В среду 25 мая DEEP PURPLE отыграли свой третий концерт с новым гитаристом Саймоном Макбрайдом в Life Park Sarıyer в Стамбуле.
Сет-лист концерта:
01. Highway Star
02. Pictures Of Home
03. Strange Kind Of Woman
04. Nothing At All
05. Uncommon Man
06. Lazy
07. When A Blind Man Cries
08. 7 And 7 Is (кавер на песню группы LOVE )
09. Throw My Bones
10. Time For Bedlam
11. Blue Rondo À La Turk (кавер на версию THE DAVE BRUBECK QUARTET)
12. Turkish March (Вольфганг Амадей Моцарт)
13. Katibim (Дмитрий Кантемир)
14. Perfect Strangers
15. Space Truckin'
16. Smoke On The Water
Энкор:
17. Caught In The Act
18. Hush (кавер на песню Джо Саута)
19. Соло Роджера Гловера
20. Black Night
Саймон Макбрайд сходу завоевал фанатскую аудиторию, и хотя мы все конечно же желаем скорейшего выздоровления супруге официального гитариста DP Стива Морса, неизбежно возникают мысли: «А что, если...»
Но при любом продолжении Саймон уже вписал своё имя в книгу Большого Рока.
Ирландия подарила миру много классных музыкантов. Гэри Мур, Рори Галлахер, бывший одним из кандидатов на место гитариста в DP в 1975-м, THIN LIZZY, U2, Вив Кэмпбелл из DIO, Генри Маккаллох из WINGS....
А началась эта история в конце марта этого года, когда PURPLE объявили о том, что гитарист Стив Морс берет временный перерыв в музыкальной деятельности, чтобы поддержать свою заболевшую жену.
«Я не покидаю группу» - заявил тогда Морс и добавил, что надеется, что «после того, как Дженни выздоровеет, я смогу снова участвовать в туре». Стив также очень тепло поприветствовал человека, который занял его место в концертных выступлениях PURPLE - блюз-рокера из Северной Ирландии, назвав его «сертифицированным гитаристом мирового класса, которого все, несомненно, будут рады услышать».
Для Макбрайда, который ранее уже выступал на концертах с участниками DEEP PURPLE Иэном Гилланом и Доном Эйри, это шанс на всю жизнь.
Саймон Макбрайд:
«Честно говоря, разговор об этом начался давно», - объяснил он в интервью в марте. «Мы говорили об этом ещё с конца прошлого года. Понятно, что Стив хочет играть на концертах, потому что он гитарист DEEP PURPLE. Но то, что случилось с его женой... Да, ему тяжело было отказаться от тура. Так что для меня меня это такая горько-сладкая история, потому что она возникла из печальных обстоятельств, но с другой стороны, я говорю «Да!», поскольку это возможность осуществить мечту».
По его словам, первые обсуждения этой темы с DEEP PURPLE казались сюрреалистичными до такой степени, что Макбрайд не понимал, что ему думать об этом. Он согласился, как и любой гитарист в аналогичной ситуации, но старался в мыслях не слишком привязываться к этой возможности. В конце концов, не каждый день сталкиваешься с перспективой сыграть в одной из самых известных хард-рок групп всех времен.
«Когда они впервые сказали мне об этом, я подумал: «Да, ладно, что угодно, но это не реально», потому что я ко всему отношусь с долей скептицизма», - продолжил Макбрайд. «Я решил, что если это произойдет - отлично, если нет - то я не расстроюсь. В начале марта всё уже было решено, поэтому я сказал себе: «Вау, круто, это будет очень здорово!» Но я понимал, что это также и не здорово… В глубине души я знаю, что всё происходит при скверных обстоятельствах».
«Я давно знаком с ребятами», - добавил Макбрайд. «Я много гастролировал с Иэном Гилланом и Доном Эйри - на протяжении многих лет. И я играл с Роджером Гловером и Иэном Пэйсом, так что я уже играл с ними, просто не одновременно (смеется). Но теперь я сыграю с ними со всеми вместе, и я очень волнуюсь, вновь слушая все те классические культовые песни, которые мы все разучивали, когда только начинали. Теперь же я играю их как участник группы. Стив - потрясающий гитарист, так что я знаю, что передо мной большие башмаки, которые мне надо освоить…»
«Но я не думаю, что для меня будет слишком много сложностей. Основное - это запоминание всех частей и их последовательности. Это совсем не то же самое, что разучить обычный сет со стандартными песнями, типа куплет-припев-куплет-припев-соло и готово. Здесь есть все эти совершенно неожиданные концовки и совершенно безумные части с унисонными линиями гитары и клавишных».
«И ещё есть некоторые соло, которые не просто как стандартные соло - они больше похожи на отдельные произведения, так что мне придется их очень точно выучить и запомнить. Я провел несколько недель, работая над всеми вещами концертного сета, вбирая их в свой мозг. На каком бы концерте я ни выступал, я всегда стараюсь и внести что-то свое там, где это сработает, но также и придерживаться оригинальных соло в знак уважения».
«Но есть некоторые моменты, которые вам просто не сойдут с рук, если вы их сыграете по-другому, например, соло Highway Star. Я его просто буду играть как есть - какой смысл пробовать что-то еще? Ничего лучше я не придумаю. И некоторые соло Стива на более новом материале тоже такие. Я не смогу превзойти их, поэтому я просто выучу их нота в ноту».
«К счастью, в этом нет ничего слишком сложного с технической точки зрения. Вот когда я играю с Доном, мы делаем много вещей из группы COLOSSEUM II, или вещи Гэри Мура. Там всё более сложно и порой немного кошмарно с точки зрения техники. Иногда слишком много нот».
«Когда мне надо что-то разучить, я не всегда сразу беру в руки гитару. Иногда первые две недели я просто сижу и слушаю песни снова и снова, пока мне не надоест их слушать. И когда я сажусь за гитару, мне нравится играть на ней уже немного знакомое, зная аккорды и позиции, в которых они играются».
«Думаю, самое сложное - соединить всё вместе, от размеров до чувства, чтобы заставить DEEP PURPLE звучать как DEEP PURPLE. Я должен справиться с этим и привнести ту же энергию, что и Стив».
«Кстати, скоро выйдет мой новый сольный альбом The Fighter. Основной гитарой на записи была моя красная PRS 408 Singlecut, я думаю, таких больше не выпускают. Я также использовал Telecaster, когда играл без перегруза, просто чтобы получить яркий и компрессированный звук в стиле 80-х. Там есть песня под названием Show Me How to Love, и часть припева сыграна на чистом звуке - с дилеем, реверберацией и хорусом. Мне кажется, я задействовал что-то около семи гитар для этого фрагмента, в том числе два Telecaster, мой PRS Silver Sky и мой PRS Starla».
«На одном треке альбома я использовал свой PRS 245, он очень похож по звуку на винтажный Les Paul. У моей основной гитары более мощные звукосниматели, а 245 создает классическую рок-атмосферу 70-х, там нет большой мощности на выходе, но зато много разных тонов. Вот, вроде, и всё. Я не тот человек, который берет в каждой песне новую гитару».
«Мой основной PRS очень универсальный, очень много чего может делать, звукосниматели мощные, но есть два переключателя, так что можно отсечь половину одного или другого. От рока и блюза до металла и не только, он может все».
«На альбоме я, в основном, использовал усилители Victory. Я также использовал Kemper, возможно, это кого-то разочарует, но в студии они звучат иногда неплохо. Но они, конечно, не для сцены. В некоторых риффах, например, в треке High Stakes, я использовал свою 408 гитару с хамбакером, втыкая в Victory для классического звука Marshall или Telecaster с усилителем Vox AC30».
«Что-то интересное происходит, когда вы накладываете гитару с хамбакером через усилитель типа Marshall на гитару с синглами, например, через Vox. Telecaster плюс Vox сами по себе могут звучать не очень, но вы смешиваете их с другой гитарой, и в миксе всё отлично. Я делаю так для своих основных риффов, они лучше раскачивают трек».
«Don’t Dare - очень забавная песня. Я придумал её рифф около 15 лет назад, но я не знал, что с ним делать. Что бы я ни придумывал, получался отстой. А для этого альбома я показал его моему другу, певцу и автору песен. Я спросил его, что он думает, и ему понравилось, как он звучит, и он предложил, что с ним можно сделать. Получилось отлично, потому что я очень любил этот рифф».
«В нем есть что-то от ZEPPELIN. А для соло я взял октавер, который частенько использую, немецкой компании Vahlbruch, она выпускает много хороших педалей. Я просто люблю этот. Он всегда в моем педалборде, звучит очень грязно и зло».
«Это уже классика, когда вы переключаетесь на передний звукосниматель и играете в районе 12-го лада с октавером, но можно его использовать и когда вы играете аккорды на бриджевом звукоснимателе. Это тот звук, который я мог бы использовать для всей записи, но нет, к счастью, я этого не сделал!»
«Мне нравится, когда мои альбомы звучат свежо с точки зрения моих гитарных тембров. Нет ничего хуже, чем слушать альбом, где все песни звучат одинаково».
«В Kingdoms я использовал свой Uni-Vibe, а для вибрато - Jam Pedals RetroVibe, у которых две ручки, и они отлично работают. Я люблю простоту, когда дело доходит до педалей. Вы можете взять Uni-Vibes с шестью ручками, и это будет похоже на «Я не знаю, что с этим делать!». А Jam великолепен - вы включаетесь, выбираете скорость и глубину, и все готово».
«Я мог бы говорить о педалях весь день! У меня есть довольно странная старая педаль, которую я немножко использую - фирмы Pearl, все знают её как барабанную. Но раньше они немного увлекались и гитарными педалями. Они сделали этот фленджер, и я использовал его в треке 100 Days для шумного соло в середине и в песне King of the Hill. Это не обычный фленджер. Когда вы играете через него ноты, он просто сходит с ума. Полное безумие, но мне нравится».
«Единственная проблема в том, что он старый и поэтому очень шумит. Вживую не использую, только на записи. У меня также есть фленджер Hartman, который я использую вживую, это еще один старый девайс, и он тоже задействован на этом альбоме».
«Ревербераторы и дилэи были добавлены на этапе постобработки, я записываю все всухую. Я использовал немного эффекты хорус, как Boss Dimension-C, и несколько педалей фузз для разных тембров. Для второго соло в 100 Days я использовал дилэй Boss DD-500 и педаль фузз, кажется».
«В плане гитарной техники я вырос в 80-х со всеми этими штуками с тремя нотами на струну. Это было вбито в меня, потому что это было то, чем тогда занимались все гитаристы. Но потом мне стало намного круче играть партии по две ноты на струне. Сейчас многие играют так - Бонамасса и Эрик Гейлз, но пошло это от Эрика Джонсона».
«Я не хотел идти по пути прямого копирования этих гитаристов, но я хотел бы знать больше о различных секвенциях. Очевидно, что Эрик Джонсон частенько играет их по пять нот, и это может звучать очень круто. Но есть классика THIN LIZZY, там сплошь и рядом по три, или вы можете попробовать играть эти же секвенции по шесть нот. Если вы хотите быть по-настоящему авантюрным, вы можете попробовать играть по семь».
«Я могу сыграть секвенцию из пяти нот, затем четырех и обратно из пяти, затем, может быть, три или что-то в этом роде, и акценты будут в разных местах. Всё постоянно меняется. Многие люди могут летать вверх и вниз по грифу, и это звучит потрясающе, а я иногда думаю: «Это круто… Но я такого не запомню!» Лично я предпочитаю звучание, построенное на более ритмичных идеях».
«Поэтому я просто однажды сел и выучил все эти последовательности в каждой из пяти позиций пентатоники. Это здорово, если вы набираете скорость, но для меня самая большая проблема - это перемешивание боксов и движение по грифу вместо того, чтобы оставаться долго на одних и тех же ладах».
«Как и в других случаях, вам нужно будет достать метроном и выполнить тяжелую работу. А когда вы изучите технику, тогда вам ещё нужно будет понять, как вы сможете использовать ее на каком-либо треке».
«Мой единственный совет людям, пытающимся играть быстрые соло в песнях, разбить его на маленькие фрагменты. Не играйте длиннющую фразу, играйте как вспышками, по одной или две секунды. Это может быть более впечатляющим, чем пятисекундная пробежка».
«Я узнал об этом от Нила Шона и Стива Лукатера - они мастера выстреливать эти маленькие пассажи, которые, кажется, появляются из ниоткуда. В Show Me How to Lovе я играю быструю фразу в конце соло, и меня об этом уже многие спрашивали…»
«Они все разочаровываются, когда я им это объясняю: это просто пентатоника ля-минор снизу вверх. Но сыграна быстро, вот и все. Когда дело доходит до коротких и быстрых пробежек, все может звучать немного размытым. Я мог бы сыграть что-нибудь посложнее, но решил, что это отлично сработает для перехода к последней высокой ноте».
«Гэри Мур оказал на меня огромное влияние, но и многие другие тоже. Я впервые увидел, как он играет вживую, когда был ещё ребенком. Мой папа привел меня в King’s Hall в Белфасте, там было четыре или пять тысяч человек и яркие огни на большой сцене. Увидев это шоу, я понял, что хочу сделать это своей жизнью. Это то, что подтолкнуло меня начать».
«Когда дело доходит до написания соло, я бы посоветовал послушать, что делал Гэри. Он был мастером построения правильных соло. Он начинает и становится все более и более интенсивным, пока вы не почувствуете, что больше не можете это терпеть. Он был королем этого. Соло для моей Let Me Go создает именно такую атмосферу, хотя я стараюсь делать это с каждым соло, которое играю…»
«Я иногда спрашиваю себя, нужны ли эти быстрые пробежки. Для Let Me Go я хотел, чтобы моё соло было похоже на классическое соло Гэри Мура с быстрым пассажем в конце».
Читать также:
- Первый концерт «DEEP PURPLE» с новым гитаристом. Видео