Мир быстро меняется и требует от нас постоянного обновления навыков, знаний, умений. Появляются новые технологии, которые, на первый взгляд, могут заменить роль учителя. Но это только на первый взгляд.
О виртуальной лаборатории и роли учителя - в материале нашего автора Ирены Михайловой.
Современная школа должна отвечать на запросы времени, а реалии сегодняшнего дня требуют, чтобы учителя сами учились, получая новые компетенции, и в то же время создавали новые курсы и программы для успешного развития и будущего своих учеников.
Учителя в Школе "НИКА" учатся постоянно и с удовольствием, как с приглашёнными спикерами, так и в специальных центрах по обучению и повышения квалификации. Более того - пробуют на себе новые технологии. Например, виртуальную лабораторию.
Что вы знаете о виртуальной лаборатории VR Chemistry LAB?
Учителя Школы "НИКА" уже побывали в лаборатории и на практике ощутили все её плюсы и минусы.
Елена Константиновна Лапонькина, учитель химии Школы "НИКА", считает, что виртуальная лаборатория VR Chemistry LAB - это новые возможности, для учителей и учеников.
Новые возможности для учителей:
❇️ мобильность, т.е. возможность проведения экспериментов различной сложности даже без специально оборудованных кабинетов, например, в школьном лагере;
❇️ возможность индивидуальной работы учащихся с опасными веществами, концентрированными кислотами, щелочами и т.д.;
❇️ качественная дистанционная интенсивная подготовка к реальному эксперименту, например, в качестве практикума перед ОГЭ;
❇️ доступность работы с виртуальными реактивами для абсолютно каждого учащегося, даже для аллергиков или учащихся с ОВЗ;
❇️ облегчение работы учителя и лаборанта по приготовлению реактивов и раздаточных наборов, подготовке посуды к практическим и лабораторным работам;
❇️ возможность замены дорогостоящих реактивов и оборудования на виртуальные и использование их на уроках;
❇️ сохранение результатов работ учащихся в удобной компьютерной форме.
Андрей Себрант, директор по стратегическому маркетингу Яндекса
Следует объединять предметные области, показывать взаимосвязь между ними. Нужен проектный подход к обучению и ориентация на практику.
Следующий важный аспект — взаимодействие. < > невозможно заменить живого ментора табличками, тестами и красивыми презентациями. Без участия человека в этом процессе не случится магии.
Новые возможности для школьников:
✅ работа в индивидуальном темпе;
✅ возможность ошибаться и справлять ошибки, что сводит практически на нет боязнь неудач;
✅ возможность работать в химической лаборатории детям аллергикам и детям с нарушениями психомоторного развития (дети с ОВЗ);
✅ доступ к сложным экспериментам и к экспериментам с опасными веществами – нет необходимости демонстрационных опытов, проводимых в вытяжном шкафу учителем - учащийся все эксперименты проделывает лично, что повышает визуализацию процесса;
✅ качественная интенсивная дистанционная подготовка к реальному эксперименту, например, в качестве практикума перед ОГЭ;
✅возможность работать в привычной компьютерной интерактивной среде;
✅ запись наблюдений результатов и их корректировка в удобном формате.
По мнению Комиссарова Дмитрия Николаевича, учителя физики Школы "НИКА", в виртуальной лаборатории ребята могут увидеть границы магнитных полей. Но без гида-учителя в новой реальности, как он считает, - не обойтись. "Да, кстати, с графикой ещё пока не всё отлажено, но это вопрос времени".
По своему опыту могу сказать, что через 15 минут виртуального путешествия (по дебрям Амазонки), у меня кружилась голова и ощущалась слабость. И мне, взрослому человеку, в новой реальности не доставало гида или сопровождающего, потому что заблудиться там ничего не стоит.
Роль учителя сложно заменить, какие бы технологии люди не придумали. Образование будущего - это, в первую очередь, взаимодействие: обмен мнениями, знаниями, опытом, и во-вторых, - новые технологии.
Автор: Ирен Михайлова