Недавно коллега на работе попросила посоветовать ей фильм ужасов. Пока я думала и решала, что ей ответить, в голове как-то сама собой сложилась десятка лучших фильмов ужасов всех поджанров и разновидностей. Делюсь ею с вами.
«Солнцестояние» Ари Астера (Midsommar, 2019). Пережившая тяжёлую утрату Дени вместе с компанией друзей-антропологов решает провести две недели в закрытой шведской общине, жители которой отмечают в это время праздник солнцестояния. Полный солнечного света, фильм ужасов о том, что бывает, когда одно безумие накладывается на другое.
«Синистер» Скотта Дерриксона (Sinister, 2012). Невыносимо страшный фильм в лучших традициях Стивена Кинга. Писатель переезжает с семьёй в новый дом с целью раскрыть совершенное в нём бесчеловечное убийство целой семьи и написать об этом книгу. Наводящее ужас размышление о том, допустима ли эстетизация насилия и какую цену платят отвечающие «да» на этот вопрос.
«Суспирия»: или 1977 года, снятая Дарио Ардженто, или 2018 года, снятая Лукой Гауданьино. Снова ужасы изолированного сообщества (балетной школы), на этот раз подкрепленные мистической сущностью женской природы. Американка Сюзи становится студенткой престижной европейской танцевальной школы, педагоги которой занимаются не только балетом, но и ворожбой. Оригинал — красочный, как само итальянское Возрождение. Зато музыку для ремейка написал Том Йорк.
«Война миров Z» Марка Форстера (Warld War Z, 2013) — динамичный зомби-хоррор, выпадающий из шаблонов благодаря нестандартным сюжетным ходам и прекрасной актёрской работе Бреда Питта. В первую очередь рекомендую к просмотру поклонникам жанра.
«Ключ от всех дверей» Иэна Софтли (The Skeleton Key, 2005). Молодая медсестра, нуждаясь в деньгах и смене обстановки, устраивается на работу сиделкой и переезжает к своим заказчикам в старинный колониальный особняк, расположенный в Луизиане. Ставший уже классическим, фильм о мистике американского юга, который научит вас отличать худу от вуду и совершенно точно удивит неожиданной концовкой.
«Тебе конец» Адама Вингарда (You’re Next, 2013). Исключительно жанровое кино, слэшер. Но, с другой стороны, как без слэшеров? Молодая девушка Эрин вместе с бойфрендом, читающим лекции в её университете, едет знакомиться с его семьёй. Главные герои составляют мезальянс, знакомство обернётся кошмаром, а уровень способностей, до которого Эрин опустится в критической ситуации, окажется несколько выше зрительских ожиданий. Girl power.
«Бабадук» Дженнифер Кент (The Babadook, 2014). Фильм о самых сильных страхах — тех, которые все мы переживаем в детском возрасте; и заодно об ужасах материнства. Потерявшая мужа в день рождения сына, Амелия не справляется: непоседливый шестилетний Сэмюэль раз за разом невольно становится причиной проблем и даже травм для окружающих. Обращённая к маме просьба мальчика почитать книжку про монстра ошибочно кажется Амелии передышкой... Режиссёр фильма — женщина, так что история рассказана со знанием дела.
«Мы» Джордана Пила (Us, 2019). Фильм о том, как семья встречает не просто банду убийц, а своих полных двойников в той же самой семейной конфигурации, вооружённых непреодолимой злобой и ножницами. Джордан Пил непредсказуемо, оригинально и глубоко прорабатывает в этой картине темы двойничества и бесчеловечного эксперимента.
«Пустошь тьмы и зла» Брайана Бертино (The Dark and the Wicked, 2020). Классический и невероятно страшный фильм о некоей жуткой сущности, являющейся олицетворением зла, способной вселиться во что угодно и полностью подавить волю. Брат с сестрой приезжают навестить родителей, живущих на отдалённой ферме. Вместо приветствия мать говорит им, что они приехали напрасно. Её правота очень быстро становится очевидной.
«Прикосновение» Альберта Мкртчана (1992). Десятым ставлю фильм, несколько выбивающийся из списка. Во-первых, отечественный; во-вторых, снятый в очень не однозначное для российского кинематографа время; в-третьих, не доработанный, как мне кажется, сценарно. Но очень-очень страшный. Пятнадцать лет назад я его еле посмотрела, потом несколько лет было страшно о нём думать, а сейчас даже в голову не пришло бы его пересматривать. Сцену, в которой потусторонний голос говорит с главным героем по селектору наряду с рядовыми распоряжениями о движении поездов, просто невозможно забыть. Этот фильм лучше даже не смотрите, если честно. Девяти других вам должно хватить надолго. (Здесь картинки не будет).