Копилка рыболова-любителя
Сплавлялись мы с Рамилем Насибуллиным на двух надувных лодках «Уфимка» от села Кага, которое находится примерно в восьмидесяти километрах от Белорецка. Оно расположено при впадении речки Кага в реку Белую. История села связана с развитием металлургии в России, с именами заводчиков Демидова, Шувалова и великого бунтаря Емельяна Пугачева, захватившего заводы, где по его приказу стали отливать пушки для повстанцев.
Итак, плывем. В лодках рыболовные снасти, двухместная палатка и рюкзаки с провизией. Торопиться нам некуда, любуемся красотами природы. Река Белая (Агидель) стиснута с обеих сторон лесистыми горами. У самого уреза воды встречаются узкие полоски берега, куда при желании можно причалить. Горы изредка перемежаются полянами, радующими глаз разноцветьем и зеленью. Вода в реке прозрачная, на мелководье можно разглядеть стаи рыбешек, кидающихся прочь от лодок. Иногда скалы нависают над водой, открывая взору проход в темные гроты.
Первую остановку мы сделали у скал «Три брата». Скальные братья обосновались по соседству друг с другом. В башкирской легенде "Урал-батыр" ее герой в поисках родника с живой водой, дарующей бессмертие, борется с жестокими врагами, спасает людей, животных и птиц. Ради них он жертвует жизнью и, разбрызгав добытую им живую воду, умирает. Его сыновья Яик, Нугуш и Идель алмазными мечами прорубили в горах русла рек, чтобы дать воду людям. Ныне Яик стал Уралом, а Идель – Агиделью, то есть рекой Белой...
Мы поставили палатку, натаскали дровишек для костра, собрали снасти. Я закидывал с берега спиннинги с двумя крючками, наживленными червями и пареной перловкой с хлопьями геркулеса . Насибуллин, зарядив спиннинг опушенной колеблющейся блесной, потопал вниз по течению в поисках ям и перекатов. Мне попадались окуньки на червя и подъязки на пареную перловку. Ближе к вечеру на червя клюнул хариус граммов на 150. Рассчитывал я, конечно, на более увесистые экземпляры, но на уху, в общем-то, надергал. Рамиль вернулся перед сумерками и вывалил из холщовой сумки на траву двух голавлей. Один был никак не меньше килограмма. На ужин у нас была наваристая уха, а на закуску малосольные огурцы.
Утром мы продолжили свой водный путь. Перекатов стало меньше, глубоких мест больше. На берегах то и дело виднелись туристические стоянки больших компаний. Мы тоже останавливались для ночлега и рыбалки. Хариус попадался довольно крупный – до двухсот граммов. Я рыбачил взабродку удочкой без грузила и поплавка. Пускал по течению искусственную сухую мушку красноватого цвета. Хариус выныривал из укрытия и хватал приманку. Мясо хариуса очень нежное. Кроме ухи, мы запекали хариусов, завернутых в фольгу, в горячем кострище. В один из вечеров решили поставить на ночь небольшой перемет с пятнадцатью крючками, наживленными пескаришками и прочей рыбьей мелочью. Утром сняли с перемета двух щучек.
В качестве совета туристам хочу заметить, что при остановках на травяных берегах надо беречь продукты от мышей во избежание подхватить мышиную лихорадку. Надежнее их хранить в палатке либо подвешивать тару с едой на дерево. Кстати, о продуктах. При впадении притоков в реку Агидель обычно располагаются деревушки с магазинами, в которых можно купить недостающий провиант. Мы тоже затоварились в селе Миндигулово. Продуктовый ларек стоит прямо на берегу. Купили хлеба, тушенки и литровую бутылку медовухи, местный алкогольный напиток, не особо крепкий, но приятный на вкус.
К заповеднику Шульган-Таш мы приплыли на пятые сутки. Знаменитая Капова пещера расположена на правом берегу реки Белой. Мы знали, что пещера с наскальными рисунками имеет протяженность более двух километров, и что в ней есть даже подземная река Шульган. Первое, что нас поразило, это многолюдье. Туристы прибывают сюда всеми видами транспорта. К их услугам охраняемая автостоянка и причал для плавсредств. Вокруг торговые лавки с сувенирами, продуктами и напитками. Медовуху здесь тоже можно купить, если душевно поговорить с продавцами. Вход в пещеру платный.
Нас присоединили к группе экскурсантов из города Салавата. Гид рассказал, что осваивать Капову пещеру люди начали четырнадцать тысячелетий назад. Об этом можно судить по наскальным рисункам, изображающим мамонтов, носорогов, диких лошадей, выполненных красной охрой. Такие же по возрасту и стилю рисунки есть в Альпах. Значит, в то время были две схожие, отдаленные друг от друга цивилизации. В Каповой пещере самый большой в Европе "сифон". Так называется полость без воздуха, заполненная водой.
Увы, экскурсоводы показывают только первых три зала. Мы видели лишь копии наскальных рисунков. Дело в том, что из-за частого посещения людьми стала меняться температура пещеры, и начали портиться рисунки. Говорят, что у Каповой пещеры положительная энергетика. Вроде бы, человек, попадая в пещеру, чувствует какую-то связь с космосом или что-то близкое к этому. Не надо лишь на выходе оглядываться назад. Возможно, на самочувствии посетителей сказываются имеющие целебные свойства кальциевые натеки и пещерный воздух. Во всяком случае, мы с Насибуллиным ничего не почувствовали, хотя и не оглядывались...
Еще десять дней мы плыли по реке Белой до Мелеуза. У меня заканчивался отпуск, и пора пришла возвращаться в Москву. Мой друг Рамиль работал в Уфе, заведовал кафедрой психологии в авиационном институте. В Мелеузе мы сошли на берег, спустили лодки, уложили их в чехлы и на попутке добрались до автостанции. Оттуда на маршрутном скоростном автобусе прибыли в Уфу...
В Башкирии привлекательных мест для рыбаков и туристов множество. Впрочем, как и в других уголках России. Уважаемые читатели-рыболовы! Расскажите о таких привлекательных водоемах, буду признателен.