Арабы в средиземноморье и Испании
В то время как королевство франков трещало по швам, на юге успешно действовали арабы, завоевывая страну за страной, обращая их в Ислам.
Арабы дошли до южных берегов Средиземного моря, промчались по Северной Африке и превратили подконтрольные им земли в мусульманские страны, какими они являются и поныне. Если раньше там господствовало христианство, то теперь эта земля была потеряна для него, и средиземноморский регион стал полем сражений христианской и мусульманской цивилизаций. Торговля ухудшилась, приморские города пришли в запустение.
Мусульмане не встретили на своем пути серьезного сопротивления, а потому уверенно шли дальше на восток и север, не собираясь останавливаться. Средиземноморские христианские территории скукожились до небольшой полоски земли в Северной Африке. За полоской этой лежал Гибралтар, а за ним - Испания, принадлежавшая вестготам, а дальше, собственно Европа.
Испания оказалась лакомым кусочком для мусульман, во многом потому, что им был на руку царивший внутри страны хаос. Флота у вестготов не было, побережье было незащищенным.
В 709 году умирает король вестготов Витица. Арабы скапливаются на другом берегу Гибралтара, а в Испании как обычно ведётся возня за королевский трон. В итоге короновали некоего Родерика.
Враг наконец вторгся в южные владения Испании. Однако, среди завоевателей не только арабы, но также берберы, составляющие основу арабской армии. Та часть Северной Африки, которая была ближе всего к Испании, еще в римские времена называлась Мавританией. Поэтому живших там людей называли маврами.
Войсками мавров в Северной Африке командовал человек по имени Муса ибн Нузаир. Муса ибн Нузаир очень внимательно отнесся к нападению на Испанию. В 711 году недалеко от Кадиса армия мавров, увеличившаяся до двенадцати тысяч, встретилась с намного более многочисленной армией вестготов. Казалось бы, вестготы должны победить. Но раздоры среди вестготских правителей стали причиной предательства. В решающий момент битвы часть вестготской армии покинула поле боя. Мавры наголову разбили вестготов.
Так и сложила свою голову вестготская держава, а Родерик остался в истории под именем «последнего гота».
Быстрая победа мавров деморализовала вестготское общество. Крестьяне были абсолютно беспомощны перед завоевателями. Не мало усугубили ситуацию евреи, оказав помощь маврам, однако понять их можно - они уже более столетия подвергались жесточайшим гонениям со стороны христиан.
К 714 году мавританские военачальники, Муса и Тарик, завершили завоевание земель, когда-то принадлежавших Вестготскому королевству. И только северные, горные области страны остались незахваченными. Люди, укрывшиеся там, основали маленькое христианское королевство и еще семь веков воевали против мавров за освобождение своей земли.
Арабы в Европе
Мавры бушевали в Испании. Во Франкии же мажордом Пипин Геристальский лежал при смерти. Этот человек был сильным мажордомом, и его смерть на фоне арабской угрозы ничего хорошего для франков не предвещала. Наследников у Пипина не осталось, и неизбежна была очередная беспощадная борьба за место мажордома.
Арабы, расположившиеся за Пиренеями с интересом поглядывали на междоусобицу во Франкии.
Сыновья Пипина были мертвы. Страной какое-то время пыталась управлять вдова Пипина, но Нейстрийцев такое положение не устраивало и они подняли восстание. Надо сказать, что во время всех этих событий жил и здравствовал законный король, Дагоберт III, который номинально правил Австразией и Нейстрией. Но это никого не смущало.
У Пипина был внебрачный сын, звали его Карл, ему суждено было покрыть себя такой славой, что его имя, изначально имевшее не самое благородное значение, стало очень популярным в королевских семьях Европы. Славы удостоились также внук и тезка Карла. Карлами называли королей Австрии, Великобритании, Франции, Германии, Венгрии, Италии, Испании и Швеции. Но факт остается фактом: первым Карлом был сын Пипина Геристальского.
Карл за свою жизнь совершил немало бравых военных подвигов и к его имени даже присовокупили слово — Мартелл, то есть «молот».
После смерти Пипина Геристальского, его вдова немедленно заточила молодого Карла Мартелла в тюрьму – он представляет собой немалую опасность для ее внуков. Однако ее владычеству пришел конец, когда нейстрийцы разбили ее войска в битве. В это время Карлу Мартеллу удалось бежать. Он взял на себя руководство отчаявшимися австразийскими солдатами и нанес нейстрийцам два серьезных поражения. После этого он заставил законную вдову своего отца признать его владыкой Австразии.
Более десяти лет Карл Мартелл провел в боях, объединяя Франкское королевство под своим владычеством так, как это было при его отце. А в это время в соседней Испании мавры наращивали силы.
К югу от Нейстрии, между рекой Луарой и Пиренеями, располагалась страна, которая называлась Аквитания. За два столетия до описываемых нами событий Хлодвиг I отвоевал Аквитанию у вестготского короля Алариха II. Это было последним великим завоеванием Хлодвига, но Аквитания так и не стала по-настоящему франкской территорией. Она оставалась почти независимой. Аквитанией правили аквитанские герцоги, а культура этой страны была очень близка к римской. Во всяком случае, Аквитания была намного более цивилизованной страной, чем соседняя, франкская Нейстрия.
Когда мавры завоевали Испанию, Аквитанией правил герцог по имени Юд. Юд заключил союз с сильным и готовым к обороне Карлом Мартеллом, чем обезопасил себя от набегов мавров.
В 721 году ему удалось разбить армию мавров на подступах к своей столице, Тулузе.
В 732 году мавры отправились в поход на Аквитанию. Юд понял, что не справится с ними, и был вынужден снова обратиться за помощью к Карлу.
Маврами обладали преимуществом в виде неплохой, легкой конницы, потому Карл Мартелл решил обзавестись собственной кавалерией. Вот только на подготовку и вооружение такой конницы требовались деньги. Карл взял их у церкви. Веками церковь умножала свои земельные богатства и теперь владела почти третью земель королевства. Часть земель принадлежала епископам, воевавшим в войне с Карлом на стороне Нейстрии. Карл рассудил, что может забрать земли себе, объяснив это тем, что воевавшие против него епископы утратили права на свои владения.
Карл пожаловал своим солдатам достаточно земли для того, чтобы у них хватило средств на хорошее оружие и коней. Поскольку причина была уважительная — борьба с маврами, церкви ничего не оставалось, как согласиться. Однако в более позднее время церковные хронисты писали, что за грехи — грабеж церкви — черти утащили Карла Мартелла прямо в ад.
В 732 году произошла знаменитая битва при Пуатье. Конница мавров раз за разом пыталась пробить защиту франков, но тяжелая кавалерия Мартелла стояла насмерть. Мавры несли большие потери. С каждой атакой их становилось все меньше и в итоге они ушли назад за Пиренеи.
Существует мнение, что битва при Пуатье явилась поворотным моментом в истории, потому что тогда удалось остановить наступление мавров в Европу и, если бы франки проиграли, то и вся Европа была бы мусульманской. Однако сомнительно, что мавры были столь опасны. У них хватало проблем в Испании, которая вовсе не собиралась покоряться. Испанские партизаны постоянно досаждали завоевателям, да и сами захватчики не ладили между собой. Поэтому мавры, которых разгромил Мартелл при Пуатье, не были такой грозной силой, какими их рисовали. Если бы Мартелл и проиграл сражение, вряд ли Европа безропотно покорилась маврам. Гигантская империя арабов уже трещала по швам.
Как бы то ни было победа неимоверно подняла престиж Карла Мартелла и помогла ему объединить Франкское королевство. Карл был и оставался мажордомом, в то время как на троне один король династии Меровингов сменял другого. После Дагоберта III, царствовавшего в то время, когда великий мажордом только начинал свою карьеру, на трон взошел его двоюродный брат, Хильперик II, а потом его сын — Теодерик IV.
В 737 году Теодерик умирает. Трон освободился. И Карл Мартелл позволил ему остаться незанятым, чего никто не заметил: настолько Меровинги были далеки от реальной власти. Даже тогда, когда королевский трон опустел, Карл не пытался занять его, не пробовал посадить на трон своего сына. Законность короля по-прежнему была очень важна для франков. Кроме того, Мартелл никогда не забывал, что случилось с братом его бабушки, Гримвальдом.
Литература:
- Айзек Азимов "Тёмные века. Раннее Средневековье в хаосе войн".