Найти тему

ВЫСТАВКА «ОКНА»: с 27 апреля по 4 июня

Новая выставка «ОКНА» в галерее «Пермский период» объединила в творческое пространство пермских художников, связав их узкой локальной темой. Более 30 участников включили в свои произведения «окно» как композиционный элемент, подчиняя его своему замыслу, заставляя работать на реализацию творческой идеи. В экспозиции представлены работы художников поколения 70-х – 90-х г. ХХ в. из коллекции галереи «Пермский период» и произведения художников, которые сегодня живут и работают в нашем городе.

Чем является «окно», изображенное авторами? Это функциональный элемент конструкции дома, или форма, несущая сакральный смысл, характеризующая изменение человека, природы, предел чего-либо? Вводя в композицию «окно» как необходимую деталь, художники реализуют смысловые оппозиции дом / улица, внешний / внутренний, свой / чужой.

Вариации тем и сюжетов различны. Так, «Поэт Александр Блок» художника Рифката Багаутдинова «ведет» зрителя по пустынной улице Пермской художника Анны Демидовой к едва освещенному фонарным светом ночному, отраженному в витрине аптеки городу Юлии Трубиной.

В работе Ирины Пьянковой «Последний Гангутец» «окно» конструирует «пороговый мир», в котором герой изображается в ситуации «всё в прошлом», где «настоящее», напоминающее о вечной красоте природы и жизни, остается за окном. Окно здесь, как рама, ограничивает определенный фрагмент мира и делает его объектом отстраненного рассматривания.

Ирина Пьянкова. Последний гангутец. 2015г.
Ирина Пьянкова. Последний гангутец. 2015г.

Традиционный мотив – это автопортрет на фоне оконного проема. Работы Елены Чертковой, Ксении Козловой, на первый взгляд, совпадают по формальной организации холста: стол, чашка кофе, профиль героинь. Но то, как по-разному художники трактуют заоконное пространство, делает их полярными по звучанию и смыслам.

Говорят авторы и о внешней красоте оконного орнамента. Согласно мифопоэтической традиции, окно извне нередко окружает завораживающая магическая резьба. Для художников Татьяны Нечеухиной, Елены Постновой это в чем-то личная тема, позволяющая не только любоваться орнаментом как таковым, но и выражать свои замыслы, опираясь на изображение окна как «готового предмета», имеющего в искусстве свои признаки и устойчивые свойства.

Особый случай функционирования оконного проема мы наблюдаем в работах Максима Нурулина, который выстраивает контрастные пары – зима/лето, статика/динамика, плоскость/глубина, свет/полумрак.

В работах Елены Загарских, Анатолия Можарского, Юрия Новинькова, Галины Обориной окно несет скорее живописную функцию.

Графические листы Игоря Одинцова, Валентины Хабаровой, Михаила Бондаренко выполнены в технике пастели, наполнены мягким лирическим цветовым звучанием.

Произведения Юрия Жаркова – дань уважения к традициям резьбы по дереву, размышления о сегодняшнем дне.

-8

Окна художников, представленные на выставке – зеркала, отражающие внутренний облик авторов. Художники искренне и глубоко передают свои впечатления от реальности, свой взгляд не только на тот или иной пейзаж за окном, но на искусство как таковое.

Постнова Елена Аркадьевна, кандидат филологических наук, председатель ВТОО Союз художников России (Пермское отделение)