Продолжаем наш средневековый сериал о Жиле де Рэ, чья удивительная жизнь идет своим чередом на фоне Позднего Средневековья. А ведет нас по закоулкам жизненных перипетий героя никто иной, как Зои Лионидас, исследователь, лингвист.
- Зои, в прошлой серии наш герой относительно успешно прошел войну. Что дальше его ждёт?
- Война закончилась и достойный дедушка с не менее достойным внуком возвратились домой, где их ждала отнюдь не радужная картина. Принадлежащие им земли были разорены солдатами Пентьевров, один из замков – Мон-Ашар, и вовсе превращен в груду развалин. Конечно, все это не представляло некой непреодолимой катастрофы, терпение и определенные усилия в нужном направлении вполне могли поправить ситуацию – но дед и внук предпочли иной путь, вновь принявшись искать выгодную невесту.
- Ах, да. Он же жениться всё никак не может. То одно помешает, то третье.
- На сей раз их выбор остановился на Катерине де Туар – наследнице миллионного состояния и огромных владений в Пуату. Надо сказать, что ранее Катерина в качестве желанной кандидатки не рассматривалась, т.к. ее отец – Миле де Туар, что называется, на дух не переносил Жана де Краона. Однако же, иных выгодных невест на примете не оставалось, и потому выбора у деда внука попросту больше не было.
Как и в прежние разы, выгодная невеста привлекла к себе повышенный интерес охотников за приданым, начались обычные интриги, кроме того, родители невесты, как и следовало ожидать, ответили на сомнительное сватовство категорическим отказом.
- Обидно, конечно. Но, видимо, этим дело не кончилось?
- Здесь Жиль впервые показал себя во всей красе. Вполне возможно, что он, в те времена видный собой и статный юноша, сумел очаровать потенциальную невесту, и против последующих событий она не слишком возражала. Это всего лишь предположение, доподлинно известно, что устав от бессмысленных препирательств, он попросту похитил Катерину из отчего дома и скрылся вместе с ней в замке Шамптосе. Здесь же они тайно обвенчались; обряд совершил никому не известный монах.
Матеи Казаку, автор новейшей биографии барона предполагает, что за этим «неизвестным», как он именуется в документах того времени, стоял ни кто иной как аббат де Буссак, верный друг отца нашего героя, в прежние времена учивший маленького Жиля грамоте и арифметике. Так это или нет, доподлинно не известно, посему оставим этот вопрос без ответа. В любом случае, к этому времени брачный контракт (до нашего времени, к сожалению, не сохранившийся) был составлен по всем правилам, и благополучно подписан обоими супругами.
- Как говорится, горько!
- В позднейшие времена суеверные личности обратили внимание, что брачная ночь Катерины и Жиля пришлась на 30 ноября 1420 года – т.н. «ночь Св. Андрея», во время которой, по распространенному поверью, нечистая сила получает возможность безнаказанно творить свои злые дела.
В любом случае, следующий год наш герой почти безвылазно проведет в своих владениях, тогда как оскорбленное семейство де Туар примется жаловаться в Рим, требуя расторжения преступного брака.
- Вот какие родственнички. А что им не так?
- Надо сказать, чисто формальные основания для этого в самом деле существовали: Катерина и Жиль приходились друг другу кузенами: предком обоих был Амори де Краон, умерший в 1333 году. Для преодоления подобного препятствия для брачного союза требовалось папское разрешение. Получить его было несложно, однако, этим следовало озаботиться до брака, а не после него.
Но вот здесь на помощь нашему герою, который (как мы увидим далее) был не слишком силен в интригах, пришел хитроумный дедушка. Жан де Краон через преданных людей повсюду распустил слухи, что Катерина уже беременна от своего супруга. По тем временам развод в подобном положении мог закончиться скандалом, совершенно никому не нужным. Забегая вперед, скажем, что с действительностью это не имело ничего общего: единственный ребенок Катерины и Жиля – дочь Мария, появится на свет девять лет спустя.
- Но как тогда до той поры сохранить брак получилось?
- Молодоженам попросту повезло – т.к. Миле де Туар, отец новобрачной, в следующем 1421 году умер от «горячечной лихорадки», после чего его вдова, волей-неволей вынуждена была принять произошедшее. Опасаясь, что на ее владения также найдутся охотники, она перебралась под защиту зятя в замок Шамптосе… и тем совершила непростительную ошибку. Но обо всем по порядку.
- Что ж такое? Не ужился Жиль с тёщей?
- Вряд ли Жиль был слишком обрадован тем, что теща постоянно путалась у него под ногами, однако, Жан де Краон сумел уговорить нетерпеливого внука не спешить. Стоит объяснить, что по законам того времени знатная вдова после смерти супруга получала в пожизненное владение земли, замки и драгоценности – т.н. «вдовью долю», которая выделялась ей в согласии с брачным контрактом. «Вдовья доля» Беатрисы де Монжан была также немалой, более того, мать Катерины была еще молода и вполне способна вновь выйти замуж и родить детей, после чего ее владения также безвозвратно выскользнули бы из рук деда и внука. Допускать этого не следовало, посему, дед сумел, как было уже сказано, уговорить вспыльчивого внука, и вслед за тем, закрепляя достигнутое положение, сам женился на Анне де Силье, бабушке новобрачной, и соответственно матери Беатрисы.
- Как занимательно!
- Надо сказать, что ничем хорошим это новое родство не кончится, и опять же, нам предстоит увидеть, какую зловещую роль оно сыграет в судьбе Жиля де Рэ. Но пока что, дед и внук полагали, что дело почти сделано – и тут Беатриса де Монжан, которая отнюдь не была ни глупой , ни наивной, видя, к чему идет все дело, едва не спутала им все карты, поспешив выйти замуж, и при том никого из них не поставив в известность.
- Как такое возможно?
- Попросту говоря, мать новобрачной провернула тот же трюк, что устроили прежде ее достойный зять и свекор – исчезла из замка Шамптосе, и возвратилась в собственные владения, где ее уже поджидал новоиспеченный супруг, Жан де Мешен. В прежние времена Мешен был оруженосцем Миле де Туара, подобный брак для вдовы был, конечно же, мезальянсом, но особенно выбирать не приходилось. Кроме того, она твердо надеялась на заступничество дофина – т.к. Мешен подвизался при дворе юного Карла в роли камергера.
Ее новый супруг, в свою очередь, принялся усиленно хлопотать о том, чтобы примирить обе части своего нового семейства, и заодно расположить к себе деда и внука. Посему, в результате его неустанных хлопот и немалых подношений, папа соизволил наконец своей властью узаконить свершившийся факт. Точнее, преступным супругам – Жилю и Катерине – следовало официально развестись, после чего отбыть короткую епитимью, состоявшую из нескольких постных дней и дополнительных молитв, после чего им дозволялось вступить в брак уже официально. Папское решение было исполнено со всей скрупулезностью, вторую свадьбу сыграли со всей пышностью, однако, ни родственников невесты, ни Жана де Краона в церкви и на свадебном пире не было… и продолжению следовать.
Все серии можете найти по этой ссылочке . Не пропустите выход новой серии. Подписывайтесь на "11 ЭКЮ", делитесь с друзьями в соцсетях. Ждем Вас и в нашем теплом уютном Телеграм-канале.