт.
Екатерина Сахарова