Найти тему
Живописные истории

Картина о любви и смерти от основателя прерафаэлитизма Данте Габриэля Россетти

Британский художник Данте Габриэль Россетти (1828—1882) родился в Лондоне в очень творческой итальянской семье. Его отец, брат и сестра были поэтами и любителями искусства.

Так что, вполне закономерно, что он рано увлекся литературой и средневековым искусством, обожал своего теску Данте и писал много стихов.

В 20-ти летнем возрасте Россетти вместе с друзьями Уильямом Холманом Хантом и Джоном Эвереттом Милле, разделявшими его художественные и литературные вкусы, основал братство прерафаэлитов.

"Благовещение (Ecce Ancilla Domini)", 1850 г. Британская галерея Тейт, Лондон
"Благовещение (Ecce Ancilla Domini)", 1850 г. Британская галерея Тейт, Лондон

Но получив ужасный приём своих первых, в качестве художника-прерафаэлита, картин «Детство Девы Марии» (1849) и «Благовещение (Ecce Ancilla Domini)» (1850), Россетти практически прекратил выставляться и на некоторое время отказался от живописи,  посвятив себя акварели, оставаясь, правда, верным принципам братства.

В работе с акварелью художник использовал особую технику, позволяющую получать эффекты, близкие к средневековой иллюминации в рукописях. А сюжеты его картин были вдохновлены стихами Данте, которые он перевел на английский язык и средневековой литературой.

Все это время рядом с ним была его любимая модель Элизабет Сиддал, с которой он познакомился в 1850 году и на которой женился в 1860 году.

 "Блаженная Беатриче", Тейт Британия, Лондон
"Блаженная Беатриче", Тейт Британия, Лондон

К несчастью, их семейная жизнь была недолгой. В 1862 году Элизабет умерла. И Россетти, тоскуя по жене, решает написать картину под названием «Блаженная Беатриче (Беата Беатрис)», где придает умирающей Беатриче Данте черты любимой Элизабет.

Работа наполнена странной символистской атмосферой.

Красная птица приносит молодой женщине цветок белого мака (намек на смерть Элизабет Сиддал от передозировки лауданума?).

Её голова запрокинута, глаза закрыты в каком-то экстазе. Кажется, что тень смерти лежит на девушке. Позади нее, посреди пейзажа, окутанного туманом, Амур приближается к Данте, держа в руке горящее сердце.

Всё это вызывает грусть и нежность. Мысли о скоротечности жизни и мимолетности всего, кроме любви.