В комментариях к статье о том, что делать, если ребёнка раздражает учитель, началась дискуссия на эту тему. Но Александра П. не решилась написать открыто, поэтому прислала мне сообщение на электронную почту. Она пишет:
«Что за постановка вопроса? Что значит ребёнка учитель раздражает?
Вы вообще понимаете, что пишете? Кто вам дал право так говорить об учителях?
Что вы вообще о них знаете?»
Во-первых, я понимаю, что пишу. Делаю это всегда вполне осознанно.
Во-вторых, не совсем понятно, что именно и о ком я должна знать и почему не имею право высказывать открыто своё мнение?
В-третьих, об учителях я вообще ничего не говорила. Речь шла о ребёнке.
Ну, и самый важный момент: почему бы нам не быть честными с самими собой? Мы - люди и мы периодически друг друга раздражаем. И не имеет значение, взрослый это или ребёнок.
Чувство злости — базовое природное чувство.
На начальной стадии проявляется в виде раздражения.
Почему бы не признать, что каждый из нас имеет право злиться?
Ведь это чувство возникает тогда, когда кто-то нарушает наши психологические границы.
Хуже, когда оно не возникает вообще. Это свидетельствует о том, что у человека большие проблемы с осознанием своей личности и психологического пространства.
И здесь задача взрослых:
- научить ребёнка иметь собственное мнение, пусть даже отличное от мнения взрослого,
- справляться со своими эмоциями: научиться признавать их, дифференцировать и разрешать себе их испытывать.
Проблема в том, что взрослые сами не умеют этого делать.
А ещё не помнят себя в детстве и подростковом возрасте. А ведь мы были ненамного лучше тех, чьим поведением возмущены сейчас.
Или намного, но тогда есть определённые сложности во взрослой жизни, связанные с самооценкой. Хотя значительная доля выросших (не факт, что взрослых) людей, просто не хочет себя помнить.
Тем и интересен комментарий Регины Юдиной. Она пишет:
Сначала я была в шоке от такой постановки вопроса. Потом вспомнила свою школу, когда к нам пришел новый учитель, как я теперь понимаю, после тяжелой психологической травмы.
Полный неадекват. Родителей и учителей других на уроке нет, а дети эту ненормальность интуитивно чувствуют. А еще халтуру чувствуют, небрежение, неискренность, ложь, особенно ложь.
Бываю неадекватные дети. Бывают неадекватные учителя. И тех и других становится больше.
Что делать? А ничего не делать - получать образование.
Учить ребенка видеть главную цель во всей этой школьной …»
Концовку умышленно не стала цитировать, но Регина права. И действительно, мы не изменим систему, а навык адаптации к любым условиям пригодится ребёнку во взрослой жизни.
А вы помните себя в детстве и подростковом возрасте? Какими вы были? Пишите в комментариях, подписывайтесь, ставьте лайки.
Запись на консультацию по номеру 89615538880 (Вайбер, только сообщения).
#саморазвитие #самопознание #семья #семейные отношения #психология отношений #психология #детская психология #дети #родители #воспитание