Да, есть такой метод.
Ребёнок впадает в истерику и совет такой: - Вы его в комнате одного оставьте, пусть сам успокоится.
И, наверное, для кого-то это подойдёт.
Но я же не про истерики, я про агрессию. Как опять же верно написал один чудесный читатель, неконтролируемая (ребёнком) агрессия может с ним случиться без каких либо эмоций... И так же мгновенно закончиться.
Кого и зачем в комнате запирать? Ребёнок не истерит. Он контроль над собой потерял. Пребывание в комнате, ему не поможет.
---
А что касаемо Гриши. Пробовала ли я такое?
Да (чего мы только не пробовали).
Так как в основном агрессивное поведение у Гриши, как всем уже стало очевидно, вызывали требования что-то сделать. Занятие, например.
Его и рассмотрим.
Итак. Занятия.
ААААААААААААААААААААААААААА. И человек лезет с кулаками на тебя.
Ты такой: - Иди в комнату и подумай над своим поведением.
И ребёнок уходит, если может. Я затаскивала, при этом уворачивалась, чтобы не пострадать.
И? И что? Что должно произойти в нашем, например, случае?
Гриша не хотел занятий. Он добился своей цели. Да, мультиков нет (без которых он жить не мог), но занятия хуже и их нет. УРААААААААААААААААА!
И лежал он в комнате часами. Песни пел. Иногда приходил, спрашивал про мультики. Я озвучивала правила. Он начинал выть. Уходил в комнату, там часок рыдал, успокаивался. Ещё часок пел песни. Опять приходил узнать про мультики, всё повторялось.
Ещё и по ходу пытался побить меня, узнав, что мультики будут только после занятия (которое продлится всего лишь 15!!!!!!!!!! минут).
Нет.
Гриша был не в том состоянии, чтобы осознать всю эту конструкцию. Он знал, что занятия причиняют ему боль. И никакие плюшки мира ему были не нужны. И он из последних сил сражался, чтобы не страдать.
Это как...
Ну...
Войдёте ли Вы в горящий дом?
Я? Нет.
Только одна причина должна быть, чтобы я это сделала. Если там будет близкий человек. Вот она незамутнённая мотивация.
Предполагаю, для Гриши напряжение (любое) было сродни горящему дому.
Да-да, 15 минут занятий - горящий дом.
И он не мог принять такое решение.
А кто бы принял?
Я? Нет. Я бы ещё и отбивалась (привет, агрессивное поведение).
---
Но что я делала в итоге?
Может быть, искала мотивацию, как любят советовать психологи и даже иногда забредающие ко мне специалисты, которым посчастливилось никогда-никогда не встречаться с учениками, подобными Грише?
Но мы договорились, что ЛЮБЫЕ занятия для Гриши были подобно горящему дому.
КАК найти мотивацию для такого занятия?
Я не знаю. Всё, что я могла придумать, это составить расписание (о котором неоднократно писала, и которое всем кажется "аутичной заморочкой", которой надо избегать, а то вообще безумие, ребёнок сидит и зачёркивает каждый номер в расписании урока, а без расписания вообще ничего сделать не может).
А вот, если посмотреть на урок, как на горящую полосу препятствий, то многое становится понятно. Ты знаешь, что тебе будет ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ плохо, но не вообще непредсказуемо долго плохо. А вот... перед тобой план пыток (да-да), план твоих пыток. И ты (стиснув зубы) осознанно вступаешь на эту тропу и да, зачёркиваешь один номер за другим. И держишься за эти номера, как псих. Потому что пытаешься распределить свои силы, свою выдержку, чтобы добраться до финала и никого не грохнуть по дороге.
А если вдруг какой-нибудь учитель "забивает" на расписание, даже если его просили, ПРОСТО ПРИНЕСИТЕ ПОДРОБНОЕ РАСПИСАНИЕ УРОКА (!!!!) - это улучшит качество этого урока в 100000 раз. Так вот если учитель (он специалист, он лучше знает, не лезьте, мамаша), не приносит расписание, то ученик, как полоумный, каждую минуту спрашивает, сколько ещё, сколько ещё, сколько ещё.
- Через 45 минут урок закончится. Что непонятного??? Вот таймер. Мало?
ДА!!! Мало. Вы пытаете ребёнка. Он страдает. Держится из последних сил. А вы его обвиняете, что он пытается узнать, сколько условных розог вы ему ещё выдадите?
Как вам? Так понятнее, что может испытывать человек, который нуждается в расписании урока? Подробном.
Но вернёмся к Грише, горящим домам (занятиям) и мотивации.
Нет никакой мотивации на данном этапе работы.
И что же я делала без мотивации?
Да, за шкирку тащила отбивающегося Гришу в ежедневно горящий дом и это дало ему возможность понять, что огонь не такой уж и горячий, что можно сделать и так и так и так и так. И даже интересно иногда, потом чаще и чаще. А потом даже очень интересно (годы на это ушли).
А потом Гриша стал способен и сам спокойно входить в эти условные горящие дома один. А потом эти "дома" вышли за пределы стола, за пределы четырёх стен.
Но этого бы не произошло, если бы... если бы его не втащили (без мотивации) в первые пару сотен домов.
Агрессивного, дерущегося.
Да.
А если бы ждали... когда агрессия пройдёт, когда появится мотивация, то ничего бы и не было.
Мы и так слишком долго ждали. Но кто ж знал, что всё так просто?
Просто стань железным человеком и начни мучать своего ребёнка. Не метафорически (ой, малыш не хочет делать задание, а я его заставляю и он делает и обижается на меня). Не так, а реально начни его пытать ежедневно. Уворачиваться от его кулаков, вытирать ему слёзы, тобою вызванные, слушать бесконечные вопли. Учить, короче, начни его. Как бы он не сопротивлялся.
И всё заколосится. Речь появится. Адекватность. С учителем он сможет работать. Общаться с людьми захочет. Путешествовать...
Ага.
Опять повторю. Никому ничего не советую. И точно такого никому не желаю.
Итак.
Возможно, для кого-то метод "подумай" (в другой комнате) сработает. И это отлично.
Но для таких, как Гриша, которые давно всё подумали, и самостоятельно точку зрения на вопрос не изменят, и бороться будут до последнего, в кокой комнате их не запри, этот метод не работает. Не в последнюю очередь, потому что они не "подумали", а за них подумали инстинкты. А на данном этапе развития он один - избегать сложностей.
Но.
Рецепт, как всегда, один: наблюдайте за СВОИМ ребёнком.
Удачи вам, дорогие мои читатели.
П.С. Бонус, так сказать.
Краткое содержание того, как мы учились делать "лодочку", упражнение на полу, когда человек лежит на животе, руки-ноги вытянуты. Он прогибается и раскачивается.
Итак. Было это осенью 2020 года.
День 1.
Я: - Надо лечь на пол.
Г: - АААААААААААА. Тыдыщ.
Перехватываю руки, болтая всякую ерунду, утягиваю его на мат, он уже смеётся.
Я: МОЛОДЕЦ!!!
День 2.
Я: - Надо лечь на пол.
Гриша ложится.
Я: - Делай как я (руки-ноги вперёд-назад).
Г: - АААААААААААААА, тыдыщ.
перехватываю руки и тяну вперёд.
Я: - МОЛОДЕЦ!!
День 3.
Вы уже поняли.
Дошли до третьего шага, вытянуть ноги, всё повторилось, но я сделала так, чтобы ноги он вытянул хоть как-то.
МОЛОДЕЦ!
День 4.
Лёг, руки-ноги.
На шаге "оторвать их" - вопли.
Мои действия: любой ценой сделать так, чтобы качнулся (при этом умудриться защитить себя, ибо да, ребёнок именно отбивается).
Качнулся.
МОЛОДЕЦ!!!
День 5.
Закрепляем.
День 6.
Начинаем наращивать число.
Дни 7-24
Периодически может начаться откат, может начать протестовать на начале вообще. Хотя уже несколько дней отлично всё делал.
ГЛАВНОЕ. Сделать хотя бы раз, как-нибудь. Завалить на пол, лечь сверху, смеяться, щекотать, самостоятельно поднять его ноги-руки, качнуть. Но сделать хотя бы один раз. Это важно. Иначе на следующий день он может отказаться вообще. И начнёте всё с начала...
День 25.
Качается спокойно 10 счётов. Без пререканий и драк.
---
Как только сражение за "лодочку" закончилось, добавилось новое, похожее упражнение, за которое он тоже сражался не на жизнь, а на смерть... И так со всем.
---
Это к вопросу: - А мы попробовали упражнения из зелёной книжечки (нейроупражнения), не пошло.
Да, мы тоже попробовали, у нас, по сути, тоже не пошло....
Но...
Но вот так. Повели. Потащили. Вместе поползли.
---
Уточню. У нас ничего и никогда не шло. Вообще ничего.
Только компьютер шёл.
А всё остальное - нет.
Всё, что умел Гриша на лето 2021 года, ВСЁ было добыто вот этим способом...
---
События с лодочкой были в 2020 году.
А в 2021 он уже спокойно принял целых три комплекса ЛФК за раз. Я писала об этом осенью 2021 года. Радовалась))) Ибо это было удивительно.
Вот он уникальнейший метод работы с агрессивным, ничего не желающим аутистом.
Микроскопическое движение вперёд, и - "ни шагу назад".
Это главное.
Я не случайно написала эту юмористическую историю про лодочку. Гриша сражался за каждый новый шаг. За каждый. И сражался в прямом смысле. Дрался.
Гриша проиграл все бои. Но выиграл, определённо, нечто большее, чем возможность не делать лодочку.
Микроскопические шаги - это важно.
Иначе можно сделать так, что не получится отбиться. Так сильно будет сопротивление. А потом лодочка ну никак не зайдёт. Никак вообще. При одном упоминании ребёнок будет звереть...
Было и такое... Эксперименты. Как без них.