25 июля — день рождения Лиззи Сиддал — художницы, поэтессы и музы прерафаэлитов. Для них она была Офелией, Беатриче и даже Богородицей. Лиззи родилась в 1829 году, 193 года назад, а это отличный повод познакомиться с ней поближе.
Для начала рассмотрим шедевр
Вы точно видели Лиззи, даже если ни разу о ней не слышали. Да, на самой известной прерафаэлитской картине именно она. Изображая утопшую Офелию, Лиззи часами лежала в наполненной ванне. Дело было зимой, и Джон Эверетт Милле ставил под ванну масляные лампы, чтобы вода не остывала.
Однажды лампы погасли, поглощённый работой художник этого не заметил, а натурщица не осмелилась его отвлекать на такой пустяк, как полная ванна ледяной воды. Лиззи, естественно, заболела, и её отец под угрозой судебного иска вынудил Милле оплачивать счета за лечение.
Теперь поговорим о любви
В 1849 году 20-летняя Лиззи Сиддал впервые позировала художнику. В мастерской Уолтера Деверелла она познакомилась со своим будущим мужем, человеком, который увековечит её как первую красавицу Британии, — Данте Габриелем Россетти. А ведь Деверелл нанял Лиззи, потому что искал некрасивую модель! Всё-таки красота в глазах смотрящего.
В 1860 году Россетти и Сиддал поженились. Он называл её голубкой, они жили затворнически, растворяясь друг в друге и поддерживая друг друга в творчестве — живописи и поэзии.
Отец Данте (названного в честь понятно кого) был профессором итальянского языка, а отец Элизабет — мелким предпринимателем, занимавшимся производством столовых приборов. Семья Россетти была против мезальянса, и Лиззи страдала от унижений со стороны сестриц мужа.
Возможно, отчасти это послужило поводом для депрессии. А ещё слабое здоровье: кто-то говорит, у Лиззи были проблемы с кишечником, кто-то винит во всём-туберкулёз, кто-то подозревает её в опиумной зависимости. Брат Данте, писатель Уильям Майкл Россетти считал, что дело было в туберкулёзе:
«Телосложение Элизабет Сиддал указывало на чахотку. Вероятно, это она унаследовала от отца, потому что мать отличалась отличным здоровьем и дожила до 90 лет».
Как бы то ни было, на собственную свадьбу Лиззи несли — она была не в силах сама дойти до церкви. Первая беременность закончилась мертворождением, что ещё сильнее усугубило депрессию.
И наконец о трагической развязке
Спустя без четверти два года после свадьбы беременная вторым ребёнком Лиззи скончалась от передозировки опиумом. Ей было 32 года.
Безутешный вдовец положил в изголовье с любимой жены тетрадь своих стихотворений, но семь лет спустя одумался, вскрыл гроб, достал тетрадь и опубликовал стихи сборником, который назвал «Стихи». Позже эта книжица вошла в сборник побольше — «Дом жизни». В последний Россетти включил и поэму, посвящённую безвременно усопшей жене. В переводе Григория Кружкова она звучит так:
Что без неё мой дом? Шалаш кривой,
Где зябнущий укрылся сирота.
Что платье? Скомканная пустота,
Клок облака, покинутый луной.
Что зеркало? Погасший рай земной,
Где ныне беспросветность разлита.
Кровать? Ночей бессонных маята
И разговор с холодною стеной.
Что сердце без неё? Пустых небес
Беззвездная, бессолнечная мгла,
Дороги одинокой кабала,
Когда и месяц за горой исчез
И туча длинная далёкий лес
Двойною темнотою облегла.
Памятником возлюбленной стала и картина "Beata Beatrix", над которой Россетти работал шесть лет. Помните имя художника? Данте. С ним, автором «Божественной комедии», мастер себя и ассоциировал, написав Лиззи в образе умирающей Беатриче, возлюбленной поэта.
За спиной Беатриче — ангел любви и сам Данте — итальянский поэт и английский художник в одном лице. В её открытые ладони увенчанная нимбом птица кладёт цветок мака — напоминание о том, что Лиззи умерла от передозировки настойкой опия.
...В Италии XIII века жил поэт Данте Алигьери. Оплакивая свою возлюбленную Беатриче, он писал о ней в самой знаменитой своей поэме. В Англии XIX века жил поэт и художник Данте Габриель Россетти. Оплакивая свою возлюбленную Лиззи, он писал о ней маслом и чернилами. Может, имя и впрямь определяет судьбу? По крайней мере, оно влияет на то, как сам человек себя воспринимает.