Открытие "тёмного царства" русского купечества сделало Александра Островского классиком сразу и навсегда.
Но в пятидесятые годы уже было очевидно, что привычная жизнь Замоскворечья дала трещину. Ещё не очень понятно, от кого и от чего это "начало конца", но степенные столпы купеческого общества встали в круговую оборону.
"Самодур" - меткое слово, и совершенно новый тип, открытый Островским. Буквально - тот, кто одурачил себя сам. Тем, что не впускает в свою жизнь ничего нового, даже и хорошего, и полезного. Привычный порядок даёт ему самое для него ценное - ВЛАСТЬ. Пусть даже только над домочадцами, но - власть!
Вершинное достижение этого периода - хрестоматийнейшая пьеса "Гроза", разобранная по косточкам многими поколениями школьников. Кто же не знает, что "Катерина - луч света в тёмном царстве"? Докажи это на трёх тетрадных страничках - и "пятёрка" в кармане. Ведь это её судьба как прожектором высветила для обитателей города Калинова очевидную вещь: так жить нельзя.
Или всё же можно?
На сцене разворачивается, вроде бы, банальная семейная драма: свекровь невзлюбила невестку, у невестки нет причин любить свекровь. Ситуация вечная, и сегодня на форумах невестки жалуются на свекровок, и наоборот. Смешно тем, кто сам не побывал в такой ситуации, но справедливо считается, что обе стороны, мягко говоря, недостаточно мудры. Особенно свекровь: она по определению должна быть умнее и дальновиднее. Потому, что старше и опытнее. Это её задача - подружиться с женой сына и со временем передать ей бразды правления в доме.
Но купчиха Кабанова ведёт себя так, будто её правление будет вечным. Этакая "вольная царица", подданных у которой только трое: дочь Варвара да сын Тихон со своей Катериной.
Варвара, впрочем, "автономия" - она молчалива да скрытна. Мать о её тайнах не догадывается. Только тайна-то обычная - девичья: любовь...
А Катерине и в самом деле посочувствуешь: её Тиша - приложение к своей матушке, они неразделимы. Юная женщина полагала, что выходит за мужа, а получилось - ещё и за Кабаниху: ведь это именно свекровь решает, как жить, как себя вести, что говорить, что думать...
Стоп... а так ли плох Тихон? Просто добрый - а этого мало? Для величия, наверное, мало. Но вполне достаточно для тихого семейного счастья, если бы только отделить его от маменьки. Поселить отдельно. Но даже это в мире Островского невозможно - мать и сын ОБЯЗАНЫ жить вместе. Если сыновей несколько - на сосуществование обречён младший - просто потому, что "исстари так повелось". А здесь - только один. Невестка? Так она - всего лишь приложение к сыну.
Всё ещё можно было бы поправить, если бы Тихон взял Катерину в Москву, но ему не терпится ВЫРВАТЬСЯ. Загулять. Что - то себе позволить без оглядки на маменьку. А жене разве не хочется?! А она не имеет права "хотеть", её удел - терпеть.
И этот ответ любимого Тиши Катерина воспринимает как предательство.
(Если говорить о душевном складе Катерины - многое проясняет другая пьеса Островского "Сердце - не камень". Там купчиха Вера - та же Катерина, только без драмы. Просто взрослая девочка, которую искусственно законсервировали в детстве. Потому что приличным для женщины считалось именно... пожизненное детство. )
Как же она хочет жить, чего ей не хватает? Воли - это понятно, но как она жила бы на воле? В разговоре с Варварой Катерина с умилением вспоминает о жизни в девушках: цветы выращивала, странниц слушала, вышивала, молилась так сладко, что ангелов видела!
- Так ведь и у нас то же самое! - недоумевает Варвара.
- Да здесь как будто из-под неволи...
Здесь этим занимаются не потому, что любят, а просто - так заведено, эти занятия для купчихи приличны. А что любят? Побеги да загулы? Тайную жизнь? К тайной жизни Варвара и пригласит Катерину: вручит ей ключик от потайной калиточки. Если всё будет шито-крыто, почему бы и не встретиться в сумерках с приказчиком Борисом?
Борис - другой, из другого мира, лучше, добрее... радость единственная! Почему? Катерине для этих восторженных мыслей довольно того, что Борис, единственный во всём Калинове, носит... европейский костюм!
Могла ли её судьба сложиться иначе? Фантастические варианты типа "уехать в город и поступить в институт" опускаем. Невозможно по нескольким причинам. Встречаться с Борисом украдкой? Так это будет уже не Катерина, а Варвара. Ничем Варвара не плоха, но Катерина уважает себя. Двойная жизнь - не для неё.
Бежать из дома она готова - с Борисом. Но Борис оказывается предателем даже хуже мужа - не возьмёт он с собой Катерину. Он рискует... наследством, которого всё равно не получит!
Бежать одной? У неё и паспорта - то нет, женщинам он не полагался, да и мужчинам - далеко не всем. Бродяжку быстро вернули бы мужу - по этапу. Разве что под видом странницы? Но куда бежать - к султану Махнуду Персидскому, или к султану Махнуду Турецкому? Никакой другой картины мира у Катерины не сложилось - только то, что слышала от разных Феклуш.
Домой?! Легче в могилу!
Самоубийство - ни для кого не выход, просто жест отчаяния.
"Вы её убили, вы!"- кричит Тихон матери, а она лишь привычно обещает "дома с ним поговорить". Не примет Кабаниха упрёков: как она "убивала" - то? Правильными словами? И что, очень от слов больно? Мракобесие?! Это что же, её предки, бесясь во мраке, построили Калинов и ещё полсотни таких "калиновых" по всей Волге? Правильно жили - вот всё и получалось, а от неправильной жизни можно только загулять, как Тихон, да погубить свою душу, как Катерина.
Каждое поколение с годами становится хранителем устоев, каждый когда-нибудь вздохнёт, как Кабаниха: "Как после нас мир-то стоять будет?"
Но если устои душат ростки нового - пора их опрокинуть, пора. И не смертью, а жизнью и трудами.
Кулигин - доморощенный изобретатель.
С этим персонажем связывать надежды у критики не принято - робок и слишком зависим от местных богатеев. На громоотвод денег не допросишься, знать не хотят, что такое "елестричество".
Но в Калинов уже тянут железную дорогу - и зритель понимает, что этому жизненному укладу - конец. Кабаниха не поедет на "огненном змее"? Ничего, "змей" без работы не останется, поедут другие.
И если наш сегодняшний мир совсем не похож на "тёмное царство" - спасибо за это тысячам, миллионам "Кулигиных"!
(Продолжение следует)
Начало статьи здесь: