Найти тему
Морская коллекция

Подводные лодки. Люди из стали. «М-32»

Оглавление

В 1922 году в стране официально закончилась гражданская война. Помимо разрухи в экономике и потери десяти миллионов жизней, Россия осталась практически без флота. Корабли Сибирской флотилии увел и продал адмирал Старк, флотилию Северного Ледовитого океана растащили британцы, остатки Черноморского флота увел барон Врангель. На Балтийском флоте корабли пострадали в ходе Ледового похода 1918 года и пережили несколько лет хранения в порту, после чего большая часть пошла на лом.

Наиболее сложная ситуация сложилась на Дальнем Востоке, где рядом была могучая Япония. Японские и американские браконьеры безнаказанно грабили ресурсы наших морей. Япония на тот момент была третьей морской державой мира.

А у Советского Союза на Дальнем Востоке не было ни только флота, но и судостроения и судоремонта.

Когда к началу 30-х годов СССР занялся созданием флота на Тихом океане, основным способом его пополнения стала доставка по железной дороге разобранных кораблей, построенных в европейской части страны.

При транспортировке подводных лодок типов «Щука» и «Ленинец» по железной дороге в разобранном виде и их последующей сборке возникали определенные трудности. Правительством было принято решение о создании проекта малых подводных лодок, приспособленных по габаритам для перевозки по железной дороге без разборки. Разработка началась в 1930 году. По другой версии приоритетом было создание малых позиционных лодок для Балтики, а дальневосточное направление стало актуальным с 1932 года.

Разработкой проекта руководил инженер Техбюро № 4 А. Н. Асафов, ранее разработавший проект подводной лодки типа «Правда». В качестве прототипа была принята подводная лодка «Минога» водоизмещением около 120 тонн.

Проект малой подводной лодки серии VI, получившей название «Малютка» был утвержден Реввоенсоветом СССР 20 марта 1932 года. Подлодки предназначалась для обороны морских баз и ближней защиты берегов СССР. Во время войны подлодки использовались и для действий у побережья противника. Лодки были вооружены двумя торпедными аппаратами и одной 45 мм полуавтоматической универсальной пушкой. Зато их можно было перевозить по железной дороге.

Всего было построено 30 лодок VI серии и 18 лодок серии VI-бис.

Поскольку серии VI и VI-бис не в полной мере отвечали стоящим задачам, в 1934 году началась разработка улучшенного проекта. Дальнейшие разработки показали возможность за счет небольшого увеличения основных размерений и водоизмещения добиться создания более эффективных подводных лодок (длина могла быть увеличена на 20%, ширина на 10%, а водоизмещение на 40%). Основные разработки были проведены Научно-исследовательским институтом военного кораблестроения (конструктор - офицер П. И. Сердюк). Один из подготовленных проектов был доработан до серии XII и утвержден 29 декабря 1934 года. Лодки этой серии неофициально называли "сердючками".

Водоизмещение выросло на 45-50 тонн, мощность дизеля 38КВ увеличилась до 800 л.с., а мощность электродвигателя ПГ12 и емкость аккумуляторов выросла вдвое. Лодка была однокорпусной с цельносварным корпусом и одновальной силовой установкой.Торпедные аппараты заряжались через передние крышки.

Перископ позволял вести наблюдение и из рубки и из центрального поста. Увеличивалась глубина погружения под перископом. Количество спальных мест выросло до 14, улучшилась вентиляция.

В результате на лодках XII серии боевые возможности значительно увеличились по сравнению с лодками VI серии и серии VI-бис. Сократилось время погружения с 80 до 47 секунд, время продувания цистерн главного балласта в перископном положении снизилось до 3 минут в перископном положении, увеличилась скорость надводного и подводного хода, дальность плавания, увеличилась глубина погружения лодки в перископном положении и надежность эксплуатации судовых систем, улучшилась обитаемость экипажа.

Корпус лодок XII серии делился на шесть водонепроницаемых отсеков (I - торпедный, II - носовой аккумуляторный, III - центральный пост с боевой рубкой, IV - кормовой аккумуляторный, V - дизельный, VI - электромоторный). Центральный пост был капсулой безопасности для экипажа, его переборки держали давление до 5 кг/кв.см (соответствует 50 метрам погружения), в то время как остальные- 1 кг/кв.см.

Переборки имели двери с тремя системами запоров, обычный-на защелке, по тревоге они задраивались на клиновые запоры, дополнительно крепились винтовыми запорами-барашками. В сферических переборках существовали круглые лазы, закрываемые крышками-люками. Крышка закрывалась на кремальерный замок и лаз можно было задраить поворотом одной рукоятки.

Корпус лодки XII серии был успешно испытан погружением на глубину 70 м, на десять метров выше предельного.

Серийное строительство XII серии началось в мае 1937 года. Всего было построено 46 подводных лодок XII серии (14 на заводе в Ленинграде и 32 - на заводе "Красное Сормово"), 28 из них вошли в строй до войны (Балтийский флот получил 9 ПЛ, Черноморский — 10, Северный — 6, Тихоокеанский — 3), ещё 18 субмарин были переданы флоту уже в годы войны.

Дальнейшим развитием "малюток" стала XV серия из 57 единиц.

Всего подводная лодка тип «М» («Малютка») имела 4 модификации ( VI, VI-бис, XII (проект 40) и XV (проект 96) серий).

Всего было построено 153 подводных лодок типа М, из них 78 до войны, 22 во время войны и 53 XV серии после войны.

Боевую эффективность "малюток" оценить не так просто. Ибо во время Великой Отечественной войны они использовались сугубо не по назначению. Тем не менее на боевом счету лодок типа «Малютка» числится 61 потопленное судно общим водоизмещением 135 512 брт. Кроме того, «Малютками» было повреждено 8 судов общим водоизмещением 20 131 брт и уничтожено 10 боевых кораблей противника.

Но победы распределялись неравномерно, лодки серий VI и VIбис считаются наименее эффективными, а наиболее успешные результаты показали лодки XII серии, из них четыре ( М 35, 62, 171, 174) за успешные боевые действия получили звание гвардейских, две награждены орденами Красного Знамени (М 111, 117), одна стала гвардейской Краснознаменной (М172). На лодках этой серии воевали Герои Советского Союза М. В. Грешилов, Я. К. Иосселиани, А. Н. Кесаев, В. Г. Стариков, И. И. Фисанович, М. И. Хомяков.

Компактность «Малютки» имела и оборотную сторону, крайне тяжелые условия службы экипажа, суровые бытовые условия. Маленький кораблик на волнах регулярно попадал в "болтанку". Боевые возможности лодки были невысоки, а выживание команды зависело от единственного дизеля и единственного электромотора.

За годы войны ни одна «Малютка» серий VI и VIбис не имела успеха. Из всех лодок лишь черноморской М-55 удалось дважды применить оружие и оба раза безрезультатно. То есть, 50 лодок этих серий не смогли внести никакого вклада в разгром врага. В отличие от предшественниц подлодки XII серии оказались вполне успешными и конкурентоспособными в сравнении со старшими по классу кораблями.
Северные «Малютки» потопили четыре транспорта и три боевых корабля противника, еще один транспорт повредили. Черноморские — семь транспортов потопили, еще три и один боевой корабль повредили. Плюс транспорт, потопленный 45-мм пушкой. На Балтике «Малюткам» не удалось потопить ни одного судна.
Итого на счету «Малюток» XII серии пятнадцать потопленных и пять поврежденных транспортов и боевых кораблей, по достоверным данным, подтвержденным обеими сторонами. Итогом боевой деятельности лодок XV серии было потопление одного боевого корабля.— д.в.н. Константин Сивков

Во время войны погибло 26 "малюток" XII серии из 45-46 построенных.

Среди "малюток" серий VI и VIбис, выпущенных в количестве 50 штук 34 служили на Тихом океане, из оставшихся в годы войны погибло 5.

Подводная лодка тип «М» («Малютка») «М-32» была заложена 31 августа 1938 года на заводе №-112 («Красное Сормово») в Горьком под стапельным номером 259. В феврале 1940 года подводная лодка была погружена на железнодорожный транспортер и направлена на завод №-198 в Николаев, где 26 февраля 1940 года была спущена на воду. 31 октября 1940 года подводная лодка вступила в строй и 7 ноября 1940 года вошла в состав Черноморского флота в 7-й дивизион 2-й бригады подводных лодок.

-2
Подводная лодка М-32 (XII серия), 1945 г
Подводная лодка М-32 (XII серия), 1945 г

-4

-5

-6

«М-32» XII серия. Заводской № 259. Завод № 112 ("Красное Сормово"), Горький и №-198, Николаев. Заложена в 1939 году. Спущена на воду 26 февраля 1940 года. Вступила в строй 31 октября 1940 года. Исключена 17 марта 1953 года.


Водоизмещение (надводное/подводное): 206/256-258 тонн. Размеры: длина 44,5 м, ширина 3,3 м, осадка 2,58 м.

Силовая установка: дизель 800 л.с., электромотор 400 л.с. Скорость хода (надводная/подводная): 14/7,8-8,2 узлов. Запас топлива 6,1 тонны дизеля(по другим данным 7,9/16 тонн). 56 аккумуляторных батарей типа «МЛ». Дальность плавания: над водой 3440 миль при 9 узлах, под водой 110 миль при 2,8 узлах( или 3380 (8,6)/108 (2,9) миль). Глубина погружения: рабочая 50м, предельная до 60 м.
Время погружения- 35 сек. Время пребывания под водой 48 ч. Автономность: нормальная — 7 суток, максимальная — 15 суток, Запас плавучести 25 %. Экипаж: 20-22 человек (4 офицера, 10 старшин, 8 рядовых)

Вооружение: 2 носовых 533-мм торпедных аппарата (2 торпеды), 1 45-мм/46 орудие 21-К (195 снарядов)

Универсальная пушка 45 мм 21-К
Универсальная пушка 45 мм 21-К
Неизвестный художник. Подводная лодка М-32
Неизвестный художник. Подводная лодка М-32

22 июня 1941 года лодка находилась в составе 7-го дивизиона 2-й бригады подлодок Черноморского флота в Севастополе. Командовал ей с июня 1940 года капитан-лейтенант (потом капитан 3 ранга) Колтыпин Николай Александрович.

С конца июня до середины августа подводная лодка трижды ходила в дозор на позиция № 8, южнее мыса Меганом, № 7, юго-восточнее Одессы №2, юго-западнее мыса Сарыч. Безрезультатно, противник не был обнаружен.

Позднее также ничем закончился поход на позиции № 16, западнее Бурнаса и разведывательные выходы в феврале 1942 в районы Мамашай – Николаевка и Ялта – Кикинеиз. В мае 1942 года подводная лодка выходила в район мыс Чауда – мыс Опук, где проводила навигационное обеспечение кораблей Черноморского флота.

Тяжелейшая ситуация со снабжением Севастопольского оборонительного района заставила использовать для доставки важных грузов подводные лодки.

С 17 по 25 июня 1942 года «М-32» совершила два рейса в осажденный Севастополь, доставив туда 14 тонн боеприпасов, 1,5 тонн продовольствия, 5,8 тонн бензина и вывезя в Новороссийск 8 человек.

Второй рейс едва не стал для лодки последним. С грузом в 8 тонн мин и винтовочных патронов, а также 5,8 тонн бензина лодка вечером 22 июня она прибыла в Стрелецкую бухту, где разгрузилась. На борт было принято 8 человек -два военных корреспондента «Красной Звезды», два офицера гидрографического отдела флота с чемоданами секретной документации, два раненых офицера и две женщины. На тот момент покинуть Севастополь вариантов было немного.

Около 2 часов ночи 23 июня подводная лодка отошла от пирса для дифферентовки. Через 15 минут после погружения на 6 метровую глубину в центральном посту произошел взрыв паров бензина, они выгорели за 3-5 секунд, повредив радиорубку и часть оборудования, при этом выбило переборочную дверь, трюмного выбросило в соседний отсек. Сломался компрессор. В 3-м отсеке шесть человек получили ожоги первой и второй степени. Обожжённый главный механик лодки капитан-лейтенант Дьяконов смог продуть цистерны, лодку вынесло на поверхность.

Бензин в Севастополь везли в балластной цистерне № 4 и перекачивали пожарными насосами. Цистерна не вентилировалась и накопившиеся пары распространились по всей лодке. Искру дала радиорубка.

Выйти в море в темноте «М-32» уже не успевала. Раненых оставили на лодке, на берегу шансов вообще не оставалось.

Наступивший через полтора часа рассвет только ухудшил ситуацию. Выход из бухты отлично простреливался немецкой артиллерией. Пришлось погружаться и ждать темноты, до которой оставалось еще 17 часов.

«М-32» легла на грунт на 35-метровой глубине у выхода из Стрелецкой бухты. Колтыпин приказал всем лежать и не шевелиться, чтобы сэкономить воздух. Замкнутое пространство корпуса продолжало наполняться парами бензина из негерметичной цистерны. Надышавшись этим воздухом люди либо теряли сознание либо разум. К 10 часам утра работоспособность сохранили единицы, к полудню большинство впало в бредовое состояние. Командир пытался облегчить состояние моряков за счет аварийного запаса кислорода, но его хватило ненадолго.

Акустик Кантемиров лежал на палубном настиле и плакал, говоря непонятные слова. Моторист Бабич кричал и плясал. Электрик Кижаев медленно ходил по отсекам и кричал: «Что это всё значит?». Большинство пребывали в глубоком обморочном сне и ничего не понимали.

Через несколько часов на ногах и в сознании осталось трое- командир, старшина мотористов Николай Куприянович Пустовойтенко и краснофлотец, секретарь парторганизации Сидоров.

Сидоров ходил следом за взятым с берега механиком Медведевым — тот пытался открыть аварийные люки в первом и шестом отсеках. Сидоров каждый раз оттаскивал механика за ноги.

К пяти часам вечера вменяемыми остались только двое — командир лодки и старшина Пустовойтенко. Колтыпин, который перед этим еще и не спал двое суток, приказал старшине разбудить его 21-00 и впал в забытье.

Вся ответственность за лодку и экипаж осталась на старшине Пустовойтенко.

Часы были разбиты и лодка провела на грунте гораздо дольше времени. Однако к этому моменту "разбудить" командира было уже невозможно. Пустовойтенко сам продул среднюю цистерну, лодка смогла всплыть. Старшина открыл люк, но от глотка свежего воздуха потерял сознание, успев, однако задраить люк, чтобы лодку не залило водой. Еще около двух часов неуправляемую лодку сносило к Херсонесскому маяку.

Лодку все-таки стало заливать водой через кормовой люк, который отдраил находившийся в невменяемом состоянии командир БЧ-5 Медведев (им заменили обожженного при взрыве Дьяконова). Вода залила трюм IV отсека и главный электромотор. С другой стороны, вода вернула в сознание Пустовойтенко, который вынес наверх командира субмарины, запустил судовую вентиляцию, задраил кормовой люк, откачал воду из трюма, продул главный балласт и привел в чувство электрика Кижаева. Следом Пустовойтенко начал выносить наверх других членов экипажа.

К этому времени лодка стояла на мели носом к берегу. Из-за сильного дождя она осталась не замеченной. Командир скомандовал «задний ход», но еще одурманенный бензином электрик дал «вперед» («Наша лодка должна идти только вперёд, назад нельзя, там фашисты»). Лодка прочно села на камни, к тому же сломала вертикальный руль.

К счастью, свежий воздух начал возвращать в сознание других моряков. Матрос Гузий вместе с Пустовойтенко запустили дизель, и на 600 оборотах лодка сошла с камней и вышла на чистую воду. Обогнув Херсонесский маяк, «М-32» направилась к Новороссийску, куда благополучно прибыла утром 25 июня.

Н.К.Пустовойтенко был представлен к званию «Герой Советского Союза», но был награжден орденом Красного Знамени.

Схема проходов в Севастополь подводных лодок Черноморского флота.
Схема проходов в Севастополь подводных лодок Черноморского флота.
-10
-11
-12
Разгрузка лодки в Севастополе
Разгрузка лодки в Севастополе
Старшина Пустовойтенко и командир подлодки Колтыпин
Старшина Пустовойтенко и командир подлодки Колтыпин
М-32 прибыла в Новороссийск.
М-32 прибыла в Новороссийск.

Сов. секретно.
экз.37 № 1099 сс
июля 1942 г.
тов. Маленкову Г.М.
Направляю Вам копию донесения о подводной лодке Черноморского флота М-32, командир - капитан-лейтенант Колтыпин, которая доставляла боезапас и горючее войскам в Севастополь во время осады.
НАРКОМ ВМФ СССР адмирал Кузнецов
Сов.секретно
КОПИЯ ДОНЕСЕНИЯ О ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ М-32 ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА.
21.06. утром прибыли в Новороссийск. Погрузили мины и винтовочные патроны 8 тонн и приняли 6 тонн бензина. В 15 часов вышли в рейс на Севастополь. 22.06. пришли в Стрелецкую бухту. Придя в Стрелецкую, выгрузили боезапас и откачали бензин своей помпой через свою пожарную магистраль. (Потом бензин обнаруживали в самых неожиданных местах по всей лодке).
23.06. утром при погружении для дифферентовки и заполнения №4 балластной цистерны, пары бензина из этой цистерны выходили внутрь лодки, так как наружной вентиляции эта цистерна не имеет. В момент окончания дифферентовки произошёл взрыв в центральном посту (лодка была под водой, отсеки задраены), силой взрыва открыло переборку из центрального поста во второй отсек и отбросило туда трюмного Хиневича. Командир приказал: «Продувать среднюю!».
Эту команду исполнил командир БЧ-5 капитан-лейтенант Дъяконов, который был уже сильно обгоревший и одежда на нём вся горела. В других отсеках взрыва не было, так как они были задраены. От взрыва пострадало 5 человек. У всех пострадавших обгорели лицо и руки, так как они все были одеты. Из повреждений: разбита радиорубка, станция вышла из строя. Оперативный дежурный штаба по донесению командира предложил пострадавших направить на берег в госпиталь, а лодке выбрать подходящее место и лечь на день на грунт до вечера, а с темнотой всплыть и итти в Новороссийск. Дело было рано утром.
Значит нужно было целый день, с 5 часов утра до 21 часа вечера лежать на грунте под водой, при наличии в трюмах лодки растекавшегося бензина и его испарения в отсеках. Но другого выхода не было и командир, найдя 35 метровую глубину у выхода из Стрелецкой бухты, лёг на грунт. Пострадавшие от взрыва просили командира не оставлять их в Севастополе и командир решил взять их с собой. Кроме того ещё до отхода на дифферентовку были приняты на лодку 8 человек из гражданских и военных лиц.
После посадки на грунт (механик лежал обгоревший, командир лёг на грунт с помощью старшины группы мотористов Пустовойтенко), командир приказал: «Всем лежать и отдыхать, лишних движений не делать». До 10 часов командир не спал, проверял отсеки, беседовал с людьми. Потом краснофлотцы уговорили его лечь отдохнуть. Воздух в лодке сильно насытился парами бензина, люди стали одурманиваться, терять сознание. В 12 часов командира разбудил краснофлотец Сидоров, секретарь парторганизации лодки и сказал: «В лодке тяжело, надо что-то делать».
Командир встал и на себе уже чувствовал тяжёлое действие отравленной бензином атмосферы. Проверяя состояние людей по отсекам, командир видел, что при нормальном состоянии остались только единицы. Большинство уже были, как пьяные. Акустик Кантемиров лежал на настиле и плакал, приговаривая непонятные слова. Моторист Бабич кричал и плясал. Электрик Кижаев медленно ходил по отсекам и кричал: «Что это всё значит!». Большинство лежали в глубоком обморочном сне и ничего не понимали. На вопросы не отвечали, или бормотали непонятное.
Женщины уговаривали всплыть и когда им объясняли, что этого нельзя сделать, им стало казаться, что экипаж лодки почему-то решил коллективно умереть и просили, чтобы их застрелили. Уже в 12 часов дня способность соображать и действовать сохранили только три человека: командир лодки (начал уже слабеть), секретарь парторганизации Сидоров и сильнее всех старшина группы Пустовойтенко.
До 17 часов командир ходил, спал, временами терял сознание. Когда почувствовал, что уже не выдерживает, приказал Пустовойтенко во что бы то ни стало не спать, продержаться до 21 часа и тогда разбудить командира, считать это боевой задачей и всё время думать о том, что если он заснёт, то все погибли. Временами командир просыпался и требовал от Пустовойтенко не спать. Пустовойтенко продержался до 21 часа и стал будить командира, но командир встать уже не мог. В лодке в это время творилось уже совсем невообразимое. Кто пел, кто кричал, кто плясал. Большинство лежали без сознания.
Взятый с берега, взамен обгоревшего Дъяконова, механик Медведев несколько раз ходил в первый и шестой отсеки и порывался открывать люки, за ним методически и спокойно ходил Сидоров и за ноги оттаскивал его от люков (оба в ненормальном состоянии).Медведеву всё же удалось незамеченным отдраить люк 6 отсека, но 35 метровое давление не дало люку открыться (люк остался отдраенным и в дальнейшем дал себя знать). Пустовойтенко пытался разбудить уснувшего механика, перенёс его на руках в центральный пост, чтобы с ним продуть лодку и всплыть.
Хотя временами у Медведева проблески сознания были, но использовать его для всплытия Пустовойтенко не смог. Тогда он решил перетащить командира в центральный пост, самому продуть балласт и когда лодка всплывёт, вытащить командира наверх, надеясь, что на свежем воздухе он очнётся. Продув среднюю (лодка всплыла под рубку) Пустовойтенко открыл люк, но от удара свежего воздуха тоже потерял сознание и чувствуя, что теряет сознание, успел снова задраить люк и упал вниз. Лодка полувсплывшая осталась ещё задраенной в течение двух часов.
Из незаметно прежде отдраеного люка 6 отсека в лодку просачивалась вода, заполнила трюм 6 отсека и залила главный электромотор. Течением лодку отнесло на каменистый берег у Херсонского маяка. Когда Пустовойтенко пришёл в себя, он открыл рубочный люк и вытащил наверх командира. Командир очнулся, но долго не мог ничего понимать и начать управлять лодкой.
Пока командир на мостике приходил в себя Пустовойтенко проделал следующее: 1.Пустил судовую вентиляцию. 2.Задраил люк 6 отсека и откачал трюм 6 отсека. 3.Продул весь главный балласт (лодка всплыла совсем). 4.Чтобы дать лодке ход, вытащил наверх электрика Кижаева, привёл его в чувство и снова отнёс вниз и поставил на вахту к электростанции. Лодка стояла носом к берегу, командир дал ход назад, а Кижаев внизу вместо «назад» дал «вперёд», командир спустился вниз, спросил Кижаева, почему он не даёт хода назад, Кижаев ответил: «Наша лодка должна идти только вперёд, назад нельзя, там фашисты».
Командир приказал Пустовойтенко стоять у станции и обеспечить правильное исполнение команд Кижаевым, сознание которого не совсем ещё прояснилось. Время было 01 час ночи, лодка была на камнях, сильный ветер с дождём и молнией, волна до 5 баллов. От ударов о камни поломало руль, который перекладывался только влево, а вправо нет, батарея разрядилась, с камней сняться не могли. Потом командир сам говорил, что в этот момент не знал что делать (естественно, так как не был ещё в полном и ясном сознании).
В этот тяжёлый для лодки момент рулевой Гузий сказал: «А что товарищ командир, если мы рванём дизелем?». Командир сразу же принял этот простой и правильный совет и приказал приготовить дизель к пуску. Пустовойтенко и моторист Щелкунов (вынесенный и отрезвлённый Пустовойтенко) приготовили дизель и дали с места 600 оборотов, лодка пошла по камням и вышла на чистую воду. С поломанным рулём кое-как удалось держать лодку на курсе, обогнули Херсонский маяк, вышли из минного поля и пошли на Новороссийск.
Зная, что предстоит по пути погружения нужно было включить батарею на зарядку от дизеля, но некому было делать эту серьёзную операцию, так как главный старшина электрик Фёдоров хотя и был давно вынесен наверх, но никак не приходил в сознание. Но дело нужно было сделать, командир приказал командиру отделения включить батарею на зарядку. Старшина 2 статьи Ермаков вместе с Пустовойтенко эту задачу выполнили и батарея начала заряжаться. В лодке стало уже легко (от работы дизеля в лодке сильная вентиляция), люди стали постепенно приходить в нормальное состояние. Уже на выходе из минного поля вышел наверх штурман Иванов и стал помогать командиру в определении курса и несения вахты. По пути несколько раз погружались от самолётов.
25.06 утром прибыли в Новороссийск, сдали раненых и своих больных, пассажиров и женщин. Они долго не могли поверить, что они действительно в Новороссийске и в безопасности, без конца благодарили командира и краснофлотцев.

-16
Старшина группы мотористов, главстаршина Пустовойтенко Н.К., командир лодки, капитан-лейтенант Колтыпин Н.А., корреспондент газеты "Правда" и "Красная Звезда" Тёмин В.А. и неизвестный. Новороссийск, 25-26 июня 1942г.
Старшина группы мотористов, главстаршина Пустовойтенко Н.К., командир лодки, капитан-лейтенант Колтыпин Н.А., корреспондент газеты "Правда" и "Красная Звезда" Тёмин В.А. и неизвестный. Новороссийск, 25-26 июня 1942г.

Николай Пустовойтенко
Николай Пустовойтенко
-19

Николай Куприянович Пустовойтенко (1911, Гоптаровка, Кондратовский сельсовет или Севастополь, Таврическая губерния — 1972) служил на Черноморском флоте с 1933 года. На его счету 16 боевых походов за войну.

Пустовойтенко получил звание мичмана. После демобилизации работал в Севастополе на Большом плавучем ДОКе СПД-16. Похоронен на Мемориальном кладбище советских воинов в пос. Дергачи в Севастополе.

Его подвигу посвящен знаменитый рассказ Леонида Соболева
«Держись, старшина!» из сборника 1942 года ( Сталинская премия 1943 год).

В 2021 году по истории подвига Пустовойтенко киностудией Artel Films снят фильм «Воздух» проекта «Про людей и про войну».

Очень рекомендую и рассказ и фильм.

В Музее Черноморского флота в Севастополе есть стенд с его личными вещами и наградами.

Именем «Николай Пустовойтенко» был назван большой морозильный рыболовный траулер (БМРТ) Севастопольского производственного объединения рыбной промышленности «Атлантика» Министерства рыбного хозяйства СССР.

-20

-21

«М-32» после ремонта продолжила службу, она вернулась в строй 1 августа 1942 года и совершила несколько неудачных выходов на позиции, но контакта с противником не было, а различные неисправности (гирокомпас, перископ и т.д.) заставляли вернуться на базу раньше срока. Нужен был капитальный ремонт, но кораблей не хватало.

С 12 октября , во время очередного похода, «М-32» патрулировала район у мыса Бурнас (позиция № 42). Днем 14 октября в районе Шаганы лодкой был обнаружен и атакован сопровождавший буксиры румынский миноносец «Змеул» (по другим данным эсминец «Реджеле Фердинанд»). Торпеды взорвались на дне . Миноносец, в свою очередь, атаковал лодку глубинными бомбами. На мелководье глубиной до 13 метров взрывы 18 глубинных бомб оказались довольно эффективны.

На подводной лодке от ударной волны лопнули задрайки крышки, открылся люк в рубке и центральный пост наполовину был затоплен водой, погас свет, повреждены перископ и шахта перископа, вышли из строя гирокомпас, магнитный компас, радиооборудование, трюмный насос и помпа, разбиты несколько баков аккумуляторных батарей, вышло из строя управление вертикальным и горизонтальными рулями управления, разбились часы, тахометры и амперметры. В третьем отсеке морякам приходилось стоять по грудь в воде. Масляная и солярная магистраль были повреждены, а короткое замыкание вызвало пожар на борту подлодки.

На поверхность всплыли пятна солярки, сигнальные флаги, бушлат и другие предметы, отметив место нахождения лодки.

В корпусе подводной лодки появилось 465 вмятин, в цистернах III и V отсеков образовались трещины, вода и соляр стали заливать III, V и VI отсеки. В 5-м отсеке по шву лопнула топливная цистерна, соляр затопил трюм и мог затопить электромоторы в 6-м отсеке. Моряки из 6-го отсека вынуждены были ведрами переливать соляр обратно в 5 отсек.

К счастью, румыны посчитали лодку уничтоженной и преследование прекратили.

На ликвидацию критических повреждений ушел день и вечером подводники отправились на базу, сверяя путь по звездам. При ликвидации повреждений вновь отличился старшина Пустовойтенко, который проявлял чудеса изобретательности.

Преодолев 600 миль за четыре дня при 6-балльном шторме, утром 20 октября лодка пришла в Очамчири. При подходе к берегу, лодка была обстреляна своей же береговой артиллерией, которая не ожидала прибытия своей лодки.

Пустовойтенко был награжден орденом Красной Звезды. Миноносец «Змеул» был захвачен советскими войсками в Констанце в сентябре 1944, и вошел в состав ЧФ под именем «Торос». В 1945 году «Торос» был возвращен Румынии и пошел на слом в 1960 году.

«Борьба личного состава за живучесть корабля была тяжелой, героической и возможной только для людей, в совершенстве владеющих своей техникой, сильных своей организацией и воспитавших в себе высокие боевые качества хладнокровия, бесстрашия, моральной и физической выносливости», – так оценил сражение подводной лодки М-32 командир бригады контр-адмирал П. И. Болтунов

Осенью 1942 года подводную лодку «М-32» выделили для переброски на Северный флот. Командование ЧФ явно хотело избавиться от изрядно покалеченного корабля, спихнув его коллегам. 23 октября лодка перешла в Поти для подготовки к перевозке по железной дороге. 15-17 ноября ее погрузили на железнодорожный транспортер и 3 декабря отправили в Баку, на дорогу ушло 6 суток.

С 19 по 24 декабря «М-32» спустили на воду на территории завода Закфедерации в Баку. К этому времени в связи с необходимостью капитального ремонта лодки, от отправки на СФ отказались.

13 января 1943 года по прибытии в Баку лодка вошла в состав Каспийской военной флотилии, зачислена в Отдельный Дивизион подводных лодок КВФ.

Восстановительный ремонт решили провести в Горьком на заводе «Красное Сормово». В начале февраля 1943 года «М-32» отбуксировали из Баку в Красноводск и погрузили на железнодорожный транспортер.

Подводная лодка М-32 в ДОКе перед транспортировкой на Каспий.
Подводная лодка М-32 в ДОКе перед транспортировкой на Каспий.
Вывод установленной на железнодорожный транспортер ПЛ М-32 из плавучего ДОКа. Ноябрь 1942 года.
Вывод установленной на железнодорожный транспортер ПЛ М-32 из плавучего ДОКа. Ноябрь 1942 года.

15 февраля подводная лодка уехала в Горький. В начале марта начался ремонт, а 15 ноября отремонтированную подводную лодку через Сталинград, Армавир и Баку привезли 30 ноября в Поти, где 31 декабря 1943 года она снова вошла в состав Черноморского флота в 3-й дивизион бригады подводных лодок. 8 мая 1944 года командиром корабля был назначен капитан-лейтенант Марголин Борис Максимович.

Марголин Борис Максимович (15.10.1913–14.01.1987)
Марголин Борис Максимович (15.10.1913–14.01.1987)

9 сентября 1944 года лодка вновь вышла на боевую позицию в район Варны, но вскоре получила приказ на возвращение. Ситуация на Черном море кардинально изменилась, Румыния и Болгария перешли на сторону антигитлеровской коалиции. Подводная лодка «М-32» за годы войны совершила 14 Боевых походов. На счету «М-32» нет ни одного потопленного корабля противника, но героизм экипажа бесспорен.

17 марта 1953 года подводная лодка «М-32» была исключена из состава ВМФ СССР в связи разоружением и сдачей на разборку.

Подводная лодка М-32.
Подводная лодка М-32.
-26
-27

Теперь и телеграмм-канал !

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам