В Государственном музее истории религии в разделе постоянной экспозиции «История русского православия» находится небольшая, но очень оригинальная икона. Ее размер - 22 х 26 см, датируется она концом XIX в. и написана в характерной для того времени живописной манере. На иконе представлены изображения двух святых, благодаря сохранившейся подписи мы знаем, что перед нами Козьма и Дамиан, Это хорошо известные и широко почитаемые в Православии святые. Икон с их изображением сохранилось большое количество и в храмах, и в музеях Российской Федерации.
Чем же нас может заинтересовать именно этот образ?
Давайте внимательно рассмотрим изображение. Две фигуры в античных одеяниях. Лицо одно – бородатое, окруженное седыми волосами - для большинства зрителей неузнаваемое. Зато лицо второго – хорошо знакомо всем! Его изображения украшают книги, школьные учебники, памятники ему стоят на улицах наших городов. Смуглое лицо, бакенбарды... Нет никакого сомнения, что на иконе изображен Александр Сергеевич Пушкин!
Можно предположить, что и второй, парный, персонаж тоже списан с известной личности. И, действительно, малознакомое лицо, но всем известное имя. Это автор четырехтомного Толкового словаря живого великорусского языка или, как мы его чаще называем, Словаря Даля. Это Владимир Иванович Даль.
Но что это за игра? Почему на иконе Козьма и Дамиан превратились в Пушкина и Даля. Давайте разбираться.
Мы знаем, что Пушкин и Даль в жизни пересекались, дружили. По свидетельствам некоторых современников, идею создать словарь Далю подсказал именно Пушкин. Даль стал для Пушкина настоящим экскурсоводом в поездке по Оренбургским степям и изучении восстания Емельяна Пугачева. Даль по первой профессии был врачом и по волею судьбы именно он оказывал последнюю помощь смертельно раненному поэту в квартире на набережной реки Мойке, 12. На руках Даля Пушкин буквально и скончался. В предсмертный миг поэт успел подарить Далю знаменитый перстень-талисман. Так что причины объединить эти две фигуры в одном живописном произведении, изобразить их вместе, однозначно были.
Считается, что подобная композиция была сделана по просьбе наследников Владимира Ивановича, чтобы увековечить дружбу Даля и Пушкина. Но остается вопрос: почему же они на иконе в образе Козьмы и Дамиана?
Козьма и Дамиан по церковному преданию – два брата-близнеца, греки по происхождению. Жили в конце III – начале IV века в Малой Азии, тогда – территория Римской империи, ныне – Турция. Братья стали христианами, получили дар исцеления и прославились как искусные врачеватели. Причем были бессребрениками, т.е. лечили безвозмездно. После смерти пользовались почитанием, в том числе и как покровители скота, т.к. при жизни лечили и животных. Поэтому Козьма и Дамиан были очень популярны в крестьянской среде.
Все равно остается вопрос, где же здесь место Пушкину и Далю? Память Козьмы и Дамиана в церковном календаре отмечается 1 ноября по старому стилю. Именно в этот день после завершения всех сельскохозяйственных работ начинался учебных год в церковно-приходских школах. Вот так Козьма и Дамиан стали отвечать еще и за народное образование. Именно в качестве покровителей образования великие русские просветители Пушкин и Даль на этой иконе оказались очень кстати. Первый создал тот литературный русский язык, который нам известен, второй сохранил на страницах своего словаря язык народный. Кстати, Даля сближает с Козьмой и Дамиан не только покровительство русской словесности, но и профессия. Великий лингвист и писатель был врачом.
Надеемся, что в день рождения А.С. Пушкина вам было интересно узнать о таком необычном экспонате из собрания Музея.