В официальной истории фигура Лаврентия Павловича Берии до сих пор находится в кровавом ореоле злодеяний, казней и репрессий. В массовом сознании ближайший сподвижник Сталина ассоциируется с жестокими палачами русской истории, такими, например, как Малюта Скуратов – доверенный опричник Ивана Грозного.
Разоблачение, арест и казнь Берии в послесталинский период стало первым заметным актом публичной политики СССР. Большинство советских людей как-то сразу и легко поверили, что славный маршал и чуть ли не второй человек в государстве все эти годы был английским шпионом и работал на развал Советского Союза. Сейчас уже эти строки забылись, а в 50-х годах их напевал едва ли не каждый советский человек:
"Лаврентий Палыч Берия не оправдал доверия
А товарищ Маленков надавал ему пинков
Остались от Берия только пух и перья".
И если в 1953 году виновность Берии не вызывала ни у кого вопросов, то сейчас, по прошествии почти 70 лет, задаешься вопросом: а действительно ли Берия был повинен во всех приписываемых ему злодеяниях, или же его смерть была лишь неизбежным побочным результатом в борьбе за власть в сталинском окружении?
Образцовая карьера
Его биография четко вписывалась в советские каноны. Родился в 1899 году в Абхазии, в 16 лет включился в революционную борьбу в Закавказье, а после установления там Советской власти сразу же пришел на службу в ЧК. Участвовал в разгроме контрреволюционного подполья, за что был награжден орденом Красного Знамени.
Уже в 1927 году Лаврентий Берия становится наркомом внутренних дел Грузинской ССР, а четыре года спустя – первым секретарем ЦК КП(Б) Грузии. Как первое лицо республики Берия не мог быть непричастным к массовым репрессиям в отношении партийного аппарата в Закавказье. В частности, в годы "большой чистки", прошедшей в 30-х годах в Грузии, были репрессированы многие партийные и государственные работники. Усилиями Берии был раскрыт так называемый "заговор" среди высшего руководства закавказских республик. Арестованные на допросах показывали, что готовили выход республик из состава Союза и переход под протекторат Великобритании.
Вместе с тем Грузия под руководством Берии быстро развивалась. Нефтяная промышленность, сельское хозяйство, курортное дело и туризм – все это уже в 30-е годы позволяло считать Грузию самой зажиточной республикой Союза ССР. В таких условиях появление Лаврентия Павловича в высших органах управления страны было только делом времени. Большое назначение произошло в ноябре 1938 года. 39-летний первый грузинский руководитель был назначен наркомом внутренних дел, сменив на этом посту Николая Ежова.
И тут развенчивается, пожалуй, главный миф про Берию–палача. Он не был причастен к кровавому террору 1937–1938 годов, когда менее, чем за два года было физически уничтожено несколько сот тысяч человек. Все эти ужасы проходили при непосредственном участии Ежова и назначение Берии на его пост, как считают историки, было способом "осадить" разбушевавшегося силовика и прекратить истребление партийных, государственных и военных чиновников.
Именно приход Берии в НКВД и ознаменовал окончание "большого террора". Более того, при нем на свободу вышло около 200 тысяч человек, осужденных при Ежове. Берия ликвидировал "судебные тройки", которые выносили приговоры на местах без особых разбирательств. Конечно, глупо было бы отрицать причастность Берии к вынесению приговоров, признанных в дальнейшем несправедливыми, но темпы репрессий в стране при нем заметно снизились.
Следующим испытанием для Лаврентия Берии стала война. В эти годы он получил под свою опеку всю оборонную промышленность страны и транспорт. Это во многом благодаря ему в короткие сроки была организовано проведена эвакуация всех значимых оборонных предприятий вглубь страны. А в 1944 году Берия стал куратором "атомного проекта" академика Курчатова. Проект успешно завершился испытанием первой атомной бомбы в августе 1949 года, за что Беря получил Сталинскую премию.
Во многом успех этого проекта сделал Берию не просто высокопоставленным советским чиновником, а ближайшим к Сталину человеком, который всерьез мог претендовать на должность его преемника в случае смерти вождя.
Борьба за власть
Когда в 1953 году Сталин скончался, в стране не было фигуры, обладающей всей полнотой власти. Было три центра силы, три человека, обладающих реальными рычагами власти в стране. Никита Хрущев – руководитель партии, Георгий Маленков – глава правительства и Лаврентий Берия – нарком Внутренних дел и Госбезопасности. Что касается армии, то тогда военным министром СССР был маршал Василевский, а он был далек от политической борьбы. Впрочем, уже через неделю после смерти Сталина вновь образованное Министерство обороны СССР возглавил Николай Булганин, но он тоже не мог претендовать в сталинские преемники. Главным "силовиком" в стране оставался Лаврентий Берия.
И он начал действовать. Во-первых, Берия стал массово укреплять весь высший аппарат НКВД, назначая на ключевые должности своих людей. Во-вторых, по его предложению ЦК КПСС утвердил указ "Об амнистии", согласно которому из мест заключения надлежало освободить свыше миллиона человек. Были прекращены все следственные действия в отношении 400 тысяч человек, пересмотрено "дело врачей" – последняя "чистка" при жизни Сталина. Все эти мероприятия были призваны добавить Берии привлекательности в глазах народа.
У него было еще много инициатив – экономических, внешнеполитических, хозяйственных. И все бы они, без сомнения, были бы притворены в жизнь, если бы не игра на опережение, которую начал Хрущев. Он сумел заключить союз с Георгием Маленковым, Николаем Булганиным и Вячеславом Молотовым против всесильного главы МВД. И все равно силы были неравными – многие в ЦК и Политбюро Берию реально боялись и опасались в открытую выступать против него. Однако Хрущеву удалось привлечь на свою сторону военных, и главное – маршала Победы Георгия Жукова. Это и решило исход противостояния.
На совещании Совмина СССР 26 июня 1953 года Хрущев неожиданно обвинил Берию в антигосударственной деятельности и шпионаже в пользу Великобритании. Ошеломленный глава МВД стал оправдываться. Но в ключевой момент его речи распахнулись двери и в зал заседаний уверенной походкой вошел Жуков. За его спиной были вооруженные офицеры...
К этой акции Хрущев с соратниками готовились заранее – в Москву были стянуты армейские подразделения. Но никаких противостояний не было. Скорость и внезапность, с которой произошел арест Берии, не позволил его сторонникам предпринять не единого действия. Буквально в этот же день ключевые лица в центральном аппарате МВД были арестованы.
Самого же Лаврентия Берию доставили на гарнизонную гауптвахту Московского военного округа, но уже на следующий день перевели специально оборудованную камеру в бомбоубежище при штабе МВО. Она и стала последним пристанищем всесильного наркома.
Казнь
Суд на Берией, состоявшийся уже декабре 1953 года, был скорым и даже в чем-то абсурдным. На него вывалили целый ворох обвинений – начиная от работы на английскую разведку, заканчивая массовыми изнасилованиями. Обвинители во главе с маршалом Коневым даже не ставили задачу установить истину по всем пунктам обвинения. Судьба Берии была уже определена, и присутствующим было ясно чем все должно закончиться.
23 декабря 1953 года Лаврентия Берию и шестерых его подчиненных приговорили к смертной казни. Приговор привели в исполнение в этот же день, там же, в бункере Министерства обороны в присутствии генпрокурора СССР Руденко. Ночью тела казненных были тайно доставлены в крематорий, сожжены, а прах развеян над Москвой-рекой.
Отсутствие документов по делу Берии, его фотографий, протоколов допроса (есть только копии), ордеров на арест в последующие годы породило множество теорий о реальной его кончине. В частности, сын Берии Серго утверждал, что никакого суда не было, а его отец был застрелен в момент ареста в собственном доме. Так это или нет, теперь уже никто не скажет. А борьба за Сталинское наследие со смертью Берии завершилась.
Историю всегда пишут победители. И Лаврентий Берия, проигравший борьбу за власть, поплатился не только своей жизнью, но и тем, что на долгие годы стал олицетворением всего кровавого сталинского режима. Остается он таковым и сейчас, хотя с тех пор прошло уже немало времени.
Расстрел Лаврентия Берии был последним случаем в истории СССР, когда к смерти приговорили высшего государственного деятеля. А вообще история смертной казни на Руси насчитывает много лет. Подробнее об эволюции самого страшного наказания читайте в следующей статье:
(При написании статьи была использована информация с сайтов: aif.ru; russian7.ru; news.ru; ru.wikipedia.org)