Найти тему
August_putnik

Вологодские дали или по стопам С.М. Прокудина-Горского. Велопоход Шексна - Белозерск - Крохино. Часть 1.

Обладая определенным опытом велопоходов, ещё зимой начинаешь подбирать себе какой-нибудь маршрутец на майские праздники. Каждый год беру отпуск на май, и в этом году исключения не было. А еще подбираешь себе команду единомышленников и друзей, с которыми было бы здорово осуществить задуманное. Люблю велопоходы безусловно. Это свобода перемещения, ночевки в лесу, свежий воздух и при этом относительная быстрота перемещения (по сравнению с пешим походом само собой). Но толи дело по Москве покататься вечерком и спать поехать, другое дело ехать по маршруту, вне зависимости от погоды. Добравшись до точки рухнуть без сил, а еще лагерь поставить, на костре поесть сготовить. В общем и целом представление и получение удовольствия от катания на велосипеде у всех разные. Одновременно с этим хочется заметить, что рекордов по преодолению расстояния на велосипеде я не ставлю. Рассчитываю маршрут и еду в свое удовольствие, чтобы не напрягаться и это классно. Думаю каждый читающий наверняка без труда найдет в ресурсах сети информацию о велосипедистах, которые за день и по 200 и по 250 км проезжают по маршруту. Я и мои друзья, с кем удалось проехать задуманное, и кому близка тема велопоходов к этому не стремились. А стремились получить удовольствие от поездки и проехать задуманное расстояние. И всё срослось!

Ну что же. Стоит вернуться к заголовку. Я безумно люблю путешествовать по железной дороге и вообще всё, что связано с железной дорогой. Поезда это целая жизнь и про это можно писать отдельную статью. А еще мне безумно интересна тема С.М. Прокудина-Горского (но об этом более подробно в третьей части статьи). Поэтому чаще всего наши веломаршруты подбираются таким образом, чтобы куда-то закинуться на поезде, пожить в нём какое-то время, на дальней станции сойти, прокатить маршрут и обратно приехать в Москву на поезде.

В поисках объединения С.М. Прокудина-Горского, железной дороги, велосипеда и поездов был придуман следующий маршрут (отмечены основные реперные точки без деталей что посмотреть (об этом позже в ходе рассказа)): Москва - Шексна (на поезде) - Белозерск - Крохино - Вытегра - Подпорожье (на велосипеде) - Лодейное поле (на электричке) - Питкяранта - Янисъярви - Рускела (на дизель поезде) - Сортавала (на велосипеде а может и на ретро-поезде под паровозом) - Санкт - Петербург (на электричке) - Москва.

По плану маршрут составлял около 10 дней может чуть больше. Но поскольку как в той присказке "всё как обычно" у кого-то времени столько нет, у кого финансов и т.п. на первом этапе маршрут сократился до Крохино, а на отметке Крохино дальше переместился не в Вытегру, а в Вологду и далее в Москву.

Друзья собраны, маршрут выбран, покупаем билеты и в назначенный день мчим на вокзал. Не могу не поделиться историей о покупке билетов. Может кому пригодится, кто столкнётся с этим впервые. Велосипед перевозится в поезде по специальной багажной квитанции за отдельную плату. Он должен быть разобран (снято колесо) и убран в специальный чехол. И велосипед едет с тобой вместе на третьей полке плацкартного вагона. А можно сдать велосипед в багаж. Стоит это чуть дороже. Он тоже разобран, тоже убран в специальный чехол, но едет в багажном купе в вагоне начальника поезда. Так вот при покупке билетов мне кассир говорит, что вперед в поезде багажного купе нет, а обратно на поезд есть. Что делать. Оформляем провоз с собой на поезд вперед и провоз в багажном купе на поезд обратно. Каково же было удивление узнать в последствии по дороге в Москву, что оба поезда и туда и обратно это состав одного и того же поезда Москва - Череповец. И конечно же когда мы ехали вперед багажное купе никуда не делось. Не всегда верьте кассирам))). Дабы добрый проводник разрешила оставить велосипеды в нерабочем тамбуре).

А ещё мне очень важно, чтобы билет был распечатан. Сейчас посадка в поезд практически везде осуществляется по паспорту и всё. А у меня моих билетов огромная коллекция (как нибудь покажу))). Так вот после покупки билетов на сайте, приехал на вокзал печатать билеты. И мне удачно повезло каким-то образом получить билеты старого образца. если сейчас билеты и печатают, то преимущественно нового образца (как на фото с багажной квитанцией), либо это вообще как чек из магазина белый. А тут такая удача!))

Билет относительно нового образца (на примере багажной квитанции)
Билет относительно нового образца (на примере багажной квитанции)
Билет старого образца
Билет старого образца

Проходим адский досмотр на вокзале с попыткой засунуть велосипеды в интроскоп (аппарат на вокзале где сумочки и рюкзачки на ленту) и садимся в поезд. Веселая компания из трех человек в сборе)

Велосипеды в нерабочем тамбуре.
Велосипеды в нерабочем тамбуре.
ЧестнАя компания в сборе в процессе подготовки к трапезе.
ЧестнАя компания в сборе в процессе подготовки к трапезе.

Дорого в поезде всё как обычно. Шутки прибаутки, смех, весёлое настроение в предвкушении похода, храп за стенкой (словно звук бульдозера) и проваливание в сладкий сон под стук колёс и мерцание фонарей за окном, которое изредка освещает лица в вагоне с приглушенным светом. Подъём в 6 утра. Поезд прибывает в Шексну в 7 утра. В сон удалось провалиться только к 4 часам... Эмоции...

Но конечно отдельная любовь это стоянки поезда на полустанках. Выйти из поезда, размять ноги, покурить, посмотреть на жизнь станции, смену локомотива на станции Данилов, подышать утренним воздухом. Так появляются железнодорожные зарисовки (я не профессиональный фотограф, фото делаю для себя и я в них что-то вижу, особенно когда это касается железной дороги). На станции Вологда-1 прохожу до головы состава. Очень удивляюсь и расплываюсь в улыбке, увидев что нас тащит старичок ЧС4Т. Таких уже остались единицы, уходящая эпоха. Фото изподтишка, машинисты ругаются. Кому объяснишь, что я свой и с железной дорогой бок о бок уже 17 лет. Но я их понимаю...

Схема Северной железной дороги. Станция Ярославль-главный.
Схема Северной железной дороги. Станция Ярославль-главный.
Станция Вологда-1. Здание вокзала.
Станция Вологда-1. Здание вокзала.
Вид из окна. Рассвет на участке Вологда-1 - Шексна.
Вид из окна. Рассвет на участке Вологда-1 - Шексна.
Станция Ярославль-главный. Вокзал.
Станция Ярославль-главный. Вокзал.
Вагон 9 поезда Москва-Череповец. В нём и едем.
Вагон 9 поезда Москва-Череповец. В нём и едем.
Довольные лица. Я и друже. Селфи лень вертеть. Да и вообще я их не очень люблю.
Довольные лица. Я и друже. Селфи лень вертеть. Да и вообще я их не очень люблю.
Ночные зарисовки по станции Данилов.
Ночные зарисовки по станции Данилов.
Ночные зарисовки по станции Данилов.
Ночные зарисовки по станции Данилов.
Состав поезда на станции Вологда-1.
Состав поезда на станции Вологда-1.
Старичок ЧС4Т. Уходящая эпоха....
Старичок ЧС4Т. Уходящая эпоха....

Прибываем на станцию Шексна. Экстренно эвакуируемся из вагона, стоянка на станции всего 4 минуты. Велосипеды заранее перенесли к выходу. Собираем велосипеды, долго фотографируемся, машем вслед уходящему поезду. Железнодорожная часть пути окончена. Собираемся и в путь.

Поезд уезжает, Лёша счастлив. Пол ночи храпел, демон.
Поезд уезжает, Лёша счастлив. Пол ночи храпел, демон.
Я собственной персоной.
Я собственной персоной.
Друзья и железные кони в путь готовы.
Друзья и железные кони в путь готовы.
Шексна.
Шексна.
Все довольны. Максим суров...
Все довольны. Максим суров...

Больших планов на посещение Шексны не строилось изначально. Большого количества фотографий, сделанных именно в Шексне Прокудиным-Горским не обнаружилось (больше фото окрестностей), поэтому и сравнений было/стало в этом рабочем посёлке не предвиделось. Закупиться продуктами в дорогу, посмотреть основные достопримечательности и в путь.

Шексна предстала такой как и ожидалась. Это большой рабочий посёлок. Впечатление оставил серое и ничего выдающегося. Но побывать хотя бы раз стоит. Из самого достопримечательного это разрушенная церковь (точнее её остатки) Рождества Христова в Запогостье с "колокольней счастья" (на карте числится как Благовещенская церковь). Там Алексей Балабанов снял свой последний фильм "Я тоже хочу". Церковь удалось снять только с противоположного берега, ибо в объезд до этого полуострова километров 50 выходило. Зимой конечно можно дойти по льду.

К сожалению колокольня конечно уже рухнула.

Церковь Рождества Христова в Запогостье. Шексна.
Церковь Рождества Христова в Запогостье. Шексна.
Церковь Рождества Христова в Запогостье. Шексна.
Церковь Рождества Христова в Запогостье. Шексна.
Церковь Рождества Христова в Запогостье. Шексна.
Церковь Рождества Христова в Запогостье. Шексна.
Церковь Рождества Христова в Запогостье. Шексна. Безумно красивое небо в тот день.
Церковь Рождества Христова в Запогостье. Шексна. Безумно красивое небо в тот день.
Кадр из фильма Алексея Балабанова "Я тоже хочу". Колокольня еще на месте.
Кадр из фильма Алексея Балабанова "Я тоже хочу". Колокольня еще на месте.

Посидели на бревне на берегу довольные, и поехали дальше.

Селфи как обычно лень вертеть/крутить, Максим опять суров.
Селфи как обычно лень вертеть/крутить, Максим опять суров.

Ещё одной достопримечательностью, если её так можно назвать является Шекснинский гидроузел. Там и шлюз Волго-Балтийского канала, и гидроэлектростанция. Для меня достопримечательность. Я очень боюсь открытой воды, плавать не умею, дальше чем по пояс в воду не захожу. Но шлюзы и ГЭС меня просто манят. Эти огромные махины, техногенные сооружения, поражают свои величием и силой. Могу наблюдать вечно, как проходят шлюзование корабли (главное, чтобы я не был на этом корабле) и как сбрасывают воду с ГЭС. Толком к этим объектам не подойти, по понятным причинам они особо охраняются. И нормально их сфотографировать как раз можно только с корабля. Поэтому удалось заснять шлюз с одной стороны и момент входа баржи в шлюз. Конечно хотелось бы здесь написать про процесс шлюзования, насколько поднимают здесь судно. Но это как нибудь в другой раз в другой статье.

Шекснинский гидроузел. Административное здание.
Шекснинский гидроузел. Административное здание.
-27
Шлюз. Баржа уже внутри.
Шлюз. Баржа уже внутри.
Шекснинский гидроузел. Нижний бьеф.
Шекснинский гидроузел. Нижний бьеф.
Баржа подходит к шлюзу.
Баржа подходит к шлюзу.

С другой стороны хотелось бы остановиться на мысли. Конечно сейчас без этих шлюзов, судоходства, канала имени Москвы, Волго-Балтийского, плотин, гидроэлектростанций много бы чего не было. Банально электричества и даже воды в Москве, не говоря про то, что водный транспорт самый дешевый по себестоимости доставки. С другой стороны весь этот процесс обводнения мало того, что был построен силами лагерей и людей из этих лагерей, но и привёл к огромному количеству затоплений и переселений людей. Церковь на фото выше тому пример. И пожалуй одной из целью поездки было успеть заснять и посмотреть, то, что осталось смотреть сегодня от былого величия церквей да и царской России в целом. Ход истории не перевернешь, тем более истории былой. И хороша ли цена этого обводнения и можно ли было иначе это целый рассказ для еще одной статьи. Как нибудь....

В остальном Шексна это рабочий поселок с комбинатами, размеренной жизнью и ничем выдающимся, что хотело бы заставить сказать "я приеду вновь". Но было интересно. Закупаемся, покидаем Шексну и переезжаем мост через могучую реку Шексна.

Где-то на улицах Шексны
Где-то на улицах Шексны
-32
Бывают и поломки. Особенно когда сам забудешь затянуть все болты перед тем, как ехать.
Бывают и поломки. Особенно когда сам забудешь затянуть все болты перед тем, как ехать.
Шексна
Шексна
-35
Бывают и такие дома.
Бывают и такие дома.
-37
Покидаем Шексну. Держим путь на Белозерск.
Покидаем Шексну. Держим путь на Белозерск.
Река Шексна
Река Шексна
-40

Двигаем в путь в сторону Белозерска. Чем хорош путь на велосипеде- навигатор прокладывает дорогу местами по трассе, местами в объезд через деревни и села. По трассе ехать трудно. Фуры несутся, обочина не везде широкая, но есть инфраструктура - кафе, магазины. По деревням тихо и спокойно, наслаждаешься природой и тишиной. Медленно и степенно считает километры одометр велокомпьютера...

Великолепная троица.
Великолепная троица.
Водителям дорога на ремонте плохо, а нам самое оно, без обочины и несущихся фур. А вообще на фото капитальный ремонт дороги в Аэропорт города Череповец.
Водителям дорога на ремонте плохо, а нам самое оно, без обочины и несущихся фур. А вообще на фото капитальный ремонт дороги в Аэропорт города Череповец.
Тени.
Тени.
Перекур на обочине.
Перекур на обочине.
Дорога
Дорога
Обед в столовой был прекрасен.
Обед в столовой был прекрасен.

Медленно и уверенно заезжаем в Череповецкий район Вологодской области.

-47
-48

Через километров тридцать навигатор говорит, что пора сворачивать с трассы. Ура!

Нам туда!
Нам туда!

Дальше едем по деревням, селам и грунтовым дорогам до намеченной ночевки на озере.

-50
Леша курит, Максим ест, я палю контору...
Леша курит, Максим ест, я палю контору...
Устал...
Устал...
-53
Устали оба... Отправили Лешу искать место для ночлега...
Устали оба... Отправили Лешу искать место для ночлега...
Слева молот, справа серп...
Слева молот, справа серп...
-56

Находим отличное место для ночлега всё по плану. Место волшебное. Сухие дрова под ногами. Продвигаемся на север, поэтому природа все больше Карельская. Озера, сосны. Готовим кушать, болтаем, веселимся и спать...

Красота за спиной...
Красота за спиной...
-58
Он тоже устал. Ему надо отдохнуть...
Он тоже устал. Ему надо отдохнуть...
-60
Максим что-то вещает...
Максим что-то вещает...
Заслуженный отдых...
Заслуженный отдых...
Пробег первого дня 61,5 км.
Пробег первого дня 61,5 км.
-64

Утренние сборы, прощаемся с теплым местом и двигаем дальше в путь. По пути заехали в поселковый магазин. Удивили местную девушку-продавщицу своим маршрутом и поехали дальше...

-65
-66
Когда крутой подъём, то бывает и ты везёшь велосипед, а не он тебя.
Когда крутой подъём, то бывает и ты везёшь велосипед, а не он тебя.
-68
-69
Утренние сборы
Утренние сборы

Всё было хорошо до обеда, пока не пошел обещанный дождь. Перекантовались на остановке, упаковали вещи и себя от дождя...

-71
-72
-73
-74
-75

Переждали дождь сколько могли и поехали дальше. В какой-то период времени неожиданно появилось солнце. На радостях разделись. Состояние велосипедов после поездки по грунтовым дорогам после дождя ожидаемо....

-76
После дождя....
После дождя....
А он опять устал....
А он опять устал....
Офроуд после дождя...
Офроуд после дождя...

Счастье длилось не долго. Проехав некоторое время, навигатор вывел опять на трассу. Там дождь вернулся и это уже было до вечера. Пережидать было бессмысленно. Пообедали на остановке, сготовили на примусе и в путь....

Местные населенные пункты
Местные населенные пункты
Маленький церковный приход в деревне Шабанова гора.
Маленький церковный приход в деревне Шабанова гора.
Трудно даются подъёмы....
Трудно даются подъёмы....
Пикник на обочине
Пикник на обочине
Бывает и такие деревни. Велосипед прислонил к столбу, а он окрашен оказался....
Бывает и такие деревни. Велосипед прислонил к столбу, а он окрашен оказался....
-85
В путь.....
В путь.....

По пути конечно все промокли. Часто встаём, делаем фото, отдыхаем, дождь уже не важен. Что интересно дождь сопровождается сильным ветром, не успеваешь намокать, на ветру сразу же высыхаешь....

-87
Антуражная скамья на автобусной остановке...
Антуражная скамья на автобусной остановке...
Белозерск всё ближе....
Белозерск всё ближе....

Маленькая победа. Въезжаем в Белозерский район...

Я
Я
Я и Макс
Я и Макс
Взгляд назад.
Взгляд назад.

Добираемся до озера. Плановая ночевка. Всё идет по плану, как в песне. Все усталые мокрые. Сбор дров, готовка, сушимся у костра. Сон. Сегодня без долгих разговоров у костра...

-93
Пробег за 2 дня. Пробег второго дня около 65 км.
Пробег за 2 дня. Пробег второго дня около 65 км.
Местами еще лежит снег. Вот она дорога на север.
Местами еще лежит снег. Вот она дорога на север.
Огненный закат.
Огненный закат.
Потрясающие виды.
Потрясающие виды.

Утром сборы, весьма ленивые. Белозерск совсем рядом. Осталось 35 км. И дальше в путь.

Ленивые сборы.
Ленивые сборы.
Кайф. Нет дождя. Селфи как обычно лень крутить...
Кайф. Нет дождя. Селфи как обычно лень крутить...
Водопой....И причудливая автобусная остановка с вентиляцией....
Водопой....И причудливая автобусная остановка с вентиляцией....
Белозерск совсем рядом....
Белозерск совсем рядом....
Новый знак... Такого в ПДД я ещё не видел....
Новый знак... Такого в ПДД я ещё не видел....
Тоже интересное название....
Тоже интересное название....

Одним из интересных времяпровождений стала игра. Разбей бутылку, плавающую в канаве, камнем. Кто первый. Иной раз каждый тур занимал минут по 20....

Перекур
Перекур
В процессе игры...
В процессе игры...

Долго ли, коротко ли на горизонте появился град Белозерск...

-106
-107
-108
-109

Продолжение следует......