В прошлой статье мы разобрались с теорией коммуникации для HR-специалиста, а теперь давайте от теории перейдём к практике: разберём успешный пример коммуникации и расскажем, с помощью каких инструментов удобно сегментировать аудиторию.
Контент, формат, канал — удачный пример из практики
Рекрутер компании hh.ru работает над закрытием новой позиции и нашёл своего идеального кандидата. Человек сейчас на должности в «Сбербанке» и не планирует ничего менять. Задача рекрутера — презентовать возможность таким способом, чтобы заинтересовать кандидата и завязать с ним разговор.
Правильные решения:
- выбирая, как презентовать предложение о работе (контент), рекрутер остановился на максимально простой подаче (формат) — сообщение в мессенджере, в котором без длительных вступлений и выяснений спросил у кандидата, как дела, и предложил пообщаться;
- на такое сообщение сложно не ответить, ведь оно понятное, доброжелательное и без манипуляций;
- обращение сформулировано так, что с точки зрения соискателя нужно не «ответить на работное предложение», а просто «познакомиться», что снижает градус напряжения — скорее всего, откликнутся даже те, кто активно не ищет работу.
Сегментация аудитории — метод персоны
Метод персоны — инструмент, который пришел в рекрутмент из маркетинга. Рекрутер прорисовывает портрет потенциального кандидата и на основе этой информации формирует сообщение, выбирает формат и канал передачи информации. Разберём на примерах.
История 1: эпические задачи для айтишника
ИТ-компания ищет разработчика, рекрутер составляет карточку-портрет искомого человека и пытается предугадать, что будет важно в предложении о работе:
Павел, ИТ-специалист, до 30 лет, живёт в Москве.
- Есть опыт работы в больших компаниях, востребован как специалист — поступает много карьерных предложений, амбициозен.
- Образование — техническое.
- Требования к работе — высокий уровень зарплаты, интересные проекты, возможность роста, C&B-пакет, важна лояльность к бренду работодателя.
Как строить коммуникацию:
Контактировать через социальные сети, профессиональные группы и сообщества. Продавая вакансию, делать акцент на важные для кандидата аспекты — высокую зарплату, перспективы карьерного роста.
Важно:
У всех людей разные ценности и подходы в общении: возвращаясь к описанному выше примеру, выбранный рекрутером подход не обязательно сработает на каждом тридцатилетнем разработчике из Москвы. Нет единой формулы успеха, но есть методология: вы определяете опорные точки, а потом корректируете коммуникацию в процессе, ориентируясь на обратную связь кандидата.
История 2: удобный график и частые выплаты для курьера
Региональный магазин техники ищет курьера на неполную занятость.
Максим, курьер, широкий диапазон возраста, живёт в Екатеринбурге.
- Опыт работы — минимальный.
- Образование — любое.
- Требования к работе — средняя зарплата по городу, гибкий график, подработка, дополнительная работа, не слишком важна лояльность к бренду работодателя.
Как строить коммуникацию:
Дать рекламу в городской группе вакансий в соцсетях и в газете. Если рассматриваете студентов, наклеить бумажные объявления возле университетов и студенческих общежитий. Акцент делать на удобном графике работы и адекватности зарплаты.
Важно:
Помимо того, что сегментация помогает разработать и написать «правильные» сообщения и выбрать для них оптимальный способ доставки, она еще и позволяет оценить качество коммуникации.
Например, в облачной CRM Talantix воронку подбора видно как на ладони: рекрутер отмечает тенденции в отказах и может скорректировать описание вакансии, поменять стиль сообщений или канал коммуникации, последовательность этапов подбора
Давайте помнить про этику
Обдумывая стратегию для своих сообщений, оставайтесь этичными. Иногда рекрутеры идут на уловки — делают вид, что «перепутали» номер и уже общались с кандидатом по другому каналу. Иногда это может сработать, и человек заинтересуется, но в перспективе это недостойный подход.
А чтобы действительно не написать «не туда», используйте рекрутинговое ПО и связывайтесь с кандидатами без ошибок. С этой целью важно настроить единое пространство для планирования задач и рабочего времени — чтобы не путать кандидатов, встречи и хранить все резюме в одном месте.
Хотя новые каналы общения в интернете множатся из года в год, и наём в TikTok не за горами, порядка в работе рекрутера становится даже больше — с новыми технологическими вызовами приходят и новые решения. Современные сервисы автоматизации для HR-специалистов помогут и с сегментацией, и с общением «из одного окна», и с аналитикой результатов. Учитесь работать по-новому и успевайте нанимать лучших.