Найти в Дзене
Ирина Адамова

"Тело танцора — это просто светящееся проявление его души" (Айседора Дункан).

27 мая исполнилось 145 лет со дня рождения величайшей танцовщицы мира, супруги Сергея Есенина, Айседоры Дункан. Она создала собственный неповторимый стиль, став основоположницей танцевальной системы и пластики на основе древнегреческого танца. Ее «танцы босоножек» стали основой модернистского направления в искусстве танца.

Придуманный ею свободный, или как его еще называют, эротический танец, повторить не удалось никому. «Нет такой позы, такого движения или жеста, которые были бы прекрасны сами по себе». Дункан считала, что «всякое движение будет только тогда прекрасным, когда оно правдиво и искренне выражает чувства и мысли».

Отец Айседоры был горным инженером. Удачно провернув банковскую аферу, он забрал все средства семьи и скрылся в неизвестном направлении. Его беременная жена Мэри Дора Грэй осталась одна, без денег, с тремя маленькими детьми на руках. Матери пришлось много работать, чтобы их содержать, однако она была сильной женщиной, которую не так легко было сломить. Она часто говорила: «Без хлеба обойтись можно, а без искусства нет». В их доме всегда звучала музыка, в семье много читали, разыгрывали античные трагедии. Когда Айседора стала известной танцовщицей, ей не раз задавали вопрос, когда она начала свою танцевальную карьеру. В ответ она шутила, что первые попытки были еще в животе матери.

-2

Дункан отдали в школу в 5 лет, скрыв настоящую дату рождения от преподавателей. Школу девочка посещала неохотно. Она не любила учить уроки, хотя и обладала хорошими способностями. Дело в том, что ей там было просто скучно. Она старалась сбежать с уроков и подолгу бродила на побережье, слушая шум прибоя. В эти моменты в ее голове рождались идеи танцевальных движений, которые были такими же легкими и свободными, как море и ветер.

Творческая биография Айседоры началась в возрасте шести лет. Именно тогда малышка Дора и ее старшая сестра Элизабет начали давать уроки танцев соседской детворе. В 12-летнем возрасте девочка уже начала зарабатывать уроками танцев. Судьба преподнесла ей настоящий подарок – знакомство с известной американской танцовщицей и актрисой Лои Фуллер, которая придумала и разработала танец модерн. Лои взялась учить талантливую девушку, и вскоре они стали выступать вместе.

В 18-летнем возрасте Айседора решилась на самостоятельную творческую карьеру и уехала в Чикаго, где начала выступать в ночных клубах. Публика увидела в ней диковинную экзотику, поскольку девушка танцевала босиком, а из одежды на ней был только короткий древнегреческий хитон. Ее видение танца кардинально отличалось от классических представлений. Балет, по мнению танцовщицы, был лишь комплексом механических движений тела, не передающих душевных переживаний. В ее танце тело должно было стать проводником ощущений. Движения Дункан были довольно простыми, но она стремилась станцевать все - музыку, картины и стихотворения.

«Айседора танцует все, что другие говорят, поют, пишут, играют и рисуют, она танцует Седьмую симфонию Бетховена и «Лунную сонату», она танцует «Primavera» Боттичелли и стихи Горация», - утверждал поэт Максимилиан Волошин.

Во время выступлений в ночных клубах на девушку обратил внимание эмигрант из Польши Иван Мироцкий. Он был далеко не красавец, рыжеволосый бородач, малоизвестный художник. Но Айседоре импонировали его сильные чувства, поэтому она ответила ему взаимностью, хотя разница в возрасте между ними составляла 29 лет. Их роман длился около полутора лет и все предвещало скорую свадьбу. Влюбленные даже наметили ее дату, но брату танцовщицы стало известно, что в Европе у художника есть жена. Для Айседоры это стало первым серьезным ударом, она тяжело переживала разрыв с любимым. Чтобы справиться с потрясением, Дункан уезжает в Европу.

-3

В 1903 г. все семейство Дункан приехало в Грецию, где она обучалась древнегреческому пластическому искусству. Позже танцовщица переехала жить в Германию. Очень быстро девушка покорила Мюнхен, Берлин, Вену. Ее популярность в Европе росла с невероятной быстротой. Айседора была уверена, что учить танцевать нужно всех, чтобы это стало для людей «естественным состоянием». Под влиянием философии Ницше Дункан написала книгу «Танец будущего». В Грюневальде Дункан купила виллу и набрала воспитанников, которых учила танцевать и фактически содержала. Эта школа проработала до начала Первой мировой войны.

«Я не собираюсь учить вас танцам. Я просто хочу научить вас летать, как птицы, гнуться, как молодые деревца под ветром, радоваться, как радуется под майским утром бабочка, дышать свободно, как облака, прыгать легко и бесшумно, как серая кошка», - таковы были принципы обучения в школе Дункан.

Успех танцовщицы достиг максимального уровня, она неплохо зарабатывала, однако особого богатства так и не нажила. Все заработанные средства Дункан вкладывала в открытие новых школ танца по всему миру. Иногда случалось так, что денег не оставалось даже на самые необходимые вещи, и тогда ее выручали друзья.

В 1907 г. Айседора в очередной раз выступала в Петербурге. Ее концерты посещали члены императорской семьи, балетмейстер Михаил Фокин, известный театральный деятель Сергей Дягилев, прославившийся организацией «Русских сезонов» в Париже, художники Александр Бенуа и Лев Бакст, артисты балета, литераторы. Тогда же танцовщица познакомилась с режиссером Станиславским. Позже в своей книге он цитировал ее слова: «Прежде чем идти на сцену, я должна положить себе в душу какой-то мотор; он начнет внутри работать, и тогда сами ноги, и руки, и тело, помимо моей воли, будут двигаться».

Первой любовью Айседоры был аптечный служащий по имени Вернон, когда ей было всего 11 лет. После того, как он ее отверг, Дункан шесть лет ни на кого не обращала внимания. Позже в ее жизни появился театральный режиссер Гордон Крэг. Вскоре у Айседоры родилась дочка, но семейной жизни так и не получилось, поскольку возлюбленный бросил ее с ребенком и повел под венец свою старинную знакомую.

Следующим мужчиной Дункан стал Парис Зингер, предки которого прославились изобретением швейной машинки. Эти отношения тоже не увенчались законным браком, хотя у пары родился сын. В начале 1913 г. маленькие дети танцовщицы трагически погибли. От самоубийства ее удержали воспитанницы школы, написавшие ей: «Айседора, живите для нас. Разве мы – не ваши дети?».

-4

В 1921 г. Айседору Дункан пригласили в Москву для организации школы танцев для детей из пролетарских семей. Тогда же танцовщица впервые встретилась с Сергеем Есениным. «Он читал мне свои стихи»,- рассказывала позже Айседора. - Я ничего не поняла, но я слышу, что это музыка и что стихи эти писал гений!». Роман между ними вспыхнул мгновенно, несмотря на то, что она была старше на 18 лет. Поначалу они общались через переводчиков: она не знала русского, он - английского. Их отношения были бурными: вспыльчивый Есенин ревновал Айседору, мог оскорбить или ударить ее, уходил, но потом снова возвращался - раскаивался и клялся в любви. Друзья Дункан были возмущены тем, что она позволяет себя унижать. А танцовщица считала, что у Есенина временное нервное расстройство и ситуация рано или поздно наладится.

Влюбленные поженились в 1922 г., это были первые зарегистрированные отношения Дункан. Они оба стали носить двойную фамилию: Дункан-Есенины. Пробыв некоторое время в Европе, пара отправилась в Америку, где Айседора занялась поэтической карьерой Есенина: организовала перевод и публикацию его стихотворений, устраивала поэтические чтения. Но в Америке Есенин страдал депрессией, все чаще устраивал скандалы, попадая на первые полосы газет.

-5

Они вернулись в Россию, а вскоре Айседора уехала в Париж. Там же она получила телеграмму: «Я люблю другую женщину, женат, счастлив». Не только трудности в общении разрушали идиллию. На родине Есенин был признанным поэтом, а за рубежом его воспринимали исключительно как супруга великой танцовщицы. Страсти улеглись, вечной любви не получилось, хотя Дункан продолжала любить своего поэта.

«Есенин впоследствии стал ее господином, ее повелителем. Она, как собака, целовала руку, которую он заносил для удара, и глаза, в которых чаще, чем любовь, горела ненависть к ней. И все-таки он был только партнером, он был как кусок розовой материи — безвольный и трагический. Она танцевала. Она вела танец», - так характеризовал их отношения близкий друг Есенина поэт Анатолий Мариенгоф.

Есенина не стало в 1925 г. Спустя два года после возвращения из-за границы жизнь поэта трагически оборвалась в гостинице «Англетер». А всего через полтора года в Ницце погибла Дункан. 14 сентября 1927 г. Айседора собиралась на свидание с очередным любовником. Он был за рулем своего спортивного авто, Айседора заняла место пассажира. На ней была длинная красная шаль, край которой свисал за борт автомобиля. Никто не заметил, что он зацепился за ось заднего колеса. Любовник резко рванул машину с места, шаль натянулась и за считанные секунды сломала ей шею. Она умерла мгновенно.

Танцовщица вдохновляла многих своих современников: художников Антуана Бурделя, Огюста Родена, Арнольда Роннебека. Она позировала для Эдварда Мейбриджа, который сделал серию динамичных фотографий танцующей Дункан. Известная балерина Матильда Кшесинская говорила, что у этой танцовщицы не будет последователей, но ее танец станет частью современного балета. Она оказалась права: движения рук в балете вскоре стали более свободными под влиянием направления «дунканизма».

Ссылка на статью автора о Лени Рифеншталь: https://zen.yandex.ru/media/irinadamova/neveroiatnaia-jizn-operatora-gitlera-6208ce21a33ce52959bda620

-6