Классика на то и классика, что ее все знают, а потому все рекомендуют:
- Вот мы читали. И вы должны читать.
Школьникам выдают списки рекомендованной литературы на лето. Там в основном что-то из школьной программы, зарубежная литература и стандартные произведения, которые читали, как 20 лет назад, так и 50.
А вот такой вопрос:
Есть ли смысл включать в рекомендованную литературу что-нибудь из современного?
Под современным я понимаю всё, что написано за последние лет 30-40.
Есть ведь и рассказы про муравьев, и рассказы про школьников, и произведения про любовь (как женщине, так и к родине), и исторические романы.
Почему бы их не включить в список "рекомендованное"?
Может быть нужна выдержка временем, чтобы потом вдруг не пришлось в срочном порядке убирать произведение подальше от детей?
Много ведь хороших, но малоизвестных авторов.
Это как петь. Где-нибудь в районном Доме культуры поет девушка, которая поет ничуть не хуже, чем какая-нибудь общепризнанная российская певица из Калифорнии. Но это девушку мало кто знает, а певицу знают все.
С книгами, мне кажется, то же самое.
Я не говорю, что те авторы, которых мы читаем, являются плохими. Они нормальные. Но ведь есть и другие, произведения которых не менее достойны внимания, хоть их пока и не назвали классикой.
И зарубежных писателей тоже много хороших. Школьникам не мешало бы и с их творчеством познакомиться.
Тут вообще проблема в том, что современные школьники не любят читать. Такой факт есть и его не нужно отрицать. Заставлять в стиле "Ты должен это знать!" - выглядит глупо.
- А почему должен?
- Чтобы люди не подумали о тебе невесть чего?
- А что они могут подумать?
В одном старом выпуске "Ералаша" мальчик рассказал другому мальчику про постановку "Гамлет". И рассказал он это так интересно, что другому сразу захотелось посмотреть.
И с книгами, наверное, нужно уже делать также. Этакий книжный трейлер, который бы вобрал в себя самую мяготку произведения, чтобы школьник сразу изъявил желание прочитать.
Произведение должно быть настолько хорошим и актуальным, чтобы не возникло проблемы с "принуждением". Не нужно прививать отвращение к чтению (этим сейчас как раз занимаются).
Тут нужно смотреть с другой стороны - "не школьники для книжек, а книжки для школьников".
Есть такие книги, которые дети любят читать. Пусть это не "шедевры мировой литературы", но зато интересные. Пусть человек лучше прочитает Толстого в 30 лет, чем в 15, но зато без всякого принуждения. Там и смысл дойдет, и сам Лев Николаич не будет казаться автором, "который писал слишком толстые книжки".
Можно, конечно, и заставлять читать классику.
Но времена меняются. Мы не в прошлом веке, который был не так давно.
Несколько лет назад я вдруг занялся вопросом "чтобы мой ребенок познакомился с тем, что я читал в детстве". Дал ему "Таинственный остров".
- На, читай.
Ну, и небольшой "трейлер" книге выдал, чтобы заинтересовать.
Он для приличия прочитал страниц двадцать. И бросил. И потом еще с несколькими такими же объемными книжками.
А вот Евгения Чеширко он с удовольствием без всякого принуждения прочитал. И других авторов, которые писали не самые объемные произведения.
- Ну, и пусть, - сказал я вслух.
Ребенок читает? Читает. Читает то, что ему нравится? Так и есть. А заставлять я не буду.