Зажигательную мелодию фривольного танца Канкан слышал, наверное, каждый. Она уже давно стала визитной карточкой заведений наподобие знаменитого Мулен Руж в Париже. Однако первоначальный посыл этой музыки был совсем другим.
Написавший эту музыку композитор Жак (по рождению Якоб) Оффенбах родился в Германии в ортодоксальной еврейской семье. Его отец был кантором (певчим) синагоги города Кельна.
Перебравшись во Францию, Якоб принял католицизм и сменил имя на Жак. Однако Оффенбах испытывал определенный скептицизм по отношению к Наполеону III (племяннику Наполеона I, избранному президентом, но объявившему себя императором), который в этот период находился в самом зените славы.
Напыщенная риторика и самолюбование этого самопровозглашенного императора уже стали притчей во языцех во всех Европейских странах, но он продолжал пользоваться огромным успехом у французов. При этом двор Наполеона III причудливо сочетал поверхностную чопорность Викторианской Англии с непомерными тратами времен Франции Марии-Антуанетты и Людовика XVI.
Оффенбах решил высмеять самого Наполеона III и его двор в комической опере: "Орфей в Аду" (Orphée aux enfers). По сюжету оперы, боги Олимпа во главе с Юпитером спустились в Ад для того, чтобы поразвлечься, а также урегулировать некоторые вопросы нравственности (один из богов похитил супругу смертного и т.п.)
В одной из ключевых сцен постановки "Адский" или "Инфернальный галоп" (Galop infernal) пьяные боги ведут себя вульгарно и неприлично. Они скачут на сцене в безумной пляске, визжат и поют довольно примитивные по смыслу куплеты.
В оригинальной постановке боги танцевали (если это вообще можно было назвать танцем) именно галоп (скачки и прыжки друг за другом и вприпрыжку), а вовсе не Канкан, который в период создания этой оперы считался настолько вульгарным, что даже Оффенбах не посмел бы включить его в свой спектакль.
После премьеры "Орфея в Аду" французские газеты писали: "Таким путем можно прийти к подрыву всех авторитетов и культурных ценностей". Однако спектакль с триумфом покорил сначала театры Европы, а затем перебрался и в Америку.
Но причем же здесь канкан? Оказалось (неизвестно, кто первым это придумал), что под яркую и веселую мелодию "Адского галопа" танцевать канкан (который ранее не имел единой общепризнанной мелодии) просто идеально. И музыку "Адского галопа" постепенно прибрали к рукам Варьете и Кабаре.
В наши дни представить Канкан без музыки Оффенбаха уже просто невозможно, но надо понимать, что первоначальный замысел ее автора был совсем другим.