Работы французской художницы Аделаиды Лабиль-Гиар (1749—1803) мало известны широкой публике, они почти полностью затмеваются картинами её более раскрученной соперницы и современницы Элизабет Виже-Лебрен (1755—1842).
Как и мадам Виже-Лебрен, она была выдающимся портретистом, но в отличие от Элизабет Аделаида не находилась под покровительством французской королевы Марии-Антуанетты, что, возможно, и объясняет её меньшую известность.
Портреты Аделаиды Лабиль-Гиар отличаются замечательным мастерством передачи материалов и поразительным сходством с моделью. Мадам Виже-Лебрен, будучи более светской, несомненно, больше льстила своими моделями (и это тоже, возможно, давало ей больше плюсиков в карму).
На портрете внизу, получившем название «Счастливый сюрприз», мы видим молодую женщину, лежащую на подушке, с легко повернутойй от нас, в направлении пришедшего гостя, головой.
Её взгляд и легкая улыбка позволяют нам предположить, что она рада гостю. При развороте, ее белый лиф спал и обнажил грудь.
Мягкий и ясный свет заставляет сиять её глаза, зубы, губы и маленькие колечки в ушах.
Эта пастель раскрывает огромный талант Аделаиды Лабиль-Гиар в передаче бархатистых оттенков кожи модели, блеска шелковой ткани подушки и волос.
До революции женщине во Франции было очень трудно работать художником и конкурировать с коллегами-мужчинами. Ни при каких обстоятельствах они не могли быть учениками в мастерской художника, чтобы научиться художественному ремеслу, и едва ли могли даже близко подходить к таким чувственным темам, как на этой картине.
Поэтому не удивительно, что в 1783 году даже вышла брошюра, в которой женщины-художницы, в том числе и Лабиль-Гиар, были обвинены в мошенничестве. В том, что картины за них писали их любовники, а они лишь подписывали их своими именами.
К счастью, в наши дни такое невозможно.