Найти тему
Аутизм и школа

Аутизм. Агрессия. А вы ему... дайте проораться. Или ещё один секретный метод работы с аутчным ребёнком.

Да, есть такой метод.

Ребёнок впадает в истерику и совет такой: - Вы его в комнате одного оставьте, пусть сам успокоится.

И, наверное, для кого-то это подойдёт.

Но я же не про истерики, я про агрессию. Как опять же верно написал один чудесный читатель, неконтролируемая (ребёнком) агрессия может с ним случиться без каких либо эмоций... И так же мгновенно закончиться.

Кого и зачем в комнате запирать? Ребёнок не истерит. Он контроль над собой потерял. Пребывание в комнате, ему не поможет.

---

А что касаемо Гриши. Пробовала ли я такое?

Да (чего мы только не пробовали).

Так как в основном агрессивное поведение у Гриши, как всем уже стало очевидно, вызывали требования что-то сделать. Занятие, например.
Его и рассмотрим.

Итак. Занятия.

ААААААААААААААААААААААААААА. И человек лезет с кулаками на тебя.

Ты такой: - Иди в комнату и подумай над своим поведением.

И ребёнок уходит, если может. Я затаскивала, при этом уворачивалась, чтобы не пострадать.

И? И что? Что должно произойти в нашем, например, случае?

Гриша не хотел занятий. Он добился своей цели. Да, мультиков нет (без которых он жить не мог), но занятия хуже и их нет. УРААААААААААААААААА!

И лежал он в комнате часами. Песни пел. Иногда приходил, спрашивал про мультики. Я озвучивала правила. Он начинал выть. Уходил в комнату, там часок рыдал, успокаивался. Ещё часок пел песни. Опять приходил узнать про мультики, всё повторялось.

Ещё и по ходу пытался побить меня, узнав, что мультики будут только после занятия (которое продлится всего лишь 15!!!!!!!!!! минут).

Нет.

Гриша был не в том состоянии, чтобы осознать всю эту конструкцию. Он знал, что занятия причиняют ему боль. И никакие плюшки мира ему были не нужны. И он из последних сил сражался, чтобы не страдать.

Это как...

Ну...

Войдёте ли Вы в горящий дом?
Я? Нет.

Только одна причина должна быть, чтобы я это сделала. Если там будет близкий человек. Вот она незамутнённая мотивация.

Предполагаю, для Гриши напряжение (любое) было сродни горящему дому.

Да-да, 15 минут занятий - горящий дом.

И он не мог принять такое решение.

А кто бы принял?

Я? Нет. Я бы ещё и отбивалась (привет, агрессивное поведение).

---

Но что я делала в итоге?

Может быть, искала мотивацию, как любят советовать психологи и даже иногда забредающие ко мне специалисты, которым посчастливилось никогда-никогда не встречаться с учениками, подобными Грише?
Но мы договорились, что ЛЮБЫЕ занятия для Гриши были подобно горящему дому.
КАК найти мотивацию для такого занятия?
Я не знаю. Всё, что я могла придумать, это составить расписание (о котором неоднократно писала, и которое всем кажется "аутичной заморочкой", которой надо избегать, а то вообще безумие, ребёнок сидит и зачёркивает каждый номер в расписании урока, а без расписания вообще ничего сделать не может).
А вот, если посмотреть на урок, как на горящую полосу препятствий, то многое становится понятно. Ты знаешь, что тебе будет ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ плохо, но не вообще непредсказуемо долго плохо. А вот... перед тобой план пыток (да-да), план твоих пыток. И ты (стиснув зубы) осознанно вступаешь на эту тропу и да, зачёркиваешь один номер за другим. И держишься за эти номера, как псих. Потому что пытаешься распределить свои силы, свою выдержку, чтобы добраться до финала и никого не грохнуть по дороге.
А если вдруг какой-нибудь учитель "забивает" на расписание, даже если его просили, ПРОСТО ПРИНЕСИТЕ ПОДРОБНОЕ РАСПИСАНИЕ УРОКА (!!!!) - это улучшит качество этого урока в 100000 раз. Так вот если учитель (он специалист, он лучше знает, не лезьте, мамаша), не приносит расписание, то ученик, как полоумный, каждую минуту спрашивает, сколько ещё, сколько ещё, сколько ещё.
- Через 45 минут урок закончится. Что непонятного??? Вот таймер. Мало?
ДА!!! Мало. Вы пытаете ребёнка. Он страдает. Держится из последних сил. А вы его обвиняете, что он пытается узнать, сколько условных розог вы ему ещё выдадите?
Как вам? Так понятнее, что может испытывать человек, который нуждается в расписании урока? Подробном.

Но вернёмся к Грише, горящим домам (занятиям) и мотивации.

Нет никакой мотивации на данном этапе работы.

И что же я делала без мотивации?

Да, за шкирку тащила отбивающегося Гришу в ежедневно горящий дом и это дало ему возможность понять, что огонь не такой уж и горячий, что можно сделать и так и так и так и так. И даже интересно иногда, потом чаще и чаще. А потом даже очень интересно (годы на это ушли).

А потом Гриша стал способен и сам спокойно входить в эти условные горящие дома один. А потом эти "дома" вышли за пределы стола, за пределы четырёх стен.

Но этого бы не произошло, если бы... если бы его не втащили (без мотивации) в первые пару сотен домов.

Агрессивного, дерущегося.
Да.

А если бы ждали... когда агрессия пройдёт, когда появится мотивация, то ничего бы и не было.

Мы и так слишком долго ждали. Но кто ж знал, что всё так просто?

Просто стань железным человеком и начни мучать своего ребёнка. Не метафорически (ой, малыш не хочет делать задание, а я его заставляю и он делает и обижается на меня). Не так, а реально начни его пытать ежедневно. Уворачиваться от его кулаков, вытирать ему слёзы, тобою вызванные, слушать бесконечные вопли. Учить, короче, начни его. Как бы он не сопротивлялся.

И всё заколосится. Речь появится. Адекватность. С учителем он сможет работать. Общаться с людьми захочет. Путешествовать...

Ага.

Опять повторю. Никому ничего не советую. И точно такого никому не желаю.

Итак.
Возможно, для кого-то метод "подумай" (в другой комнате) сработает. И это отлично.
Но для таких, как Гриша, которые давно всё подумали, и самостоятельно точку зрения на вопрос не изменят, и бороться будут до последнего, в кокой комнате их не запри, этот метод не работает. Не в последнюю очередь, потому что они не "подумали", а за них подумали инстинкты. А на данном этапе развития он один - избегать сложностей.
Но.
Рецепт, как всегда, один: наблюдайте за СВОИМ ребёнком.

Удачи вам, дорогие мои читатели.

П.С. Бонус, так сказать.

Краткое содержание того, как мы учились делать "лодочку", упражнение на полу, когда человек лежит на животе, руки-ноги вытянуты. Он прогибается и раскачивается.

Итак. Было это осенью 2020 года.

День 1.

Я: - Надо лечь на пол.

Г: - АААААААААААА. Тыдыщ.

Перехватываю руки, болтая всякую ерунду, утягиваю его на мат, он уже смеётся.

Я: МОЛОДЕЦ!!!

День 2.

Я: - Надо лечь на пол.

Гриша ложится.

Я: - Делай как я (руки-ноги вперёд-назад).

Г: - АААААААААААААА, тыдыщ.

перехватываю руки и тяну вперёд.

Я: - МОЛОДЕЦ!!

День 3.

Вы уже поняли.

Дошли до третьего шага, вытянуть ноги, всё повторилось, но я сделала так, чтобы ноги он вытянул хоть как-то.

МОЛОДЕЦ!

День 4.

Лёг, руки-ноги.

На шаге "оторвать их" - вопли.

Мои действия: любой ценой сделать так, чтобы качнулся (при этом умудриться защитить себя, ибо да, ребёнок именно отбивается).

Качнулся.

МОЛОДЕЦ!!!

День 5.

Закрепляем.

День 6.

Начинаем наращивать число.

Дни 7-24

Периодически может начаться откат, может начать протестовать на начале вообще. Хотя уже несколько дней отлично всё делал.

ГЛАВНОЕ. Сделать хотя бы раз, как-нибудь. Завалить на пол, лечь сверху, смеяться, щекотать, самостоятельно поднять его ноги-руки, качнуть. Но сделать хотя бы один раз. Это важно. Иначе на следующий день он может отказаться вообще. И начнёте всё с начала...

День 25.

Качается спокойно 10 счётов. Без пререканий и драк.

---

Как только сражение за "лодочку" закончилось, добавилось новое, похожее упражнение, за которое он тоже сражался не на жизнь, а на смерть... И так со всем.

---

Это к вопросу: - А мы попробовали упражнения из зелёной книжечки (нейроупражнения), не пошло.

Да, мы тоже попробовали, у нас, по сути, тоже не пошло....

Но...

Но вот так. Повели. Потащили. Вместе поползли.

---

Уточню. У нас ничего и никогда не шло. Вообще ничего.
Только компьютер шёл.
А всё остальное - нет.
Всё, что умел Гриша на лето 2021 года, ВСЁ было добыто вот этим способом...

---

События с лодочкой были в 2020 году.

А в 2021 он уже спокойно принял целых три комплекса ЛФК за раз. Я писала об этом осенью 2021 года. Радовалась))) Ибо это было удивительно.

Вот он уникальнейший метод работы с агрессивным, ничего не желающим аутистом.

Микроскопическое движение вперёд, и - "ни шагу назад".

Это главное.

Я не случайно написала эту юмористическую историю про лодочку. Гриша сражался за каждый новый шаг. За каждый. И сражался в прямом смысле. Дрался.

Гриша проиграл все бои. Но выиграл, определённо, нечто большее, чем возможность не делать лодочку.

Микроскопические шаги - это важно.

Иначе можно сделать так, что не получится отбиться. Так сильно будет сопротивление. А потом лодочка ну никак не зайдёт. Никак вообще. При одном упоминании ребёнок будет звереть...

Было и такое... Эксперименты. Как без них.