Больные деменцией часто по многу раз задают своим домашним один и тот же вопрос. В день это может повторяться десятки раз. Подобные ситуации представляются забавными только в анекдотах и не очень остроумных комедиях, на самом деле в быту навязчивые вопросы становятся источником психологического напряжения и конфликтов и у больного, и у его семьи. Больной может разбудить вас ночью и задать свой вопрос, он может отвлекать вас от важных дел, заставляя отвечать снова и снова, при этом он не получает удовлетворения, а видя негативную реакцию близкого, тревожится еще больше. Ухаживающий же сначала испытывает раздражение и злость, а потом, после срыва, - чувство вины, безысходность и усталость.
Как правильно вести себя ухаживающему человеку с такими больными, не раздражаться и не выходить из себя? Вот простые рекомендации, как остановить навязчивые вопросы, не повышая голос, и как понять, почему человек их задает.
1. Важно понимать, что близкий все время спрашивает одно и то же не из вредности и не от скуки, не потому, что не слушал вас, когда вы в предыдущий раз отвечали ему, а потому, что деменция пагубно влияет на память, особенно - краткосрочную (то, что произошло только что. Именно поэтому больной может в деталях помнить события из прошлого и не в состоянии ответить, что ел сегодня на завтрак или куда положил свою сумку). Повторяйте себе в моменты подступающего гнева: "Мой родной человек не виноват! Виновата болезнь. Если я сорвусь опять, то сделаю хуже всем, а главное, он не станет помнить лучше". Старайтесь отвечать спокойным голосом,
2. Старайтесь переключить больного на другую тему, деятельность, эмоции. Можно показать что-то за окном, задать вопрос (к примеру: посмотри, какое у меня платье, тебе нравится? А помнишь, у тебя было любимое платье в клетку? Где ты его покупало? Какое оно было?). Можно отвлечь тактильными расслабляющими ощущениями - погладить по руке, сделать легкий массаж плеч или кожи головы, расчесать волосы и заплести косичку, дать подышать ароматическими маслами. Можно предложить спеть любимую песню или посмотреть фотографии, позвать на прогулку. Все эти действия переключают внимание больного и снижают тревожность.
3. Старайтесь визуализировать все ответы на часто задаваемые вопросы. Сделайте наглядное пособие, в котором вы сможете отражать информацию о том, какой сегодня день недели, число, время года, в каком городе вы находитесь - такой своеобразный календарь. Часто вопросы больного связаны именно с этой информацией. Просто показывайте на календарь (информация должна быть показана понятно, ярко и крупно), постепенно вы сформируете у близкого привычку смотреть на него при желании задать вопрос. Такое же пособие можно сделать и с распорядком дня: картинками покажите действия: умывание, чистку зубов, зарядку, завтрак, прогулку, досуговые занятия, обед, тихий час и т.д.
4. Постарайтесь понять, что запускает у больного навязчивые вопросы и постарайтесь убрать этот триггер из зоны его внимания.
5. Постарайтесь понять, почему человеку важно узнать ответ на свой вопрос? Возможно, за вопросом скрывается тревога? Например, человек все время спрашивает, скоро ли выходные. После расспросов, почему он так интересуется выходными, выяснилось, что человек боится, что дочка уедет на дачу и он останется без нее.
В другом случае удалось выяснить, почему человек постоянно спрашивает, что сегодня на ужин - оказалось, что он не хотел пить кефир, который ему постоянно предлагала сиделка.
Будьте внимательны к своим пожилым родственникам, старайтесь понять их - даже при деменции у них сохраняется некая логика, внимательное чуткое отношение позволит снизить конфликты и смягчить тревожное и агрессивное поведение больного.
Сеть частных пансионатов "Забота и уход" в Подмосковье возьмет на себя уход и реабилитацию пожилых людей, в том числе, уход за пациентами с деменцией и болезнью Альцгеймера. +7 (495) 744-34-61