В инсценировке "Мертвых душ" Михаила Булгакова есть интересный диалог Чичикова с Губернатором.
Чичиков. Поприще службы моей началось в казенной палате. Дальнейшее же
течение оной продолжал в разных местах. Был в комиссии построения...
Губернатор. Построения чего?
Чичиков. Храма Спасителя в Москве, ваше превосходительство.
Неужели Чичиков причастен к созданию этого сооружения?
Однако у Гоголя про храм Спасителя в поэме не сказано ни слова.
Но есть упоминание о том, что
Чичиков входил в комиссию «для построения какого-то казенного весьма капитального строения»:
«Шесть лет [комиссия] возилась около здания; но климат, что ли, мешал, или материал уже был такой, только никак не шло казенное здание выше фундамента. А между тем в других концах города очутилось у каждого из членов по красивому дому гражданской архитектуры: видно, грунт земли был там получше».
Гоголь тут намекает на историю несостоявшегося строительства храма Спасителя на Воробьевых горах.
В конкурсе на лучший проект храма победил Карл Витберг с вот таким проектом. Архитектору на тот момент было 28 лет и он не имел опыта руководства строительными работами.
Здание планировалось грандиознейшее. Строительство было начато, финансирование тоже.
Но поставщики и другие заинтересованные лица так обманывали неопытного архитектора, что от выделенных средств у него почти ничего не осталось.
А потом еще выяснилось, что грунт на Воробьевых горах совершенно для такой постройки не подходит. И строительство было свернуто.
Позже возведут всем нам известный храм Христа Спасителя по типовому проекту Тона.
Но почему Булгакову было так важно в инсценировке упомянуть строительство храма Спасителя?
Пишет он ее в 1930-32 годах.
А храм Христа Спасителя был взорван в 1931 году. И для зрителей того времени инсценировка становилась более актуальной от этого упоминания.
И для современных зрителей тоже.