Найти в Дзене

Из темной глубины веков... (17)

В ту ночь Ольга долго не могла уснуть. Лишь ближе к рассвету забылась не долгим сном. Будто наяву увидела она во сне Игоря. Он стоял и смотрел на нее печально, а из глаз его катились кровавые слезы, как тогда у лика Божьей Матери. Бросилась к мужу Ольга, позвала его по имени, но он исчез, рассыпался в прах! Ольга вздрогнула и проснулась.

Рассвет уже набрал силу. Солнца не было видно из-за свинцовых туч, низко нависших над горизонтом. Погода была под стать настроению княгини - тревожная, безнадежная, скорбная...

Во дворе уже собрались самые рослые и сильные мужи киевские, приведенные Добрыней. Ольга вышла к ним.

  • Во сне сейчас приходил ко мне князь наш почивший! Плачет душа его кровавыми слезами, требует отмщения! Ступайте к послам, да окажите им честь великую! Не дайте ступить по нашей земле - принесите прямо в ладье! Пусть порадуются они неслыханным почестям в последний день своей жизни!

Во главе с Добрыней отправились они к реке, где еще не отошли от сна послы князя Мала. Сделали все, как велела им княгиня. Послы от гордости раздувались и из ладьи смотрели на вываливших из своих домов киевлян. Не насторожило их, что лица у людей суровы и злы. Считали, что дело великое сделано и будет им знатная награда от князя Мала!

Ладью внесли на княжеский двор и только когда полетели в огромную яму, поняли они, что жестоко ошиблись. Многих подавило при падении, покалечило, и теперь их крики оглашали собой всю округу. Ольга спустилась с крыльца, ведя за руки малолетних своих сыновей. Святослав, не по детски серьезно заглянул в яму и плюнув вниз, брезгливо отвернулся. Накануне дядька Добрыня рассказал ему, что людей, убивших князя-отца, ждет великая месть! Улеб, совсем еще дитя, испуганно озирался по сторонам, но повторил за старшим братом все, что сделал тот.

Подошла к яме и Ольга и при виде нее, даже самые тяжело подавленные послы замолчали.

  • Хороша ли оказанная вам честь? - спросила она у послов.

Ей ответил один, почти не пострадавший древлянин:

  • Горше Игоревой смерти!

Ольга кивнула и вместе с детьми вернулась в терем, но лишь затем, что бы подняться на балкон, откуда была видна яма до самого дна. Махнула Добрыне рукой и в яму посыпалась влажная земля, погребая под собой живых послов. Долго слышались крики и мольбы о пощаде, карабкались друг на друга, пытаясь спастись, те кто не сильно пострадал при падении. Маленький Улеб, слыша эти не прекращающиеся вопли, начал плакать и Ольга дала его нянькам, что б увели подальше. А Святослав не испугался и остался с матерью до самого конца.

Когда посреди двора образовался курган, мужи отложили заступы и повернувшись к княгине и юному княжичу поклонились до земли.

  • Исполнили мы волю твою княгиня! Любо ли тебе?
  • Любо! И мужу моему Игорю любо! Благодарствую! Но мало этого, знайте! Пока по земле ходит князь Мал, месть за мужа своего я не оставлю! Любо ли вам сие?
  • Любо! - ответили хором все присутствующие на княжеском дворе...

Воеводы сидели за огромным столом и слушали план княгини:

  • Мало мести князю моему! Не только его погубили они, но и позарились на жену его, на его земли! Пошлем послов к князю Малу! Сообщим, что согласна я его женою стать. Пусть пришлют сватами самых знатных древлян! И их мы тоже примем с почестями!
  • Может будет с них? - спросил воевода Асмунд, всегда слывший осторожным человеком.
  • То только начало Асмунд! Уж не думаешь ли ты, что малой кровью обойдутся, сгубившие князя Киевского! Ты лучше готовь большой поход, собирай войско! Свенельд тебе поможет! А ты Добрыня, готовь к походу княжича Святослава!

Среди присутствующих прокатился ропот - мол мал еще княжич, не сдюжит похода!

  • Слово мое твердо! Княжич Святослав в поход пойдет и я вместе с ним!

И так свирепо она произнесла это, так грозно блеснула очами, что затихли воеводы, не смея больше возражать...

Послы Ольги прибыли в Искоростень и передали князю Малу слова своей княгини:

  • Если вправду меня просите, то пришлите лучших мужей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя, иначе не пустят меня киевские люди!

Мал не теряя времени собрал своих самых знатных людей и велел им немедля отправляться в Киев. Уже праздновал полную победу. Уже видел в своих владениях богатство киевских земель и княгиню Ольгу!

Ольге доложили о прибытие новых послов. Все эти дни ожидания она проводили в заботах. Велела пошить себе походную одежду, подобрать коней для нее и Святослава. Ей привели белоснежную кобылу, а Святославу черного, вороного жеребца. Ах какой восторг она испытала, оказавшись в седле, после долгого перерыва. Промчалась быстрее ветра по окрестным Киеву лугам, заехала в ближайший лес и долго стояла среди стройных берез, напомнивших ей о родных Выбутах и гибели мужа.

Заезжала и в часовенку, но не приносили ей строгие лики того умиротворения, как раньше. Казалось, что бородатые старцы смотрят с упреком, винят ее в чем-то, а в чем ее вина понять не могла.

Послы прибыли так быстро, что Ольга даже удивилась. Предупрежденные заведомо киевляне встречали их с почестями и поклонами, пряча злые торжествующие глаза. Ох и возрадуется скоро душа князя Игоря!

Ольге больше муж не снился, как ни молила она его мысленно явиться к ней хоть на мгновение! А вот Святославу привиделся прямо на кануне прибытия послов!

  • Стоял отец, смотрел на меня, а вокруг него огнем все полыхало! - рассказывал Ольге сын.
  • Весел ли он был?
  • Не весел, мама! Печально глядел!
-2

Знатные древляне поражались оказанному им теплому приему и богатству Киева, выставленному по приказу Ольги на показ гостям. С алчностью взирали они на убранство княжеского терема, куда их доставили пред очи княгини. Дорогие ковры украшали стены, золоченые огромные подсвечники оплывали воском высоких свечей. В трапезной накрывали столы. Носили тяжелые блюда краснощекие и статные киевлянки, и от содержимого их подносов наполнялись слюной рты, голодных с дороги древлян.

Княгиня лично приветствовала гостей, тепло и радушно.

  • Почти все готово для пира! Но прежде, по нашим обычаям, приглашаю дорогих гостей в баню, специально для вас приготовленную!

Отказаться никак было нельзя и послов сопроводили в жарко натопленную баню, оставили одних. Пока мылись не слышали, как заперли снаружи дверь на тяжелый засов, обложили стены соломой. Пламя быстро расползлось по пропитанным загодя маслом стенам и вот уже полыхает огромный костер и горят в нем живыми факелами, попавшие в ловушку послы...

Начало

Продолжение

Ссылки на все части здесь.

Бонусом ссылки на интересные каналы:

Кот Баюн
Лариса Янушкевич Travel
Михаил Говорухин