Найти в Дзене

Кто она - Мона Лиза? От бани до всемирной изместности. Ч.1

Оглавление

С момента своего создания в начале XVI века Мона Лиза остается объектом всеобщего внимания, проживая бурную жизнь, полную путешествий, краж и вожделений. Но разве не это способствует успеху шедевра?

Что такое "Мона Лиза"?

"Мона Лиза" - картина, созданная Леонардо да Винчи, самым известным художником своего времени, около 1503 года не на холсте, а на панели из дерева белого тополя. Помимо того, что это одна из самых известных картин, "Мона Лиза" - бесценна, любая умозрительная цена (некоторые называют более миллиарда долларов!) настолько высока, что ни один человек не сможет или не захочет приобрести и содержать эту картину. Более того, музей Лувра, никогда бы не продал ее.

Кто такая Мона Лиза?

Настоящее имя женщины на картине - Лиза дель Джокондо, при рождении Лиза Герардини (15 июня 1479 года - 15 июля 1542 года). Она происходила из богатой семьи и жила в итальянском городе Флоренция. Считается, что картина была заказана ее мужем Франческо дель Джокондо, торговцем тканью и шелком, который женился на Лизе, когда ей было 16 лет. К тому времени муж был на много старше и схоронил двух жен. Вместе у пары было 5 совместных детей и один от прошлого брака.

На протяжении веков историки задавались вопросом об истинной личности женщины в знаменитой картине да Винчи. Лиза дель Джокондо всегда была самым возможным кандидатом, так как в более поздних публикациях были ссылки на нее, но вопрос оставался открытым для обсуждения. Только в мае 2005 года эксперт по рукописям Гейдельбергского университета (Германия) Армин Шлехтер нашел ответ в копии работ Цицерона, где в 1503 году Агостино Веспуччи, флорентийский чиновник и друг Леонардо, написал на полях, что теперь живописец работает над тремя картинами, в том числе над портретом Лизы дель Джокондо.

заметка на полях в трактате древнеримского философа Цицерона "Epistulae ad Familiares" 1477 г. издания, сделанная на латыни, флорентийцем Агостино Веспуччи, которая разгадывает тайну личности Мона Лизы.
заметка на полях в трактате древнеримского философа Цицерона "Epistulae ad Familiares" 1477 г. издания, сделанная на латыни, флорентийцем Агостино Веспуччи, которая разгадывает тайну личности Мона Лизы.

Путь к славе

В 1516 г. Леонардо получил приют у французского короля Франциска I, который стал для него идеальным покровителем. Король подарил художнику дом в Кло-Лосе близ своего замка в Амбуазе. Здесь гениальный флорентиец и умер в 1519 г.

Замок Кло-Люсе, где жил и скончался да Винчи
Замок Кло-Люсе, где жил и скончался да Винчи

Считается, Леонардо да Винчи, будучи человеком скрупулёзным и ответственным оставил завещание, помимо иного имущества завещав портрет "Мона Лизы" любимому ученику Джан Джакомо Капротти да Орено (Салаи "Дьяволенок"). 19 января 1524 г. в возрасте 44 лет сумасбродный Салаи был зарезан в пьяной драке. Картину унаследовали его сестры, у них-то и выкупил шедевр да Винчи - Франциск I. Если дело обстояло именно так, то «Джоконда» является законной собственностью французского народа.

Первым местом, где не только художники увидели «Джоконду», была баня Франциска I, во дворце Фонтенбло (Париж).

Дворец Фонтебло
Дворец Фонтебло

Король поместил картину в баню не потому, что не понял, какой шедевр ему достался, а как раз наоборот. Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. Вообще, это не совсем точно, называть ее баней, потому что поглядеть на французского короля, который нежится в ванне с теплой водой приходили люди за отдельную плату, там он решал государственные вопросы, которые не терпели и требовали срочности, развлекался с любовницами, принимал послов. Кроме эротических фресок и скульптур ее украшали любимые картины Франциска, а он предпочитал все светлое и радостное. В такой компании и оказалась «Мона Лиза». По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая, игривая женщина». Таковой и считали ее Франциск и его придворные. Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы». Набожные католики крестились при виде «веселой, игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой.

Два века «Мона Лиза» «путешествовала» по королевским дворцам: но менялось не только время но и стили живописи на смену ренессансу (14-16 века), основным представителем которого был да Винчи, пришли барокко, рококо, классицизм."Мона Лиза" до такой степени не вписалась в моду на идеальных красавиц классицизма и фривольных пастушек рококо, что короли-коллекционеры к ней охладели. Ее перевели в покои министров. Потом она спускалась все ниже и ниже по лестнице придворной иерархии, пока не оказалась в одном из темных закоулков Версаля. Когда в 1750 году 100 лучших картин из коллекции французского короля были показаны в Париже избранной аристократической публике, ее среди них не было.

Примеры живописи Барокко, Рококо
Примеры живописи Барокко, Рококо

После Французской революции французский народ завладел всем искусством в королевских дворцах, для первого в мире публичного музея в Лувре. Член королевской академии живописи, Жан Онаре Фрагонар по достоинству оценил «Мону Лизу» и распорядился включить ее в состав самых ценных картин музея.

В 1800 года генерал Наполеон Бонапарт повесил картину, которую он назвал «Мадам Лиза», на стену своей спальни во дворце Тюильри в центре Парижа, чтобы «полюбоваться им» даже ночью. Спальня Наполеона оказалась для «Мона Лизы» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска I. Наполеон ничего не смыслил в живописи, но доверял профессионалам. Раз Фрагонар сказал, что «Мона Лиза» — великое произведение, значит, так оно и есть.

Позже Бонапарт "влюбился в молодую итальянскую женщину, которая имела удивительное сходство с дамой на картине". Оказалось, что этой женщиной была Тереза Гуаданьи, потомок Лизы Герардини.

Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре. В 1815 году, «Мона Лиза» впервые была доступна для публичного просмотра.

Мужчины умирали от любви к ней

В 1852 году художник по имени Люк Масперо бросился с четвертого этажа парижского отеля, оставив предсмертную записку, в которой говорилось: "В течение многих лет я отчаянно пытался разгадать ее улыбку. Сейчас я предпочитаю умереть".

В 1910 году один возлюбленный поклонник пришел в Лувр исключительно для того, чтобы застрелиться, глядя на картину.