Алексей Александрович устроился на завод сразу после окончания технического университета. Проработав полгода и проявив себя, как квалифицированный специалист и добросовестный сотрудник, он был назначен руководителем на один из производственных участков.
Трудовой коллектив ему попался разношёрстный, иногда приходилось искать подход к каждому, чтобы выполнить задание и избежать конфликтов. Проведя перестановки и избавившись от разгильдяев, Алексей Александрович подобрал, как сейчас принято говорить, команду и почивал на «лаврах» успешного руководителя.
#ольга брюс
В тот день Алексея Александровича пригласили на профсоюзное собрание, где разбирали недостойное поведение Гаврилы Петровича – пьяницы и дебошира, но при этом слесаря с большой буквы «Сэ». Гаврила Петрович проработал на предприятии не одно десятилетие, славился мастерством, норовистым нравом и пристрастием к «огненной воде». Его не раз увольняли, но потом возвращали, потому что Петрович был «всему голова» - как зачастую повторяло руководство, пытаясь сгладить «острые углы» после очередного скандала.
После недолгих дебатов единогласно отдали Гаврилу Петровича на поруки Алексею Александровичу. Молодой руководитель попытался отказаться, но старшие товарищи сказали: «Надо!»
На следующее утро Алексей Александрович пришёл к Гавриле Петровичу, чтобы изложить своё видение проблем и пути их решения. В конце концов, как-то договориться, чтобы не мешать друг другу.
- Уважаемый Гаврила Петрович, – начал было Алексей Александрович.
- Давай просто Петрович, – ответил Гаврила Петрович.
- Меня зовут Алексей Александрович, – продолжил наставник.
- Слушай, давай просто Александрович, – выступил с очередной инициативой Петрович.
В воздухе повисло молчание. Алексей Александрович думал, как лучше построить диалог, чтобы кратко изложить требования и не довести дело до конфликта.
- Алексанрыч, надо за знакомство. Так сказать, за успех нашего безнадёжного дела, – прервав паузу, Петрович, как факир, достал из ниоткуда бутылочку «огонь воды» и поставил на стол два стакана.
Молодой человек не ожидал такого поворота событий и попытался возразить, но бывалый слесарь знал, как убедить руководителя в своей правоте.
- Ты же взял меня на поруки? Значит, я угощаю! – с этими словами он наполнил стаканы чуть меньше половины и посмотрел на наставника таким взглядом, что Александрович понял, что сейчас лучше не возражать.
Беседа как-то сразу завязалась сама собой. Петрович рассказывал, как любит свою работу и показывал чудо-железки, сделанные своими руками. Александрович объяснял, как видит процесс перевоспитания дебошира и пьяницы в достойного члена коллектива и общества.
- А-лек-сандрыч, не перживай, – в итоге заплетающимся языком сказал Петрович.
Алексей Александрович и Гаврила Петрович выходили через проходную предприятия, держась друг за друга. Растерявшаяся охрана не решилась задерживать успешного руководителя и слесаря с большой буквы «Сэ», чтобы не давать повод для кривотолков. «Свяжешься с ними - себе дороже выйдет», - пробурчал себе под нос дежурный и уставился в окно.
Для Алексея Александровича утро следующего дня было тяжёлым. Он с трудом провёл пятиминутку, завершив её словами:
- Все в курсе задания. За работу.
Сам же собрался удалиться в кабинет, но на участке появился Гаврила Петрович. Поздоровавшись с коллегами, он заявил, что теперь на поруках у начальника и пришёл для перевоспитания.
- Так кто кого перевоспитывает? – в итоге спросил бригадир.
Но, не получив ответа, занялся своим делом.
- Александрыч! Оживим «покойничка»! – оптимистично сказал Петрович, заходя в кабинет вслед за неуверенно стоящим на ногах наставником.
Совершив нехитрые па руками, слесарь с ловкостью иллюзиониста достал из ниоткуда бутылку «огонь воды».
- Надеюсь, стаканы у тебя есть?
- Нет! Нет! Нет! – ответил начальник.
- Щас, – Петрович вышел из кабинета и через минуту вошёл в компании с бригадиром.
- Ну вот. Теперь нас трое и для здоровья, и плодотворного труда, сам Бог велел, – сказал Петрович.
- Алексей Александрович, давайте для здоровья, на вас лица нет. И пойдём работать, – поддержал бригадир.
У Алексея Александровича не было сил спорить. Через несколько минут в кабинете царила дружеская атмосфера. Рассказав друг другу по анекдоту, все разошлись по рабочим местам. В конце смены Александрович заглянул к Петровичу – поинтересоваться, как прошёл день, и был очень удивлён, застав подопечного за работой. Он выполнял какую-то сложную операцию и зло буркнул, чтобы наставник не мешал и шёл домой, заверив, что всё будет хорошо.
С этого дня ранее одиночка Гаврила Петрович стал неформальным членом трудового коллектива участка, которым руководил Алексей Александрович. И когда он несколько раз не выходил на работу, то бригадир отправлялся к Петровичу домой и буквально приносил того на рабочее место.
Алексей Александрович обзавёлся дежурной бутылочкой «огненной воды» и использовал её как мотиватор, на начальном этапе. Петрович, видя в наставнике близкого по духу человека, не хотел доставлять ему неприятности и охотно выполнял все требования. Постепенно про «огненную воду» все забыли.
Петрович изменился до неузнаваемости. Он стал вежливым, общительным и исполнительным сотрудником.
Спустя месяц на профсоюзном собрании Алексея Александровича хвалили за успехи в перевоспитании Гаврилы Петровича.
С тех пор молодого начальника участка стали называть Макаренко.
Конец.