Утром после дождя мы покинули гостиницу да поехали в сторону нависающих над Шеки зелёных гор. Киш почти вплотную примыкает к городу, а в его извилистых каменных улицах не так-то легко заблудиться - на каждом углу висит указатель к "Албанской церкви I века нашей эры".
Словосочетание "Кавказская Албания" наводит на мысль, что наверное это на Балканы албанский народ когда-то перекочевал с Кавказа. На самом деле, напротив, албанцы на Адриатике жили ещё до эллинов, зато армянский язык по одной из гипотез попал в Закавказье с Балкан.
Албаний в мире минимум три штуки - ещё так называли Шотландию (отсюда - Альбион), а Шкиперию называют до сих пор. Общего между ними не больше, чем между Белогорском в Крыму и Белогорском в Приамурье: "albus" по-латински - "белый", и это было созвучно с названием из других языков.
Левобережье Куры от Алазани до Аракса персы называли Арран, армяне - Алванк, а ещё как ни вспомнить, что по ту сторону Кавказа лежит страна, отличающаяся в названии всего на одну букву - Алания. В Арране жило 26 племён с невзаимопонятными языками, большинство из которых, - гелы, леги, чилби, сильвы, лпины, цоды и самые многочисленные гаргары, - принято относить к нахско-дагестанской языковой группе.
У других названия намекают, что могли быть здесь и арии-массагеты (маскуты), и прото-грузины (алазоны), и даже о прародине тюрок в Закавказье гипотеза есть. Эти племена помогали персам воевать с Александром Македонским, а в 66 году до нашей эры албанцы решили поживиться, обнаружив воинский лагерь у своих границ.
Но не на тех напали: это оказались римляне, преследовавшие отступавшего в Крым греческого царя Митридата. Отбив атаку варваров, год спустя Гней Помпей вернулся, разбил албанское войско и сжёг лес, куда бежали его остатки, а затем провозгласил над Албанией римский протекторат. И видимо не без влияния Рима албанские племена образовали подобие государства со столицей Кабалак (ныне это Габала, или вернее городище в её окрестностях) и царской династией, известной как ни больше ни меньше Арраншахи.
В культурном отношении Албания сразу же попала под влияние соседней Армении, и сведения о ней в основном дошли до нас в книгах армянских учёных, в первую очередь "Истории страны Алванк" Мовсеса Каганкатваци. Род Арраншахов он выводил от маскутского вождя Санатрука, но достоверные сведения об албанских царях появляются лишь с 4 века, когда Парфией, Армений и Албанией правила разветвлённая династия Аршакидов.
Её арраншах Урнайр в 370-х годах принял христианство, а в итоге албанские цари даже пересидели армянских: в 387 году Армения была разделена между Римом и Ираном, и шахиншах широким жестом одарил лояльного арраншаха новыми землями - Шакашеной в предгорьях Кавказа и Утиком и Арцахом на правобережье Куры, где была основана новая столица Партав (Барда).
Какой народ жил в этих землях прежде - спор актуальный и в наши дни: в Азербайджане принято считать, что Албания лишь вернула своё, когда-то отнятое Арменией. В то же время в названиях Арцах, Шакашена, Шеки отчётливо читается корень "саки": можно предположить, что тут жил закавказский вариант скифов, к тому времени растворившихся среди албанцев, армян и грузин.
Но до нынешних распрей было ещё далеко, а когда Иран начинал "закручивать гайки" и насильно обращать христиан в зороастризм, три закавказских народа восставали единым фронтом. Итоги восстаний были различны: в 461 персидский шах низложил мятежного арраншаха Вачэ (подавшегося в отшельники), а в 487 Вачаган III Благочестивый вновь взошёл на арраншахский трон.
Прозвище своё он получил не случайно: при нём и церквей было построено "столько, сколько дней в году", и Алуэнский собор проведён, и в целом 23 года его правления стали высшим расцветом Албании. Со смертью Вачагана арраншахи вновь были низложены, а на смену царству пришло Арранское марзланство - провинция Сасанидской Персии.
Албания, однако, не сдавалась, и в 628 году её возглавила новая, полностью арменизированная династия Михранидов, со вторым царём которой Джаванширом был связан последний подъём этой забытой страны. С севера на Албанию всё активнее напирали хазары и славяне, а с юга в 705 году и вовсе пришёл Арабский халифат.
Албаны по-прежнему представляли собой конгломерат племён, часть из которых в последующие века остались верны христианству и растворились среди армян и кахетинцев, а часть таки приняли ислам и подобно Согдиане или Хорезму персиизировались - в данном случае среди азери (это не оскорбление - так действительно до тюркизации назывался народ Азербайджана).
Местные легенды, записанные тем же Мовсесом Каганкатваци, возводят крещение Албании к Святому Егише, или Гергецу - апостолу "третьей волны" Елисею, ученику Фаддея. Киш, или Гис, был тогда культовым центром Албании, и Егише, крестив албанцев, разрушил святилище да построил на его месте христианский храм, у алтаря которого вскоре погиб от руки язычника. Теоретически, в этой легенде нет ничего невероятного, и для обрядов это место действительно использовалось испокон веков. Вот только "церковью 1 века" было уж точно не нынешнее здание, а какая-нибудь времянка или даже просто алтарь под открытым небом. Скандинавские археологи пришли к выводу, что нынешний храм построили православные грузины в 11-12 веках, а в 1310 году церковь Святой Богородице в Гисе упоминается как центр небольшого епископства:
Всерьёз и надолго в Албанию христианство пришло из Армении - по тамошним преданиям, арраншаха Урнайра крестил сам Григорий Просветитель. Что, впрочем, опять же не выглядит правдой - крещения двух стран разделяет 70 лет. Скорее, в христианство переходили албанцы в Армении, в основном в нынешнем Карабахе, и во главе их общины в 313 году Григорий рукоположил первым албанским владыкой своего внука Григориса, у могилы которого позже вырос монастырь Амарас.
Сто лет спустя, в эпоху Вачагана Благочестивого, у Албанской церкви уже был архиепископ и 8 епархий с центрами в городах Партав (Барда), Кабалак (Габала), Шеки, Гирдымын (Шамкир), Пайтакаран в низовьях Куры и Амарас в Карабахе. К тому времени Албанская Апостольская церковь, следом за Армянской, не признала Халкидонский собор, но если под Константинополем все православные церкви были равны, то теперь албанцам рядом с армянами осталась роль "младшего брата". Как православная церковь делится на несколько независимых друг от друга патриархатов, так и армянскую слагали в разные времена 3-4 католикосата, одним из которых стал Албанский (Агванский) католикосат, лишь поначалу обособленный этнически.
В 551 году был рукоположен первый албанский католикос Абас, провозглашено каноническое армяно-албанское единство, и даже языком богослужений стал армянский, давно вытеснивший гаргарский (на основе которого Месроп Маштоци даже создавал албанам алфавит) из межнационального общения албанских племён.
В 704 году католикос Нарсес Бакур был низложен и проклят за попытку перейти в халкидонство (православие), видимо надеясь таким образом найти помощи Византии от надвигавшихся арабов. Большинство потомков его прихожан подались в мусульмане.
И за безусловно албанской церковью стоило ехать не в модный у туристов Киш, а в деревню Кум близ Гаха - там сохранилась пусть и в почти бесформенных руинах, но всё ж таки аутентичная и к тому же огромная (39 на 19 метров) базилика 5-6 веков.
А вот реконструкция храмового комплекса в Мингечауре, ныне затопленного Курой - тут в основе языческое святилище 3 века, переделанное в церковь, расширявшуюся вплоть до разрушения арабами. Артефакты из него (см. по ссылке) здорово могли бы дополнить мой пост, но Музей истории Азербайджана в Баку я застал закрытым на реконструкцию.
В ограде Кишской церкви - макеты других албанских храмов, сама традиция которых весьма заметно отличалась от грузинской и армянской. По крайней мере тех, которые выбраны здесь. Вот слева Кумская базилика "при жизни", справа - Едди-Килисе (7 церквей) села Лекит, представлявших собой скорее храм и комплекс епископских склепов-часовен 9 века.
Ниже - три ротонды 4-5 веков из того же Лекита, Мамруха близ Закаталы и с городища Старой Габалы. На них подозрительно похожа Трёхсвятительская церковь во дворце Шекинского ханов, перестроенная в 1853 году из мечети. А вот из чего перестроена мечеть - история умалчивает, но все остальные мечети в Шеки выглядят совсем по-другому:
Как и храм Сурб-Ованнес в Гяндже (1633), в нынешнем Азербайджане значащийся "албанской церковью", на армянские базилики не очень-то похож:
А вот храм Сурб-Григор в Баку (1903) - армянский до мозга костей (если таковой бывает у здания), но тоже здесь считается албанским:
И это даже не совсем беспочвенно - ведь Агванский католикосат на тысячу лет пережил саму Кавказскую Албанию, а центром его с 15 века стал Гандзасар - главный армянский монастырь Карабаха. Его духовная власть распространялась на всю территорию нынешнего Азербайджана (кроме Нахичевани) и Дагестан.
В середине 18 гандзасарский католикос Есаи-Гасан Джалалян пытался получить в своё управление армянские приходы России и в 1751 году даже добился этого в Астрахани. Но при Екатерине II чаша царских симпатий склонилась к Эчмиадзину, уже в конце века под его католикосат вернулись российские армяне, а затем и Россия пришла сюда сама.
В 1815 году Албанский, Агванский, Гандзасарский католикосат был понижен до митрополии, а в 1836 и вовсе упразднён и разделён на Шамаханскую и Карабахскую епархии.
Концепцию албанства в своё время поднял на щит Зия Буниятов - герой Великой Отечественной, президент республиканской Академии наук... и одиозный идеолог-националист, утверждавший, например, что Сумгаитский погром устроили сами армяне. За пределами Азербайджана на нём клеймо злостного фальсификатора истории, а убит он был 1997 году и вовсе террористам "Хезбаллы" за то, что выбрал для страны курс не на Иран, а на Турцию и Израиль.
И всё же идея вспомнить об Албании пусть и опошлена дуболомным исполненнием с практически автозаменой "армя-" на "алба-", сама по себе по-настоящему красива. В борьбе за умы положение азербайджанцев всегда было довольно уязвимым: ведь они с точки зрения древних надменных армян и грузин - незваные тюркские гости, временная напасть, да и вообще настоящий Азербайджан - это персидская провинция за Араксом!
Совсем иное дело, если азербайджанцы - потомки живших тут задолго до армян кочевых ариев и кавказских горцев, когда-то в исламе перешедших на персидский язык, а под властью туркмен - и на тюркский. Более того, в контексте Албании выходит что и армяне Карабаха - тот же самый народ, просто ассимилированный в другую сторону за века армянского правдения.
Агванский католикосат же, просуществовавший вплоть до Нового времени, даёт формальный повод не относиться к Кавказской Албании как к делам давно минувших дней. И даже ликвидация католикосата не беда: все знают же, что Россия в Закавказье всегда плясала под армянский дудук!
Албанство позволяет Азербайджану интегрировать в свою культуру христианское наследие Восточного Закавказья, и более того - оно позволяет считать Карабах своей исконной землёй.
Армяне же, наоборот, считают, что азербайджанцы албанцев когда-то истребили, а теперь примазываются к их наследию. Нынешнее поколение армян Карабаха албанцами записываться точно не пойдёт. Однако и в вопросах долгосрочной "мягкой силы" Азербайджан может перенимать опыт "такого друга, как Турция".
Закавказье и Средняя Азия как две периферии Большого Ирана в его истории удивительно симметричны. И там, и там господствуют оседлые тюрки - узбеки с одной стороны Каспия и азербайджанцы с другой. Следующим слоем идут остатки персоязычных народов выше по горам - там таджики, здесь - таты и талыши. А стало быть, остались в Закавказье и свои согдианцы-ягноби - то есть, избежавшие ассимиляции потомки албан. Под горой Шахдаг, у самой границы с Россией, это хыналыгцы - народ в один аул, чей язык в нахско-дагестанской группе представляет собой обособленную ветвь, а типаж вполне "кавкасионный".
А вот на равнине, в самой середине Азербайджана, в 20 километрах от предгорно-курортной Габалы стоит село Нидж, где живут христиане-удины: