Почти Последняя статья из серии про агрессию ребёнка.
Уточню. Вообще всё началось с одной статьи, про победу. Но, получая комментарии, думая над проблемой, я затрагивала ещё и ещё. И оказалось, что тема эта какая-то бесконечная. С кучей граней. (Только для людей в белом пальто всё просто.) Но, обещаю, ещё немного вас помучить и всё.
Итак. Почти последняя статья на тему агрессии.
И, пожалуй, самая печальная.
---
Я рассказала о том, что было, рассказала, как я работала с тем, что было, и как мы победили то, что, в принципе, победить не предполагалось.
И кто-то мог увидеть прямые советы. Я же даже написала: игнорирование и переключение внимания...
Но...
Вот она печаль всего этого монстра под названием "коррекция".
Но этот способ подошёл Грише. И совсем-совсем не факт, что он подойдёт другому ребёнку.
А для того, чтобы понять, что именно подойдёт ребёнку, надо за ним наблюдать. Очень внимательно наблюдать за ребёнком.
Я много раз об этом писала разными словами.
Смотреть надо на конкретного ребёнка. Ибо нет никаких единообразных методик в работе со сложными детьми.
Уточнение. Кончено, есть. Но, как я понимаю, суть методик, в том, чтобы их компилировать и пытаться создать подходящий способ работы с конкретным ребёнком.
Почему надо наблюдать? Да потому что вы сами можете сломать своего ребёнка, если будите бездумно делать, как автор, например.
Ибо я не могу описать всех нюансов работы с этим Гришиным состоянием.
И кому-то может показаться, что я постоянно держу его в ежовых рукавицах, не слушаю, не обращаю внимания, игнорирую.
Нет...
Я пишу, что Гриша орал, рыдал. И это я игнорирую.
Но есть ещё множество проявлений, на которые я реагировала и реагирую иначе. Например, в процессе припадка агрессии или истерики, которую я хладнокровно игнорирую и перевожу внимание, в этом процессе может промелькнуть... такая грусть в Гришиных глазах, что я мгновенно прекращаю, обнимаю его, успокаиваю, жалею. Смотрю на него. Отпустило? Хвалю за мужество. Продолжаем работать. Он не сопротивляется.
Что это было? А это была другая Гришина реакция. И я реагирую на неё иначе.
Так же я в 90% случаях непреклонна в том, что касается уроков. Но бывают моменты, когда я вижу, что с Гришей что-то не так. Не то чтобы болен, нет. Но состояние какое-то прям апатия. В такие моменты он не просит не проводить уроки (он этого вообще больше не просит), но я вижу, что он из последних сил ползёт от задания к заданию.
И я аккуратно всё сокращаю в процессе. И уроки проходят символически. Никакого упоротого давления (урокам быть, что бы не случилось) нет.
И так далее и так далее.
---
Понимаете?
Это невозможно описать.
Поэтому я и считаю эту последнюю статью самой печальной.
Ибо всё, абсолютно всё, что я пишу, по сути, бессмысленно. А что-то даже опасно... Потому что может навредить, если человек бездумно будет применять мои способы работы с Гришей к своему или другому ребёнку.
И всё, что я могу сделать, это... призвать:
- Наблюдайте за своими детьми.
Наблюдайте за СВОИМИ детьми.
Удачи вам, дорогие мои читатели.
П.С. Я знаю, как это сложно... На много сложнее, чем делать как мама Гриши. Но нет. Как мама Гриши - это не ваш путь. У вас - свой.