Трактора МТЗ-5 разработали на базе предшественника МТЗ-2, который выпускали с 1954 по 1958 год и выпускали в Минске и Днепропетровске (Южным Машиностроительным Заводом). Выпускаемые на двух заводах, на трактора МТЗ-2 устанавливались одинаковые детали и агрегаты.
Разработка тракторов МТЗ-5 была в Минске и в 1956 году началось их серийное производство, в Харькове серийный выпуск начался на 2 года позже. Трактора изготавливали на двух заводах, в основном это были четыре модели МТЗ-5, МТЗ-5М, МТЗ-5Л, МТЗ-5С и МТЗ-ЛС.
Пропашной трактор МТЗ-5 агрегатировался с большим количеством навесного, полунавесного оборудования и сельхозприцепами. На тракторе была установлена гидравлическая система с масляным насосом от привода ВОМ, с распределителем для выносных цилиндров, дополнительный ВОМ для привода сельхоз агрегатов.
На МТЗ-5 ставили двигатели Д-40, Д-48 с одинаковой конструкцией, на ДВС Д-48 1600 об/мин., благодаря чему его мощность составляет 48 л. с. Четырехцилиндровый дизельный двигатель Д-40 имеет масляный насос с редукционным клапаном и фильтрующую центрифугу. Двигатель Д-40 устанавливали на гусеничные трактора Т-38М.
Система питания двигателя состоит из одноплунжерного топливного насоса высокого давления и фильтров грубой и тонкой очистки. Сам двигатель крепился к полураме, с установленным на него радиатором, облицовкой и передней балкой. Трактора МТЗ-5 комплектовались двигателями с запуском от электростартера или с пусковым двигателем.
На первых выпусках МТЗ-5 ставился КПП с 5-ю передачами вперед и 1-й назад, на следующих моделях КПП с 10/2 передачами. Задний мост и КПП совмещены, на МТЗ-5М и последующих моделях дифференциал заднего моста имел автоматическую блокировку (АБД).
Трактор МТЗ-7 является модификацией трактора МТЗ-5 отличавшегося с передним мостом от ГАЗ-67, привод на передний мост сделан от ВОМ. На последующие моделях МТЗ-7 устанавливали передний мост от грузовика ГАЗ-63.
С детства я отлично помню, что трактор МТЗ-5 использовался на местной ферме для буксировки прицепов с кормами. Трактор эксплуатировался круглогодично и на нем не было кабины, в распутицу устанавливали дополнительно два маленьких колеса спереди задних колес и натягивали специальные гусеницы.
При усовершенствовании МТЗ-5 на разных заводах появлялись не унифицированные детали. Трактора МТЗ-5 выпускали в Минске до 1961 года, а в Днепропетровске выпускали до 1972 года. В 1962 году в Минске начали выпускать трактор МТЗ-50, выпуск продолжался до 1985 года, дополнительная информация про двигатель МТЗ-50 здесь.
В Днепропетровске на базе МТЗ-5 разработали ЮМЗ-6. С 1970 года начался выпуск трактора ЮМЗ-6, который выпускался с различными модификациями до 2001 года. Дополнительно про ЮМЗ-6 можете прочитать здесь.
За все время выпуска МТЗ-5 изготовили более 136 тысяч тракторов в Минске и 644 тысячи в Днепропетровске, которые распределялись по СССР. Максимальный ресурс трактора с ремонтом рассчитан на 10-15 лет использования, последний МТЗ-5 был изготовлен 50 лет назад.
Сохранившиеся трактора МТЗ-5 остались только в музеях и у частных лиц. Недавно рассматривал МТЗ-5ЛС в Марий Эл, в музее поселка Новый Торьял, трактор находится в исправном состоянии. Трактор хотят восстановить в оригинале, для этого необходимо полностью перебрать и покрасить технику. Небольшой ролик про МТЗ-5 можете посмотреть здесь.
Подписывайтесь на мой канал здесь , ставьте лайк и делитесь в соцсетях, Спасибо!
Группа в контакте "Авторемонт и техника"