Обладая определенным опытом велопоходов, ещё зимой начинаешь подбирать себе какой-нибудь маршрутец на майские праздники. Каждый год беру отпуск на май, и в этом году исключения не было. А еще подбираешь себе команду единомышленников и друзей, с которыми было бы здорово осуществить задуманное. Люблю велопоходы безусловно. Это свобода перемещения, ночевки в лесу, свежий воздух и при этом относительная быстрота перемещения (по сравнению с пешим походом само собой). Но толи дело по Москве покататься вечерком и спать поехать, другое дело ехать по маршруту, вне зависимости от погоды. Добравшись до точки рухнуть без сил, а еще лагерь поставить, на костре поесть сготовить. В общем и целом представление и получение удовольствия от катания на велосипеде у всех разные. Одновременно с этим хочется заметить, что рекордов по преодолению расстояния на велосипеде я не ставлю. Рассчитываю маршрут и еду в свое удовольствие, чтобы не напрягаться и это классно. Думаю каждый читающий наверняка без труда найдет в ресурсах сети информацию о велосипедистах, которые за день и по 200 и по 250 км проезжают по маршруту. Я и мои друзья, с кем удалось проехать задуманное, и кому близка тема велопоходов к этому не стремились. А стремились получить удовольствие от поездки и проехать задуманное расстояние. И всё срослось!
Ну что же. Стоит вернуться к заголовку. Я безумно люблю путешествовать по железной дороге и вообще всё, что связано с железной дорогой. Поезда это целая жизнь и про это можно писать отдельную статью. А еще мне безумно интересна тема С.М. Прокудина-Горского (но об этом более подробно в третьей части статьи). Поэтому чаще всего наши веломаршруты подбираются таким образом, чтобы куда-то закинуться на поезде, пожить в нём какое-то время, на дальней станции сойти, прокатить маршрут и обратно приехать в Москву на поезде.
В поисках объединения С.М. Прокудина-Горского, железной дороги, велосипеда и поездов был придуман следующий маршрут (отмечены основные реперные точки без деталей что посмотреть (об этом позже в ходе рассказа)): Москва - Шексна (на поезде) - Белозерск - Крохино - Вытегра - Подпорожье (на велосипеде) - Лодейное поле (на электричке) - Питкяранта - Янисъярви - Рускела (на дизель поезде) - Сортавала (на велосипеде а может и на ретро-поезде под паровозом) - Санкт - Петербург (на электричке) - Москва.
По плану маршрут составлял около 10 дней может чуть больше. Но поскольку как в той присказке "всё как обычно" у кого-то времени столько нет, у кого финансов и т.п. на первом этапе маршрут сократился до Крохино, а на отметке Крохино дальше переместился не в Вытегру, а в Вологду и далее в Москву.
Друзья собраны, маршрут выбран, покупаем билеты и в назначенный день мчим на вокзал. Не могу не поделиться историей о покупке билетов. Может кому пригодится, кто столкнётся с этим впервые. Велосипед перевозится в поезде по специальной багажной квитанции за отдельную плату. Он должен быть разобран (снято колесо) и убран в специальный чехол. И велосипед едет с тобой вместе на третьей полке плацкартного вагона. А можно сдать велосипед в багаж. Стоит это чуть дороже. Он тоже разобран, тоже убран в специальный чехол, но едет в багажном купе в вагоне начальника поезда. Так вот при покупке билетов мне кассир говорит, что вперед в поезде багажного купе нет, а обратно на поезд есть. Что делать. Оформляем провоз с собой на поезд вперед и провоз в багажном купе на поезд обратно. Каково же было удивление узнать в последствии по дороге в Москву, что оба поезда и туда и обратно это состав одного и того же поезда Москва - Череповец. И конечно же когда мы ехали вперед багажное купе никуда не делось. Не всегда верьте кассирам))). Дабы добрый проводник разрешила оставить велосипеды в нерабочем тамбуре).
А ещё мне очень важно, чтобы билет был распечатан. Сейчас посадка в поезд практически везде осуществляется по паспорту и всё. А у меня моих билетов огромная коллекция (как нибудь покажу))). Так вот после покупки билетов на сайте, приехал на вокзал печатать билеты. И мне удачно повезло каким-то образом получить билеты старого образца. если сейчас билеты и печатают, то преимущественно нового образца (как на фото с багажной квитанцией), либо это вообще как чек из магазина белый. А тут такая удача!))
Проходим адский досмотр на вокзале с попыткой засунуть велосипеды в интроскоп (аппарат на вокзале где сумочки и рюкзачки на ленту) и садимся в поезд. Веселая компания из трех человек в сборе)
Дорого в поезде всё как обычно. Шутки прибаутки, смех, весёлое настроение в предвкушении похода, храп за стенкой (словно звук бульдозера) и проваливание в сладкий сон под стук колёс и мерцание фонарей за окном, которое изредка освещает лица в вагоне с приглушенным светом. Подъём в 6 утра. Поезд прибывает в Шексну в 7 утра. В сон удалось провалиться только к 4 часам... Эмоции...
Но конечно отдельная любовь это стоянки поезда на полустанках. Выйти из поезда, размять ноги, покурить, посмотреть на жизнь станции, смену локомотива на станции Данилов, подышать утренним воздухом. Так появляются железнодорожные зарисовки (я не профессиональный фотограф, фото делаю для себя и я в них что-то вижу, особенно когда это касается железной дороги). На станции Вологда-1 прохожу до головы состава. Очень удивляюсь и расплываюсь в улыбке, увидев что нас тащит старичок ЧС4Т. Таких уже остались единицы, уходящая эпоха. Фото изподтишка, машинисты ругаются. Кому объяснишь, что я свой и с железной дорогой бок о бок уже 17 лет. Но я их понимаю...
Прибываем на станцию Шексна. Экстренно эвакуируемся из вагона, стоянка на станции всего 4 минуты. Велосипеды заранее перенесли к выходу. Собираем велосипеды, долго фотографируемся, машем вслед уходящему поезду. Железнодорожная часть пути окончена. Собираемся и в путь.
Больших планов на посещение Шексны не строилось изначально. Большого количества фотографий, сделанных именно в Шексне Прокудиным-Горским не обнаружилось (больше фото окрестностей), поэтому и сравнений было/стало в этом рабочем посёлке не предвиделось. Закупиться продуктами в дорогу, посмотреть основные достопримечательности и в путь.
Шексна предстала такой как и ожидалась. Это большой рабочий посёлок. Впечатление оставил серое и ничего выдающегося. Но побывать хотя бы раз стоит. Из самого достопримечательного это разрушенная церковь (точнее её остатки) Рождества Христова в Запогостье с "колокольней счастья" (на карте числится как Благовещенская церковь). Там Алексей Балабанов снял свой последний фильм "Я тоже хочу". Церковь удалось снять только с противоположного берега, ибо в объезд до этого полуострова километров 50 выходило. Зимой конечно можно дойти по льду.
К сожалению колокольня конечно уже рухнула.
Посидели на бревне на берегу довольные, и поехали дальше.
Ещё одной достопримечательностью, если её так можно назвать является Шекснинский гидроузел. Там и шлюз Волго-Балтийского канала, и гидроэлектростанция. Для меня достопримечательность. Я очень боюсь открытой воды, плавать не умею, дальше чем по пояс в воду не захожу. Но шлюзы и ГЭС меня просто манят. Эти огромные махины, техногенные сооружения, поражают свои величием и силой. Могу наблюдать вечно, как проходят шлюзование корабли (главное, чтобы я не был на этом корабле) и как сбрасывают воду с ГЭС. Толком к этим объектам не подойти, по понятным причинам они особо охраняются. И нормально их сфотографировать как раз можно только с корабля. Поэтому удалось заснять шлюз с одной стороны и момент входа баржи в шлюз. Конечно хотелось бы здесь написать про процесс шлюзования, насколько поднимают здесь судно. Но это как нибудь в другой раз в другой статье.
С другой стороны хотелось бы остановиться на мысли. Конечно сейчас без этих шлюзов, судоходства, канала имени Москвы, Волго-Балтийского, плотин, гидроэлектростанций много бы чего не было. Банально электричества и даже воды в Москве, не говоря про то, что водный транспорт самый дешевый по себестоимости доставки. С другой стороны весь этот процесс обводнения мало того, что был построен силами лагерей и людей из этих лагерей, но и привёл к огромному количеству затоплений и переселений людей. Церковь на фото выше тому пример. И пожалуй одной из целью поездки было успеть заснять и посмотреть, то, что осталось смотреть сегодня от былого величия церквей да и царской России в целом. Ход истории не перевернешь, тем более истории былой. И хороша ли цена этого обводнения и можно ли было иначе это целый рассказ для еще одной статьи. Как нибудь....
В остальном Шексна это рабочий поселок с комбинатами, размеренной жизнью и ничем выдающимся, что хотело бы заставить сказать "я приеду вновь". Но было интересно. Закупаемся, покидаем Шексну и переезжаем мост через могучую реку Шексна.
Двигаем в путь в сторону Белозерска. Чем хорош путь на велосипеде- навигатор прокладывает дорогу местами по трассе, местами в объезд через деревни и села. По трассе ехать трудно. Фуры несутся, обочина не везде широкая, но есть инфраструктура - кафе, магазины. По деревням тихо и спокойно, наслаждаешься природой и тишиной. Медленно и степенно считает километры одометр велокомпьютера...
Медленно и уверенно заезжаем в Череповецкий район Вологодской области.
Через километров тридцать навигатор говорит, что пора сворачивать с трассы. Ура!
Дальше едем по деревням, селам и грунтовым дорогам до намеченной ночевки на озере.
Находим отличное место для ночлега всё по плану. Место волшебное. Сухие дрова под ногами. Продвигаемся на север, поэтому природа все больше Карельская. Озера, сосны. Готовим кушать, болтаем, веселимся и спать...
Утренние сборы, прощаемся с теплым местом и двигаем дальше в путь. По пути заехали в поселковый магазин. Удивили местную девушку-продавщицу своим маршрутом и поехали дальше...
Всё было хорошо до обеда, пока не пошел обещанный дождь. Перекантовались на остановке, упаковали вещи и себя от дождя...
Переждали дождь сколько могли и поехали дальше. В какой-то период времени неожиданно появилось солнце. На радостях разделись. Состояние велосипедов после поездки по грунтовым дорогам после дождя ожидаемо....
Счастье длилось не долго. Проехав некоторое время, навигатор вывел опять на трассу. Там дождь вернулся и это уже было до вечера. Пережидать было бессмысленно. Пообедали на остановке, сготовили на примусе и в путь....
По пути конечно все промокли. Часто встаём, делаем фото, отдыхаем, дождь уже не важен. Что интересно дождь сопровождается сильным ветром, не успеваешь намокать, на ветру сразу же высыхаешь....
Маленькая победа. Въезжаем в Белозерский район...
Добираемся до озера. Плановая ночевка. Всё идет по плану, как в песне. Все усталые мокрые. Сбор дров, готовка, сушимся у костра. Сон. Сегодня без долгих разговоров у костра...
Утром сборы, весьма ленивые. Белозерск совсем рядом. Осталось 35 км. И дальше в путь.
Одним из интересных времяпровождений стала игра. Разбей бутылку, плавающую в канаве, камнем. Кто первый. Иной раз каждый тур занимал минут по 20....
Долго ли, коротко ли на горизонте появился град Белозерск...
Продолжение следует......